Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (888) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Агрессия ребенка на учителя

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Агрессия ребенка на учителя

№39 (888) / 18 октября ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №38 (887)

Юлия Александровна, поступило несколько вопросов, касающихся агрессивного поведения ребенка – не по отношению к сверстникам, а по отношению к учителю. Проявления самые разные: начиная с того, что ребенок хватает за одежду и толкается, и заканчивая тем, что он без спроса берет вещи со стола учителя. Как быть в этой ситуации? Каковы ее причины?

– Действительно, родители в последнее время стали приходить с вопросом: «Почему мой ребенок так относится к учителю?» Чаще всего (практически 99%) это мальчики. Родители мальчиков приходят с вопросами, почему они так ведут себя по отношению к учителю. Сразу скажу: не ко всем учителям этот ребенок будет настолько агрессивен – значит, дело не только в ребенке, но еще и в учителе. Родители правильно формируют вопросы: «Что делать в этой ситуации? Как относиться именно к этому учителю?» Мне бы хотелось сказать, что педагог должен подойти к психологу и спросить: «Почему этот ребенок ко мне так агрессивен? Что мне нужно сделать?» Когда это двухсторонний процесс – то есть родитель решает вместе с ребенком, что можно и что нельзя делать, и педагог сам работает над собой, чтобы у него был контакт с ребенком, – тогда у нас будет положительный результат. Даже когда мы не имеем перед собой педагога, в отношении которого такие действия предпринимаются, работа может вестись.

Хотя давайте оговоримся, что есть педагоги, которые позволяют так к себе относиться. Они не обращаются к психологу, не жалуются родителям. Бывают случаи, когда у ребенка не пишет ручка, он встает и берет ее со стола или даже выхватывает и начинает писать сам. Это тоже неуважительное поведение, которое может принять более серьезные формы, вплоть до агрессии к педагогу.

Случаи, когда дети более старшего возраста позволяют себе издевательства над учителями, даже освещаются в средствах массовой информации.

– Конечно, мне хочется немного насторожить всех педагогов, чтобы они не позволяли ученикам вести себя грубо, неуважительно или вызывающе в отношении себя. Обращайте на это особое внимание.

Юлия Александровна, а на какие еще детали надо обратить внимание педагога, кроме того, что ребенок подошел и взял ручку без спроса?

– Первая деталь – это когда ребенок начинает обращаться с педагогом на «ты», может даже сказать: «Эй ты!» Такое обращение уже имеет под собой основу, это связано с неуважением, пренебрежением, пониженным авторитетом и т.д. Другая форма – когда ребенок, не называя преподавателя по имени-отчеству, может стукнуть его по плечу и о чем-то спросить либо вообще, не обращаясь к педагогу, начать о чем-то говорить. Тогда учитель должен обратить внимание на это и сказать: «А ты с кем разговариваешь? Мы с тобой даже не поздоровались. Почему ты разговариваешь со мной, не обращаясь ко мне по имени? Давай еще раз!» То есть нужно приводить форму обращений к нормативу.

Вернемся к тому, что делать, когда ребенок ведет себя агрессивно с педагогом. Нужно помнить, что за данным поведением может стоять отношение к конкретному педагогу (то есть он позволяет с собой так себя вести) и отношение к взрослым вообще. Мы можем предположить, что такой ребенок так же дерзко и неуважительно ведет себя в семье с родителями. Когда педагог приходит к родителям с вопросом: «Как вы обращаетесь с ребенком в семье? Как он себя ведет с вами?» – здесь нужно понимать, что все то привычное в отношении взрослого, что ребенок получает в семье, он приносит в школу. Если родителя можно стукнуть, обозвать, то ребенок приносит в школу это поведение и ведет себя точно так же по отношению к учителю. Значит, нужно корректировать эту ситуацию в семье и запретить ребенку вести себя резко и дерзко.

Есть еще одна причина агрессивного поведения – когда ребенок хочет заслужить лидирующую позицию в классе. Для этого ему нужно совершить какой-то «высокий» поступок, тогда ученик начинает нападать на педагога. Конечно, видя ученика, нападающего на учителя, одноклассники начинают смотреть на него иначе, они могут видеть в нем действительно смелого, умеющего рисковать ребенка, и он начинает играть на публику, оскорбляя педагога, дабы заслужить уважение. Тогда придется работать со всем классом, который является побуждающим и мотивирующим фактором такого дерзкого поведения. Очень часто учителя жалуются, что какой-то ребенок в классе набирает себе группу единомышленников, которые обсуждают некие ситуации нападок на педагога, и урок у них посвящается тому, как смелее поступить в отношении него.

Неужели такое бывает у детей младшего школьного возраста?

– Да, в третьем и четвертом классах. В этом случае очень полезна встреча данной группы детей вместе с родителями и обсуждение такого формата взаимодействия и общения. Но прежде всего это работа семьи: надо объяснить ребенку, как себя ведут воспитанные люди, как можно себя вести в отношении взрослых и учителей, как себя непозволительно вести. Придется в семье обговаривать правила, которые включали бы в себя наказание и поощрения за подобное поведение.

Юлия Александровна, Вы сказали, что ребенку надо объяснить, как ведут себя воспитанные люди, а какое поведение непозволительно. При этом не надо называть ребенка невоспитанным?

– Я вижу, что очень часто ребенок ведет себя плохо не потому, что он плохой, просто он еще чего-то не понял, не усвоил, не принял для себя, и это не стало для него правилом. Вообще я не склонна винить ребенка в каких-то нарушениях, скорее всего – это педагогическое упущение; он чего-то для себя еще не определил; поэтому невоспитанным ребенка можно назвать тогда, когда мы понимаем, что к этому периоду все воспитательные задачи решены, все, что нужно знать по жизни, ребенок уже усвоил, но не выполняет этого. Поэтому агрессивные дети– это, скорее всего, невоспитанные, у которых идет усвоение смелого, дерзкого поведения с какой-то определенной целью или по какой-то причине. Есть смысл в этом разобраться: либо это педагог, либо это желание заслужить интерес и авторитет группы таким поведением. Когда вы поймете, в чем причина агрессии, то, я думаю, ее будет легко устранить.

Юлия Александровна, лично для меня Вы раскрыли причины неуважительного поведения агрессивных детей. Если говорить о том, что педагог сам позволяет ребенку так вести, то это можно логически представить, что ребенок не научен и чего-то не знает. Но, например, класс, который побуждает ребенка, или целая группа школьников, которая готовит заговоры против учителей, – это для меня удивительно: каждый случай требует особого внимания, если они повторяются?

– Конечно.

Какие рекомендации и советы Вы можете дать родителям и педагогам?

– Сначала я хотела бы обратиться к педагогам, которые чувствуют на себе агрессию и неуважение детей. Смелее подходите к ним с вопросами, решайте, почему дети ведут себя подобным образом именно по отношению к вам. Это имеет более глубокие причины, кроющиеся в вашей профессиональной линии и вашем стиле, манере общения.

Другой случай – это когда родителям говорят, что их ребенок не уважает учителя. Тогда нужно обратить внимание на то, как они сами относятся к учителю, и повысить за счет собственных комментариев авторитет и положительное мнение о нем. Агрессивному ребенку, который пытается заслужить интерес класса, можно порекомендовать отличиться в чем-то другом: «Ты молодец, ты смелый мальчишка. Давай ты сделаешь что-то в соответствии с твоими интересами и способностями, и ты отличишься в этом…» Может быть, это сделает педагог, в отношении которого проявилась данная агрессия. Я вижу очень интересную идею – стать другом ребенка, который проявляет агрессию к педагогу, подружиться с ним. И тогда он вместо агрессора и невоспитанного ребенка станет вашей правой рукой, вашим помощником. Именно он будет помогать организовывать какие-то дидактические вещи на уроке, о чем-то предупреждать класс, а может быть, контролировать дисциплину во время урока и т.д. Подружитесь с ребенком и попробуйте понять, чего он хочет, проявляя агрессию. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Людмила Моисеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс