Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) – №35 (884)
Благодарю Вас сердечно, что Вы всегда находите время быть с нами и говорить о Псалтири, одной из самых поэтичных, мудрых, сокровенных Книг Священного Писания. Это очень важно для наших телезрителей – многие говорят, что они совершенно по-иному воспринимают Псалтирь после наших бесед.
– Действительно, Псалтирь важна для нас. Она открывает не только возможность духовно, крепко молиться, как молился святой псалмопевец Давид, но и понимание того, что мы можем представить в молитве к Богу, как можем беседовать с Ним. Псалмопевец Давид общался с Богом мягко, искренне и дипломатично. Он не укоряет Бога, а только постоянно говорит: «Господи, я во всей жизни научался от Тебя быть кротким, милосердным, справедливым, поэтому яви и Ты ко мне Свою милость». Это пример молитвы нежной, мягкой, неукоризненного общения с Богом. Этому можно научиться только при чтении Псалтири.
25-й псалом – это особая молитва псалмопевца Давида и его пророчество, что может произойти со Христом Спасителем. В то же время в этом псалме он говорит и о себе, о тех трудностях и испытаниях, с которыми столкнулся во время преследований Саулом, когда Псалмопевцу приходилось быть не только изгнанным из своего Отечества, но и жить среди иноплеменников. Обо всем этом Давид говорит в этом псалме.
Псалом начинается словами: «Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих, и на Господа уповая, не изнемогу». Он просит, чтобы Господь Сам увидел, как Псалмопевец живет (мы говорили об этом в предшествующем псалме) – псалмопевец Давид всегда жил в незлобии. Он явил это качество, когда его преследовал Саул. Он никогда не просил у Бога никаких благ, но Господь по Своей воле призвал его и помазал на царство еще при живом царе Сауле. Такова была воля Божия. Такое происходит, когда один человек не оправдывает то служение, которое Господь ему поручает, и тогда Господь ставит другого человека. Неважно, что один еще не ушел, а другой уже поставлен. Такая ситуация одного приводит к покаянию, а другого – к совершенству. Это великий Промысл Божий. Псалмопевец Давид находился в тяжелейшем состоянии, но у него не было озлобленности и ропота. Он нес послушание от Господа достойно, не было у него злобы против Саула или тех, кто того окружал. Он мог отомстить или убить царя, но он себе этого не позволял, а лишь подчеркивал, что не является носителем неправды, но поступает по заповедям Божиим. Давид говорит, что упование на Единого Бога всегда будет в его сердце.
«Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя, и сердце мое». Он говорит: «Посмотри, Господи, на меня, на мое внутреннее состояние. Как огнем очищается золото и испытывается на прочность и чистоту, так и Ты, Господи, испытай меня. И Ты увидишь, что даже внутри меня нет никакой неправды. Только в незлобии хожу пред очами Твоими».
«Яко милость Твоя пред очима моима есть, и благоугодих во истине Твоей». Давид опять говорит: «Все, что я буду делать, – только по милости. Буду ходить по тем путям, которые Ты мне покажешь, исполняя все заповеди Твои» – не важно, что встретится в его жизни, он все равно будет верен мыслям и примеру Самого Господа.
«Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду». Псалмопевец говорит: «Я никогда не находился в суетных, неправедных собраниях. Никогда не был заодно с теми, кто нарушает закон, кто является преступником или убийцей». Он всегда таких людей сторонился. Многие скажут: «Как же он не был убийцей – он же был царем, защитником и предводителем своего народа, военачальником?». Но одно дело, когда ты на войне защищаешь свою страну, уничтожаешь врага ради сохранения своего рода и государства, а другое дело – когда ты из корыстных целей кого-то убиваешь, чтобы завладеть его властью, имуществом или просто отомстить ему, если он задел твою гордыню. Это серьезнейший грех. Такой человек называется законопреступник. Если человек – защитник своего Отечества, мы прославляем его, у нас даже есть празднование в честь защитников Отечества. А нарушитель закона, законопреступник, достоин наказания. Раньше было не принято даже сидеть с такими людьми за одним столом. Он мог жить дальше, даже не сидеть в тюрьме, но к нему всегда испытывали презрение. Псалмопевец Давид говорит, что он никогда не был в собрании с такими людьми.
«Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду». Лукавнующие – это люди, живущие во лжи. Нечестивые – это язычники, те, кто не имел истинного богопочитания. Псалмопевец Давид говорит: «Я с ними никогда не сяду за один стол». Хотя, мы знаем, во время преследований Давида Саул его изгонял из родной среды, и ему приходилось жить среди язычников. Хотя он и находился среди них, но не имел ничего общего, искал возможность уйти оттуда: когда человек приходит в гости и стоит, значит, он спешит, сразу должен уйти, а если человек пришел и сел, это сидение может быть и до вечера, и до следующего дня – и не знаешь, когда он уйдет.
«Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи». Псалмопевец Давид использует образный язык, подтверждающий, что он не имеет ничего общего с нечестивыми, с теми, у кого руки в крови, – он не имеет ничего общего с теми, кто творит неправедные дела. Здесь вспоминается Пилат, омывший руки и сказавший: «Неповинен я в крови Праведника сего». Это древнейший обычай – умывать руки, когда ты не можешь убедить человека: человек совершает скверное, а ты не согласен, и ты умываешь руки и говоришь, что ты не причастен. Псалмопевец говорит именно об этом: «Я не причастен к тому злу, которое происходит в этом мире, среди иноплеменников, язычников. Я удаляюсь от всего этого». Он говорит не про ковчег Завета, а именно про жертвенник. Ковчег Завета находился во Святая Святых, а жертвенник находился во Святая. Во Святая Святых мог входить первосвященник только раз в год, а во Святая мог входить священник для каждения во время богослужения. Когда мы обходим жертвенник или храм с крестным ходом, то это всегда радость, ликование.
«Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя». Когда священники обходили жертвенник, они совершали богослужение с пением, поэтому Давид говорит: «Глас хвалы Твоея». «Поведати вся чудеса Твоя», – это о чтении Священного Писания, в котором свидетельствуется о чудесах, которые Господь сотворил. Само сотворение мира – тоже чудо. Тогда читалось Пятикнижие Моисеево, где возвещались чудеса Божии.
«Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея». Здесь мы можем говорить только о ковчеге Завета и скинии Моисеевой: не был еще при Давиде построен храм Господень. Давид возлюбил красоту, одухотворенность скинии Божией, тем самым он свидетельствует, что, если он возлюбил дом этот, значит, он возлюбил и Хозяина, Самого Творца. Он всем своим сердцем прилепился к скинии и месту селения славы Божией.
У евреев было четкое понимание того, что в храме Божием живет Бог. Скиния – для Бога, дворец – для царя, а не для подданных. У нас сейчас понимание: храм – для молящихся. Мы ведем себя, как хозяева. У Израиля такого понимания, такой демократии, вольности не было. Они четко понимали, что храм – это место селения Самого Бога, это дом Божий – в доме Божием ты ведешь себя не так, как ты захочешь, а так, как во дворцах царей, где есть определенный этикет. Такое понимание до сих пор остается у них. Мы не подтянулись к этому пониманию. Господь изгонял торговцев и меновщиков из храма Божия, переворачивал столы: невозможно делать в храме Божием то, что мы хотим – храм Божий построен для определенных целей, мы должны не привносить что-то свое, а вливаться в то, что в нем есть.
Вы определили тенденцию: мы много лет просим людей одеваться благопристойно, особенно это касается летнего времени. На улице жарко, но, если в жару позовут на прием к Президенту Российской Федерации, вряд ли люди пойдут в шлепанцах, шортах и майке – они наденут легкий костюм. Каждое лето мы наблюдаем, что нет пока культуры одеваться в храм. Что для этого нужно?
– Нужно читать Псалтирь царя Давида. «Я полюбил благолепие дому Твоего», а мы приходим в храм и начинаем: «Почему здесь все в золоте? Давайте все нищим раздадим».
Если мы делаем дом для Бога, он не должен быть шалашом, он должен соответствовать славе Божией. В первую очередь, это надо для нас. Мы должны почитать Бога, прославлять Его. Значит, мы имеем не только возможность, но и право просить у Бога Его милости и любви, как просит псалмопевец Давид: «Я возлюбил благолепие дому Твоего и место селение славы Твоея». Он восхваляет даже землю, на которой стоит скиния. Не всякое место на земле может быть освящено храмом Божиим. Мы живем с таким пониманием и часто говорим: «Почему Господь меня не слышит, мне не помогает?». Потому что мы не имеем право на милость и помощь от Бога: мы не возлюбили храм Божий и место селения Бога.
«Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой». Он говорит про язычников и про тех, кто нарушил Закон и пролил немалую кровь на земле. После того, как он исповедовал любовь к благолепию храма Божия, он уже имеет право просить.
«Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды». Давид говорит о неправдах людей, нарушениях законов, принятии взяток, совершении неправедного суда.
«Аз же незлобою моею ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя». Опять Псалмопевец говорит о своем незлобии: «Я никогда не был с ними заодно». Он во всем поучается от Бога в жизни своей, просит, чтобы Господь не вменил ему какого-то греха, а, наоборот, помог ему.
«Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю Тя, Господи». Праведным Господь называется потому, что Он совершает праведный суд. Давид говорит: «Я всю свою жизнь стараюсь отдать Господу, живя благочестиво, по заповедям Божиим». Он исполняет заповеди. Храмов тогда не было. Он пророчествует о том, что в будущем во всех христианских конфессиях будет прославляться имя Божие теми словами, которыми воспел Бога псалмопевец Давид. Мы и живем в такое время, разбираем Псалтирь, потому что она прославляет Бога. Давид полно, искренне, поучительно прославил Господа.
25-й псалом удивителен. Конечно, Давид говорит о своих испытаниях, трудностях, неправдах. Современный человек озлобляется на то, что встречается в жизни с большими трудностями, и не может их преодолеть. Он не может молиться, а если даже и молится, то его молитва скудна, и он просто просит. А псалмопевец Давид не считает, что Господь должен просто дать лишь потому, что человек попросил. Ты должен что-то представить – милосердие, любовь к Богу, действенную и истинную. Он может сказать: «Я хочу слышать слова богослужебные, хочу пророчествовать о Тебе словами Священного Писания». Человек может многое представить Богу. Но мы-то ничего не можем, что тогда мы попросим у Бога? Только то, чтобы Он научил нас хотя бы принести достойное покаяние в грехах, чтобы Господь не посрамил нас в жизни. Этот псалом очень сильный, глубокий. Мы должны стремиться к тому, чтобы в своей жизни были похожими на псалмопевца Давида, особенно в образе собственной молитвы.
Вы говорили о том, что люди спрашивают: «Почему Господь меня не слышит?». Есть рассуждение архиепископа Никона (Рождественского) о том, что, возможно, вы никогда не задумывались, что ваши просьбы к Богу иногда могут навредить и другому человеку. Когда вы просите, вы думайте и об этом. Наши просьбы могут навредить другим людям.
– Да, может быть и такое. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Наталья Маслова
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.