Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (884) → Протоиерей Андрей Канев: Отдать свое сердце целиком

Протоиерей Андрей Канев: Отдать свое сердце целиком

№35 (884) / 13 сентября ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) – №34 (883)

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Я думаю, что приведенная выше цитата может показаться нелогичной – все же закончилось хорошо, особенно для странника. Дело в том, что эти слова относятся не к этим двум историям, а к внутреннему взгляду на эти события. Святитель Игнатий говорит, что мы очень часто заботимся только о внешней стороне кончины, но забываем о внутренней подготовке к этому переходу. Люди просто боятся думать о смерти.

Наше время не весьма отличается от времени святителя Игнатия, но есть и свои особенности. Сегодня, когда очень интенсивно развиваются биотехнологии, фармакология, хирургия, в том числе и пластическая, изменилось философское понимание природы человека. Сейчас популярны идеи о постчеловечестве, которое не имеет ничего общего с христианством. Идеология постчеловечества породила культуру потребления, которая накрыла нас волной, как цунами. Нам внушают, что нужно думать не о смерти, а о том, как радостно, весело и вкусно прожить эту жизнь, а для тех, кто на это способен, еще и продлить ее.

Недавно в новостях показали историю одного из самых богатых людей в мире, который в пятый раз сделал операцию на сердце. И это не просто какой-то странный старичок. Ему принадлежит полмира. И он говорит о том, что собирается прожить до 200 лет. Это не шутка, потому что его финансовые возможности позволяют ему продлевать существование его физической оболочки на столько, на сколько нужно. Это сложная тема и, может быть, нам не стоит сейчас в нее глубоко погружаться. Важно подчеркнуть, что современные люди не хотят думать о смерти.

Как часто мы можем наблюдать в рекламе такую картину: юная девушка выдает себя за пятидесятилетнюю женщину, которая намазалась каким-то чудодейственным кремом. Ах, я стала моложе! Морщины исчезли за 3 секунды! Люди не хотят и не умеют стареть, и тем более не хотят думать о смерти. Они хотят жить развлекаясь, сладко, радостно и вечно!

Мне иногда говорят: «Нам радостно хочется жить, а Вы тут толкуете о покаянии, о смерти. Ад, Рай…Зачем нам все это нужно?» Подобная реакция, как показывает практическая приходская деятельность, увы, очень распространена в народе.

Люди не ищут в Церкви глубины, им не нужна, скажем так, методика подготовки к вечности. Они полагают, что христианство должно обслуживать их потребности. Священника они воспринимают как официанта, который должен принести им какое-то новое блюдо. Христианство для них – это то, что обеспечивает население радостью. Христиане им говорят: «Ребята, стоп! Какие, извините, радости! Мы должны говорить о Христе, о страстях, о смерти как о финале, после которого уже ничего не исправишь!» Но даже в христианской среде эти слова порой не встречают понимания! Святитель Игнатий в приведенной цитате говорит вовсе не об атеистах. Он обращается к нам, христианам, чтобы мы отрезвились и осознали, куда мы можем попасть в конце концов, если забудем о смерти.

Вот я спрашиваю человека: «Что такое для тебя радость? О какой радости ты говоришь?» И человек отвечает: «Поесть хорошо». «Это радостно?» «Да». Но имеет ли эта радость отношение к христианству, к Благой Вести, которую принес Христос? Ничуть, потому что это радость плоти. Есть, конечно, и душевные радости, например, когда у детей все хорошо, но есть и радости духовные. И Христос напоминает нам именно о них, говоря: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете ивозрыдаете» (Лк.6, 25–26).

В Евангелии часто встречается рассказ о том, как господин уходит, оставляет слуг и обещает вернуться, но не сообщает, когда именно. Ваша передача начинается со слов, имеющих непосредственное отношение к этому сюжету: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща». Святитель Игнатий говорит и своим современникам, и нам о том, что мы живем в опасном мире, в котором очень легко спутать понятия и биологическую жизнь признать жизнью христианской!

Никто не говорит о том, что пообедать с друзьями – это плохо. Это не плохо, но это не христианская добродетель, а радость душевного общения с хорошими людьми, которая к делу спасения не имеет никакого отношения. А мы, к сожалению, хотим именно мирской душевной радости и придаем ей статус духовного веселья. Да, в Евангелии, действительно, сказано: «Радуйтеся и веселитеся». Но эти слова являются частью Нагорной проповеди. Когда нужно радоваться? После того, как нас будут гнать за Христа! С точки зрения современного мира, гонения – это сомнительное удовольствие. Вот о чем говорил святитель Игнатий, сокрушаясь о том, что мы становимся врагами Христовыми, когда начинаем искать в жизни не того, чего Он хочет от нас. Господь ревнив! Он не будет нас делить с ложными понятиями! Ему нужно отдать все, отдать свое сердце целиком (ведь нельзя вырвать из груди половинку сердца), поэтому Господь так часто говорит в Евангелии: «Следуй за мной!» А суетные радости не приводят к Богу. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Екатерина Иванова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс