Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (884) → Архимандрит Савва (Мажуко): Самый главный враг – я сам

Архимандрит Савва (Мажуко): Самый главный враг – я сам

№35 (884) / 13 сентября ‘16

Свет невечерний

Православному человеку трудно быть шпионом – его всегда выдаст речь: всегда его можно обнаружить, расшифровать, вскрыть, ведь верующие люди, церковные, в речи употребляют специфические слова, фразы и выражения – например, «искушение», «соблазн», «враг». И звучат эти выражения, слова, фразы всегда в своем специфическом контексте, где имеются определенные значения.

Если говорить о враге, имеются в виду не захватчики-иноземцы, а конкретный враг, имеющий духовную природу, т.е. дьявол, проще говоря. Если говорится об искушении, соблазне – имеется в виду духовной соблазн: какое-то совращение на грех, на дурной поступок, на худой помысел или же слово.

И, друзья мои, здесь есть некоторая проблема для нас, о которой я бы и хотел сегодня поговорить. Мы очень часто ищем внешних врагов и не просто ищем их, а обвиняем их в том, что мы совершили, что с нами произошло: виноваты могут быть и родители, и общество или же, чаще всего, Америка, какие-то фильмы, какие-то романы, политические структуры или тайные масонские заговоры. Но если мы с вами по-настоящему православные верующие люди, то мыслить мы будем в русле традиции святых отцов. А они нам говорят вполне определенно, что мой самый главный враг – это я сам, мои пристрастия, мой опыт, который формируется и накапливается с детства; опыт этот и соблазн, и порок, искушения, которые в меня вливаются по капле (иногда, может быть, даже больше, чем по капле) и с которыми я должен бороться.

Подвижник, о котором говорится в древнем патерике, преподобный Арсений Великий, имел наставниками в духовной жизни, например, преподобных Иоанна Колова или Пимена Великого – людей, живших в пустыне десятилетиями; они говорили об одном – каждый христианин должен находиться в некотором духовном бдении, трезвении, трезвости по отношению к самому себе. Это очень важно.

У Арсения Великого было одно интересное духовное упражнение. Каждый день несколько раз – и утром, и вечером, и днем – он задавал себе один и тот же вопрос: «Арсений, для чего ты вышел из мира? Арсений, кто ты?». Надо сказать, что Арсений Великий был очень образованным человеком – он был воспитателем детей императора Феодосия и очень хорошо разбирался в греческой премудрости, как это тогда называли. А латинских риторов отличала особая культура мышления – они задавали простые вопросы: «Кто? Что? Где?». Начинался этот опросник нормального исследователя, получившего классическое образование: к любому факту, любой биографии задавался конкретный вопрос – «кто, что когда, где?» Надо сказать, нас всегда хорошо отрезвляют самые простые вопросы. Я подчеркиваю слово – отрезвляют.

Для чего? Отрицательный и порочный опыт, который живет в нас, не дает нам жить христианской жизнью. Каждый день, если вы хотите быть нормальным человеком (просто даже если воспитанным и приличным – я не говорю уже о христианских добродетелях), каждый день вы должны себя настраивать на сопротивление: каждый день – сопротивление инерции пошлости, невежества, подлости, зла, мстительности, зависти, всему этому пестрому букету, который живет в нас; это хорошо знают люди даже светской культуры, хорошей светской культуры. Об этом писал, например, Антон Павлович Чехов к своему брату – знаменитое его письмо, написанное младшему брату Николаю о признаках воспитанного человека. Чехов напоминал ему: помни, где ты родился, помни, какое общество тебя вырастило – ты рос, воспитывался на мещанской пошлости, но в силу того, что ты талантливый художник, оказался среди интеллигентных, культурных людей, а тебе тяжело с ними, ты не можешь с ними долго находиться, стараешься их избегать, но не можешь жить без них. Почему? Чехов пишет ему: «Ты должен каждый день работать над собой, каждый день сопротивляться этому мещанству и пошлости, которое вошло в тебя в детстве».

То же мы должны сказать и о духовной жизни. Действительно, культура выстраивается на сопротивлении человека – сопротивлении своим низменным каким-то инстинктам. Культура – это всегда сопротивление – значит, всегда труд. Культура святости, культура христианской жизни – это тоже ежедневное сопротивление. В речи, в мысли, в поступках, в жестах.

Поэтому, друзья мои, когда вы встаете утром, читайте молитвы или пытайтесь их читать – у кого как получается: сразу настраивайте себя день провести вот в этом сражении и сопротивлении во внутренней пошлости, грузу каких-то недоброкачественных опытов.

Я имею ввиду совершенно простые вещи. Как нас учат подвижники благочестия Арсений Великий, Пимен Великий или другие старцы, нужно наблюдать за своей речью: что мы говорим, какие слова используем – не искушаем ли мы кого-нибудь этими словами? А это очень большой труд, и не можешь отдохнуть никогда, ты постоянно должен быть в напряжении: «Как ты мыслишь о других людях, почему у тебя подозрительность, почему ты привык осуждать людей, как ты поступаешь с другими людьми, достаточно ли ты был внимательным к ним?»...

И когда вы в таком настроении, в готовности к сопротивлению своей внутренней инерции, внутренним порокам, вы прожили этот день, в конце его, тоже помолившись, успокоившись подумайте, где вы допустили ошибку? Где ваш любимый враг, т.е. вы сами искушали самого себя? В Послании святого апостола Иакова говорится, что не нужно говорить, даже позволять мыслить, что Господь нас искушает – «кийждо (каждый) искушается, от своея похоти влеком и прельщаем (увлекаясь и обольщаясь собственной похотью)»: если я не сопротивляюсь, значит я начинаю постепенно погружаться в эту стихию греха и порока, которая меня накрывает с головой. Я даже не в состоянии распознать вот этой глубины падения своего.

Поэтому, друзья мои, вот это простое упражнение Арсения Великого, состоящее из простых вопросов: «Кто я? Как я прожил этот день? Что я хочу сделать? Где я допустил какие ошибки?» Особенно, прежде всего нас учит этому Евангелие, не только святые старцы – спрашивайте себя: «Где я обидел или соблазнил какого человека?»...

Ответы на эти вопросы должны быть очень честными и должны настраивать нас на дальнейшее сопротивление внутреннему злу. Инерция греха, которая в нас живет и накопилась не только в нашем личном опыте, сформированном с детства, но и даже передана от родителей, от среды, в которой воспитывались. Но, друзья мои, есть удивительные примеры сопротивления и подлинной святости, когда из действительно жутких каких-то обществ, из жутких опытов детства и юности люди вырастали и давали удивительный плод святости. А значит, и нам с вами нужно не отчаиваться, но настраивать себя на нормальное христианское сопротивление, на борьбу с самим собой.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс