Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (888) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 28

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 28

№39 (888) / 18 октября ‘16

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) – №38 (887)

Продолжим разговор о Псалтири. Сегодня 28-й псалом.

– Совершенно верно, его название звучит так: «Исхода скинии». Когда мы начинаем беседу о скинии, то всегда говорим о тех, кто служит у нее. Есть предписание, как говорят святые отцы, чтобы священники не просто исходили из скинии и входили в нее (а они были единственными, кто мог войти в Храм Господень, во Святая святых, и служить во дворе Божием), – их обязанностью было великое служение Богу. А через что оно осуществлялось? Через жертвоприношение, молитвословие и, конечно, через служение всею своей жизнью.

Когда рукополагается священнослужитель в нашей Церкви, ему на шею надевается крест, на обратной стороне которого есть надпись «Образ буди верным». В чем верным? В житии – делом и словом. Этот образ священник должен нести всегда. Его служение – чистая жизнь, благопристойное поведение, благоговейное и благочинное служение Богу, потому что в Церкви, как говорит апостол Павел, все благообразно и по чину совершается. Посему, конечно же, мы имеем в виду высоту служения.

Но святые отцы говорят, что псалмопевец Давид под исходом из скинии, в первую очередь, конечно, понимал выход души из тела, как священника – из скинии. Перед разлучением душа должна наполниться теми добродетелями, которые будут решающими, чтобы войти в вечные обители.

А что для этого нужно? Жертвоприношение. Но мир уже христианский, мы не устраиваем всесожжений. Единая Бескровная Жертва – Сам Господь, пострадавший за все человечество. Значит, чтобы быть участниками этой Жертвы, мы обязательно должны иметь силу и возможность бывать на богослужении, и не только бывать, но и молиться вместе со всеми, чтобы наполнить себя великой благодатью, безмерным и неизреченным подвигом Самого Спасителя через участие в таинствах. Конечно же, мы должны готовить себя к молитвословию, как и священники при исходе из скинии для совершения жертвоприношения. В жизни обязательно должна совершаться молитва. Господь ведь не требует от человека чрезмерного, но благочестивое правило, которое вменено в ежедневное совершение человеку, обязательно должно исполняться. Это и утренняя, и вечерняя молитва, и чтение Священного Писания, «аще кто может вместить», и дальнейшее большее молитвословие. Но малое и необходимое обязательно должно совершаться. И, конечно, сама жизнь должна быть благопристойной, благочестивой. Человек должен все совершать благочинно и то, что ему предписано, исполнять в обязательном порядке. Тем самым он будет подготавливать свою душу к исходу из тела, исходу из скинии – прообраза тела человеческого.

Вот такой очень глубокий псалом. Дальше будет говориться о дальнейших шагах, о служении, которое ждет человека, о том, что на этом пути ему предстоит встретиться со всякими трудностями и испытаниями, но он должен преодолевать их и правильной мыслью, и правильными действиями, которые она порождает.

«Принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви, сыны овни, принесите Господеви славу и честь». О чем здесь говорится? Святые отцы учат, что «слава и честь», которую мы должны принести, – это высота нашего служения. Но в чем она заключается? Святоотеческое толкование этого псалма призывает посмотреть на святых апостолов, которые являются сынами Божиими, ведь так их называет Сам Христос в Священном Писании: «Восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, Богу Моему и Богу вашему». Он говорит, что для святых апостолов Бог является Отцом, а они, по благодати, – сынами Божиими. «Принесите Господеви сыны овни». Овен – это овца, ягненок. Но какой плод должны принести святые апостолы? Они собрали человеческие души, когда распространили веру Христову по всей земле, просветили языческие народы и тем самым принесли к подножию Отца Небесного души человеческие, спасенные и просвещенные светом Христовой истины.

«Принесите Господеви славу и честь». Здесь, конечно же, мы должны говорить о высоком содержании, которым человек должен наполнять себя через исполнение заповедей Божиих, через служение Ему, в том числе и словом. Вот наша сегодняшняя передача – это служение Господу. Через что? Через слово: человек возвышается не только делом, но и словом. И в то же время словом возвышается Господь. Им же Он может быть и унижен, если слово это неправильное, если дело это неблагочестивое. Поэтому поступками нашими и речью мы либо прославляем имя Божие, либо хулим, об этом говорит нам Священное Писание.

Отец Алексий, очень часто раздаются голоса: богослужение на церковнославянском языке непонятно, давайте перейдем на русский. Всегда возражаешь, что церковнославянский язык – это язык, на котором не написано ни одного дурного слова, ни одной дурной книги, это возвышенный язык. Посмотрите, когда дети берутся за его изучение, они даже по-другому начинают думать!

– Вот когда я был в Германии, Владыка Марк, который там родился и вырос, очень хорошо сказал: «Мы сейчас часто служим Литургию, особенно по субботам, на немецком языке. Но тайные молитвы я читаю на славянском». Мы спрашиваем: «Почему, Владыка?» – «Потому что немецкий язык, родной для меня, не может донести всю глубину, красоту и ту благоговейную благодать, которую дают эти молитвы. Не всякий язык может это выразить».

Например, мы знаем, что англичане не поют «Господи, помилуй», они поют «Кирие, элейсон». Они не могут перевести «Господи, помилуй» на свой язык. Чтобы излить всю глубину и тонкость этой покаянной молитвы, они просто оставили «Кирие, элейсон». Здесь нужно понимать: то, что несет церковнославянский язык, – это действительно глубина и благодать. И об этом говорил Владыка Марк – очень глубокий, совершенно удивительный человек, филолог, знающий около восьми языков (он владеет арабским, еврейским, английским, немецким, русским, испанским и другими языками). И вот он высказал такую глубокую мысль: «Не могу тайные молитвы читать по-немецки». Не доносят они всей глубины, и он это очень чувствует.

Мы должны понимать, что больше всего о смене языка богослужения говорят те, кто не имеет постоянной практики хождения в церковь. Кто регулярно бывает в доме Божием, не нуждается в переводе богослужения с церковнославянского языка.

Владыка еще говорил, что когда ему кто-то из наших соотечественников заявляет, что надо бы перевести богослужение на русский язык, он их спрашивает: «А что, славянский – это не ваш родной язык? Вы же славяне!» Для иностранцев это звучит очень нелепо. Я думаю, что мы должны к этому прислушаться, и тогда наше нерадение нельзя будет ничем оправдать.

Я вообще бы в школах ввела церковнославянский язык. Изучаем же мы английский, и сейчас, сказали, будет второй обязательный для изу-чения язык – немецкий или французский. Почему бы нам первооснову свою не изучать? Как было бы красиво, да и преподаватели есть!

– Совершенно верно! Но человеку свойственно наступать на одни и те же грабли. Сокращают преподавание русского (или вообще его убирают из школьной программы), а вводят иностранные языки. Но интерес к языкам сейчас не оправдан. Настало такое время, когда нас нигде не ждут, да и экономически, наверное, уже скоро невозможно будет куда-то выехать, и этот язык, в который вложено столько средств и времени, останется ненужным и предастся забвению.

Спасибо, отец Алексий.

– Ну что ж, продолжим. Удивительный, конечно, псалом! Дальше Давид говорит: «Принесите Господеви славу имени Его, поклонитеся Господеви во дворе святем Его». Это пророческие слова. Творцу надо приносить славу, а мы сказали, что обретаем ее через служение Богу, через исполнение заповедей Его. А вот поклоняться надо «во дворе святем Его», то есть в храме Божием. Есть церкви, где мы должны молиться. Можно на всяком месте поклониться Богу, но все-таки истинное служение – в храме Божием, где все тебя направляет на молитву, а не где-то на стадионе. Конечно, здесь нужно говорить и о чистоте помыслов на молитве (далее об этом также будет сказано, особенно в следующем псалме). Псалмопевец говорит и о силе слова Божиего, которое звучало, и пророчествует о том, как оно раздастся на Иордане: «Глас Господень на водах. Бог славы возгреме, Господь на водах многих». То есть глас Господень слышится только тогда, когда его возможно услышать, Он подает его верным своим. «Бог славы возгреме» – как гром гремит и слышится во всех концах вселенной, так слышен и глас Божий. «Господь на водах многих» – Создатель освятил и всю водную стихию вместе со струями иорданскими. Так происходит каждый раз, каждый год, ведь когда мы освящаем воду, освящается вся водная стихия.

«Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии» – только тот человек, который высоко духовно поднимается, который в жизни своей, напрягаясь, становится крепким, сильным духовно, может слышать глас Самого Господа.

Еще говорится, что глас Господень – в великолепии. Что это значит? Великолепный – это ведь не только внешне красивый. Человек приятной наружности не может быть великолепным, если начинает изрыгать хулу, матерную брань или творить какие-то непотребства, с ним вообще не хочется общаться. Он может вас предать, осквернить и так далее. Какого же человека можно назвать великолепным? Того, кто обладает мудростью духовной. Почему, когда мы видим мудрого, духовного человека, с ним хочется общаться: мы не смотрим, какой у него носик – ровненький или курносенький, ушки – большие или маленькие, борода – пышная или маленькая, седая или черная? Мы видим красоту его мысли, духовную проницательность, и с таким человеком, конечно, хочется общаться. Глас Господень – в крепости и великолепии, но они должны мериться не нашими земными параметрами.

«Глас Господа, сокрушающаго кедры, и стрыет Господь кедры Ливанския». Говоря о кедрах ливанских, мы говорим об их высоте, стройности и неприступности. Кедр ливанский – это все-таки не яблонька, его не наклонишь, он стоит горделиво, порой даже на недоступной высоте. Господь сокрушает эти кедры, то есть сокрушает гордыню человеческую, его высокомерие и «неприступность». «Стрыет Господь» – то есть сотрет кедры ливанские, разрушит их, сокрушит. Прежде всего, под кедрами подразумеваются языческие правители, которые высоко на склонах гор посреди этих деревьев ставили жертвенники – если не приглядываться, невозможно было различить, где кедры, а где языческие идолы. Господь сокрушит и тех идолов, которые человек через свои страсти ставит и взращивает в собственной душе. В этом глубокий смысл 28-го псалма.

«И истнит я яко тельца Ливанска, и возлюбленный яко сын единорожь». Как разгневанный Моисей, спустившийся с горы Синайской и увидевший, что народ, решив, что Моисей отсутствует слишком долго и уже не вернется, построил себе для поклонения «истинному богу» тельца, разбил его в негодовании, так и Господь сокрушит этого языческого тельца. Но как разрушит, чем? «И возлюбленный яко сын единорожь» – разрушит через Сына Своего Единородного. Кто такой единорожь? Это единорог – свободолюбивое и непобедимое животное. Он очень силен, может победить любого врага, с ним никто не способен справиться, он никогда не будет подчиняться и не станет домашним животным. Почему здесь такое сравнение? Мы привыкли говорить о Христе как об Агнце Божием: «се, Агнец Божий, вземляй грехи мира», о кротости и смирении Господа, о той Божественной любви, которая явилась жертвенной. Но здесь мы видим сравнение с непобедимым и свободолюбивым животным, и оно говорит нам о том, что Господь не пойдет на поводу у греха, а всегда его победит.

«Глас Господа, пресецающаго пламень огня». Что значит «пресецающаго пламень»? Это разделяющий пламень огня, но мы знаем, что огонь, как его ни дели, всегда будет всепожирающим. Но мы знаем, что Благодатный Огонь в первые минуты светит, горит, излучает тепло, но не обжигает и не опаляет – значит, огонь может обладать и другими свойствами. Из Священной истории мы знаем, что благодать Святого Духа сошла на апостолов в виде огненных языков – озарила, осветила, наполнила их, но не попалила. И святые отцы говорят нам о том, что в будущей вечности, в день Страшного Суда, огонь будет самый разный, он будет разделен, но не сам по себе, а по отношению к кому-то. Для праведников он будет светом озаряющим и согревающим, а для грешников – геенной огненной, им он будет причинять страдания, потому что осветит их богопротивную жизнь.

«Глас Господа, стрясающаго пустыню, и стрясет Господь пустыню Каддийскую». Господь Своим Пришествием изменил, «стряс» пустыню – это безводное, безжизненное, греховное место Господь наполняет святостью, Церковью Своею. Бог освящает и сотрясает человеческую пустыню языческих народов, не приносящих никакого плода и живущих, как в пустыне (а мы знаем, что эта земля ничего не родит, там ничего нет, кроме песчаной пыли, бури, зноя и холода одновременно). И языческие народы принесли огромный плод через мученичество, праведность и высоту служения Господу! Это очень глубокие слова псалмопевца Давида.

«Глас Господень свершающий елени, и открыет дубравы, и в храме Его всякий глаголет славу». Глас Господень изменяет человека. Святые апостолы и любые верующие люди уничтожают грех словом Божиим и служением Самому Господу. А дыхание – это благодать Святого Духа, которая обновляет человека. «И открыет дубравы» – что значит открыть дубравы? Дубрава – это лес, а там человека ждут всякие неприятности и от дикого зверя, и от тех же змей, насекомых, и так далее. А когда дубрава открывается, то есть вырубается лес, разбегаются звери, и человек может беспрепятственно идти дальше. Конечно, это образ души, наполненной, как зверями, всякими страстями. Когда приходит Христос, Он освящает душу, избавляет ее от страстей и пороков, и таким освященным, чистым человек прославляет Бога и служит Самому Господу, по слову псалмопевца – «и в храме Его всякий глаголет славу».

«Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век». Потоп – это большая вода. Мы знаем замечательные свойства воды – она омывает, очищает, обновляет. Всемирный потоп времен Ноя, как говорят святые отцы, потопил грехи человеческие, то есть уничтожил и омыл все греховное на земле, которая омылась и обновилась. Так же омывается и обновляется и человеческое естество в таинстве Крещения. Святые отцы и толкователи Псалтири говорят, что здесь речь идет о таинстве Крещения, которое обильной благодатью Божией обновляет всего человека, и тогда «сядет Господь Царь в век», ведь Он может пребывать только в месте чистом, обновленном, и таким становится человек после Крещения.

«Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром». Очень глубокие слова мы слышим в завершении 28-го псалма. Мы можем не прочитать Псалтирь, можем не услышать весь псалом в обычных церковных чтениях, но эти последние слова мы очень часто слышим в храме, они звучат в виде прокимнов – стихов, взятых из святой Псалтири.

Мы с вами не раз уже говорили, что Псалтирь несет в себе не только буквальный, но еще и глубочайший таинственный смысл. То мы толкуем строки псалма и говорим о Давиде, каких-то его переживаниях, то тут же переходим к христологии Псалтири и начинаем говорить о Христе, Его крещении, вхождении в воды Иорданские: здесь всегда присутствует некий таинственный смысл. Если мы спросим, где в Священном Писании больше всего пророчеств о Христе, то увидим – в самой Псалтири. Она наполнена глубочайшим христологическим смыслом. Возьмем слова из Священного Писания: «Господь крепость людем Своим даст». Господь действительно дает крепость Своим людям, но почему Своим? Получается, кому-то не дает? У кого забирается эта крепость? Господь забирает ее у тех, кто изменил Богу, отошел от Него.

Почему происходит такое шатание у многих людей, почему такая неуверенность в их жизни? В 29-м псалме мы отчетливо увидим, что Господь лишает силы, богатства, спокойствия тех людей, которые из-за грехов отходят от Бога. Но это еще полбеды. Мы видим, что сегодня происходит постоянное отхождение от Господа, когда кому-то вдруг понравилось что-то в другой религии, когда, пообщавшись с каким-то человеком, кто-то начинает восхвалять либо язычество, либо сектантство. Человек не находит в себе мира. Господь забирает у него крепость и передает тем, кто хранит истину. «Господь благословит люди Своя миром». Здесь надо помнить о том, что мир всяческий дается именно верующему человеку. Мирно, в благочестии и чистоте, он поживет в своей земной жизни, но, в первую очередь, Господь даст ему внутренний мир, спокойствие. За счет чего обретает человек спокойствие? За счет уверенности, что Господь никогда его не оставит. И, конечно, такой человек с мирным духом и в мирное время будет совершать свое служение Богу. Вот такой глубочайший псалом подарил нам псалмопевец Давид! (Продолжение следует)

Расшифровка:
Наталья Коваль

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс