Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (887) → Архимандрит Савва (Мажуко): Православные жесты

Архимандрит Савва (Мажуко): Православные жесты

№38 (887) / 11 октября ‘16

Свет невечерний

Друзья мои, мы с вами снова в церкви. Как вы знаете, здесь любой жест, любое действие имеют смысл, значение. И нам, людям верующим, церковным, очень важно уметь читать эти жесты, уметь их понимать, знать их происхождение и соответствующим образом воспринимать, а чтобы воспринимать, нужно знать, что значит тот или иной жест.

Мы подходим к священнику и просим благословения, и батюшка для благословения складывает пальцы правой руки определенным образом. Это называется именословное перстосложение – каждый из пальцев правой руки обозначает определенную букву; в данном случае это первые буквы имени Иисус Христос. Четыре буквы, которые образуют пять пальцев правой руки.

И вот, батюшка вас благословляет, дает руку целовать (это тоже древний жест почтения и уважения к священнику, который совершенно не унижает человека). Но в древности было не так. В древности благословляли иначе: со времен апостольских благословение заключалось в простирании рук, и рукой священник, епископ, апостол или пророк просто касался головы человека, который просил благословения. Это самый древний простой жест. Но начиная уже с раннего Средневековья появляется жест благословения, который предусматривает изображение креста. Странным образом, надо сказать, что благословляли в виде креста именно то, чего опасались. Если бы человек из V или VI века увидел, как сейчас священник благословляет, он бы подумал, что батюшка опасается прихожанина, берущего благословение: крест всегда был символом и знаком защиты от кого-то. Только в следующем тысячелетии появляется традиция благословения крестом не как знак опаски какой-то, защиты, а как благоволения к человеку, доброй расположенности по отношению к нему.

Чаще всего, когда говорят об истории жеста благословения, апеллируют к иконам: на древних иконах мы видим благословляющие руки Спасителя или святых угодников, как, например, на иконе святого Николая Чудотворца или других святителей, – мы с вами видим благословляющий жест и считаем, что икона святителя нас благословляет. На самом деле в древности грамотные люди, христиане, церковные люди этот жест читали иначе: это было не благословение – жест благословения на иконе, в котором поднимает руку Спаситель или святой угодник Божий, обозначает «с вами начнут разговаривать». Только в XV веке, когда уже христиане забыли этот древний знак, перестали его правильно расшифровывать и понимать, стало считаться, что икона благословляет.

Христос с воздетой рукой – это говорящий Христос, святитель с воздетой рукой – это говорящий святитель. Конечно, есть и другие жесты, которые мы видим на иконах – например, поднятие рук, как на иконе Божией Матери самых древних изображений, жест, который читается как знак адорации, знак почитания и поклонения Божеству. Это высший знак почитаний, который существовал в древности сейчас забытый. Но вы его можете видеть, когда наблюдаете, как епископ или священник читает молитвы перед началом службы: он тоже воздевает руки, показывая всем молящимся, что сейчас мы предстоим Тому, выше Кого ничего нет.

Мы сейчас воздаем почести Богу, и вот этот знак воздевания рук очень-очень древний, его сейчас в нашей практике богослужебной используют только священники – молящиеся стоят ли прямо, складывая руки вдоль тела, или складывают руки на груди, как мы с вами, когда подходим к Причастию (это тоже знак почтения), или же крестимся – крестное знамение, которое в древности считалось знаком защиты, освящения, стало теперь знаком почтения перед тем как молиться или после молитвы.

Что значит жест на иконе, когда мы видим, например, угодника Божия святителя Николая, благословляющего нас определенным образом – именословным перстосложением? Я вам еще раз напомню, что на иконе в древности это был знак начала речи – это не было знаком благословения. Только потом некоторые богословы, монахи, пытающиеся осмыслить и вложить некоторый смысл в утраченное значение жеста, нашли в нем изображение четырех букв. В древности этот жест изображался складыванием большого пальца с малым средним, остальные просто опускались – это был знак начала речи.

Если мы видим вот этот жест, который мы теперь считываем, как именословное перстосложение, мы с вами пытаемся понять, что хочет нам сказать Господь. Сейчас часто Спаситель изображается на иконе с книгой, с Евангелием, в котором пишется какая-то фраза, некоторое наставление. Неслучайно икону и назвали Евангелием в красках: каждая икона что-то нам говорила.

Сейчас, на современных иконах, если изображается угодник Божий или Спаситель с благословляющей рукой – это именно благословение. Хотя этот жест мы и заимствовали из другой культуры, но внесли в него такой смысл. И каждый христианин имеет право благословлять – но определенным образом: мы с вами крестим пищу, мы крестимся сами, родители имеют право благословлять своих детей. Как? Форма очень простая. Как вы сами креститесь, точно так же вы можете крестить своих детей. И это будет ваше родительское благословение. Вы можете благословить их иконой.

Я бы хотел подчеркнуть этот важный момент: мы живем в мире жестов, знаков, символов. Особенно дети – они очень ритуальные существа, они очень восприимчивы к этому. Если вы хотите пробиться к душе ребенка, хотите зародить в нем жажду веры или благоговения перед верой, не злоупотребляйте словом, просто приучите их к определенным жестам. Приучите их к тому, чтобы они на ночь брали у вас благословения, перед поездкой куда-то чтобы вы их крестили, давали им святую водичку, благословляли иконой. В семье должны быть вот эти благословляющие ритуалы. И тогда дети становятся восприимчивы к слову Божиему – это, может быть, звучит странно, но это так, друзья мои. Поэтому в конце своей краткой речи я вас тоже благословлю. Дай Бог вам помощи Божией, сил и здоровья.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс