Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (888) → Протоиерей Андрей Канев: Покаяние – это знание своих грехов

Протоиерей Андрей Канев: Покаяние – это знание своих грехов

№39 (888) / 18 октября ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) – №38 (887)

– Мы продолжаем знакомиться с фундаментальным богословским творением святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о смерти». Самого святителя эта тема волновала еще с юности: в те давние годы он понял, что все земные наслаждения и занятия – это пустые игрушки, в которые играют взрослые дети и которыми они проигрывают вечность. Чтобы не ошибиться так жестоко, не упустить вечной блаженной участи, дарованной нам Богом, мы должны, по словам святителя, время своей жизни посвятить познанию и усвоению Христа, Который один и дарует человеку вечное счастье. Но к этому дару необходимо готовиться.

Святитель Игнатий советовал, что нужно хотя бы на время оставить земную суету, прийти в себя, уединиться, отдаться молитве, чтению Священного Писания, святых отцов, душеназидательным беседам, ибо все это и может привести нас к познанию вечности и приготовлению к ней. Читая одну из глав «Слова о смерти» (она называется «Смерть праведников и грешников»), мы найдем и ссылки на Евангелие, и обращения к житиям святых и их творениям, и разные поучительные повести, из которых нетрудно сделать вывод: даже самый тяжкий грешник может быть помилован, если он покается.

Эту истину святитель иллюстрирует повестью о разбойнике, которого Господь помиловал за то, что он оставил свои беззакония и успел лишь оплакать их. Но нам нельзя надеяться на то, что можно жить и не тужить, а потом покаяться в последние дни или мгновения своей жизни – и все! Да, такие случаи, конечно, бывали прежде, изредка происходят и сейчас, но это исключения, лишь подтверждающие правило. А нам важно не уповать на исключительные обстоятельства, а жить по определенным правилам, о которых нам и напоминает святитель. Так, в конце повести о благоразумном разбойнике, успевшем в последние мгновения жизни принести покаяние, святитель пишет: «Однако гораздо лучше заблаговременно приготовлять себя к смерти и предварять ее страшный час покаянием».

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Слова святителя Игнатия, что случай с благоразумным разбойником – исключение, очень важны. Любое исключение нельзя превращать в правило – оно должно только подчеркивать его, поэтому и святитель Игнатий, и Церковь призывают нас каждую минуту своей жизни быть готовыми к покаянию. И Евангелие говорит нам о том же.

Другое дело, как реализовать это практически. Очень часто практика показывает, что теорией-то мы и не владеем или владеем очень отвлеченно от жизни. Исповедь, покаяние на самом деле понимаются людьми очень по-разному; когда люди думают, что сам факт присутствия их у аналоя с крестом и Евангелием, где они что-то там назвали, и есть процесс покаяния, – это неправильно. Или такой реальный случай: родственники призывают священника к умирающему и уговаривают: «Ты прими там чего-то и что-нибудь скажи». Человек всю жизнь ни во что не верил, жил обычной человеческой жизнью, грешил, но заботливые родственники позвали к больному, уже умирающему (как тот разбойник), священника. Добрый священник поисповедовал, причастил, пособоровал его и ушел, и, как только за ним закрылась дверь, человек этот начал бесноваться, проклинать Бога, срывать с себя крест. Жуткая история! Почему здесь не произошло покаяния разбойника? Потому что человек был не готов. Покаяние – это знание своих грехов.

Или вот другой пример. Благополучные, умные, образованные люди (у них все не как у разбойника) видят себя хорошими и начинают рассуждать, может ли современная Церковь учить покаянию или нет? Это сугубо индивидуальный процесс или Церковь может сказать человеку: «Вот это грех, а это не грех»? Вроде бы да, Церковь должна этим заниматься, но люди говорят: «А что, если не надо, а что, если это сугубо индивидуально?» И приходит человек на Исповедь, а грехов своих не знает… Умные, образованные люди (может быть, даже получившие богословское образование) начинают рассуждать: «А может, не надо в душу-то лезть, может, это тайный какой-то процесс, Христос Сам придет?» Или (с чем я часто сталкиваюсь на практике, исповедуя людей): «Любовь Божия – это же не бухгалтерия, ну что толку перечислять грехи; вот, мол, и разбойники там принимаются!» Нет, в том-то и дело, что разбойник прекрасно знал свои грехи, и в отличие от него мы, современные христиане, находимся в худшем нравственном состоянии: мы не знаем, что грех, а что не грех. Окружающий нас мир – это уже не мир периода Византийской империи, где были четкие понятия, это другое время, другая культура. Нас окружает не христианская культура, а пропаганда греха и разврата. Если Церковь не покажет современному человеку, где добро, а где зло, он будет сам, мучаясь, биться и познавать это годами или, наоборот, скажет: «Да все спасутся, меня в последний момент жизни Бог примет и помилует». Вот это неправильное направление, неправильное понимание этой истории.

– Святой Иоанн Лествичник замечает, что зло, ставшее долговременной привычкой к нему уже качеством души, делается неисправимым. «Злой навык, как самовластный тиран, часто обладает и над плачущими», – с грустью восклицает святой Лествичник.

Протоиерей Андрей Канев: – Да, об этом тоже стоит поговорить. Исключения, конечно, бывают. Мы не говорим, что Бог на Страшном Суде будет нам какую-то бухгалтерию предъявлять. Господь всемогущ, всеведущ и Сам знает, исключение тот или иной случай или нет. Мы в это совершенно не должны вмешиваться; перед тайной и милосердием Божиим нам надо остановиться.

Будем говорить о правиле. Вспомним опять же разбойника: ему для покаяния было дано десять дней. А у нас ведь как часто бывает: приходит человек к вере уже в зрелом возрасте, а печалится все об одном: «Ах, если бы вот так, а как вот если бы так…» Начинаешь человека на место ставить, когда он вот так расползся уже и лежит: тебе дар сейчас дан, ты «работник одиннадцатого часа», поработай столько, сколько тебе дано. А лукавый его уводит: «Ах, если бы, а как бы…» Так ты тогда и не христианин и спроса с тебя никакого нет, не о чем говорить...

Мы должны четко понимать, что откладывание покаяния, откладывание борьбы с грехами приводит к тому же результату, что и откладывание лечения болезни. Если у тебя появились симптомы болезни, а ты не лечишься, то она перерастет в хроническую фазу, а если и дальше не лечишься, ничего не предпринимаешь, это может стать причиной смерти. Так же и с грехами: если человек знает о своих грехах и не борется с ними (а такие примеры многочисленны), то с каждым грехопадением, с каждым попущением страсть становится сильнее. Если есть метанойя (или покаяние как перемена ума), то есть и противоположное действие – увеличение страсти и помрачение ума, изменение его не в лучшую сторону, а в худшую, когда у человека вроде бы и были общечеловеческие нравственные понятия, но и они меняются. Человек с возрастом, если не борется с грехами, реально затвердевает в своих страстях, и ему труднее исправиться. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс