Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (882) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Как воспитать в ребенке трудолюбие

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Как воспитать в ребенке трудолюбие

№33 (882) / 1 сентября ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №32 (881)

– Другая категория – это ошибки, связанные с оплатой труда, когда ребенок может даже не просить оплаты, ему достаточно лишь услышать похвалу родителя. Однако родитель говорит: «Вот тебе денежка за то, что ты сходил в магазин и купил нам хлеб». Но он и себе тоже его покупал, собственно говоря, он купил не только родителям. Еще бывает, что ребенку платят деньги за уроки. Тогда у него создается ощущение, что школа и уроки – это не его обязанность, это надо родителям: они платят деньги. И когда учиться не хочется, то можно и не учиться, так как он просто останется без денег.

Следующий момент – это когда за какие-то трудовые действия ребенка очень жестко наказывают. То есть если он что-то сделал, но не так, как родители, и родитель наказал ребенка за такое приложение своих усилий. Ошибка, когда родитель доверяет ребенку свои профессиональные задачи. Например, родитель трудится фасовщиком и просит ребенка помочь расфасовать новогодние подарки. И потом, когда начинает контролировать, замечает, что где-то недовес, то есть не хватает конфет, и родитель жестко наказывает и ругает ребенка за то, что он ошибся в таком ответственном деле. Но это была зона ответственности родителя и здесь была помощь ребенка, а не его трудовая деятельность и процесс.

Следующая ошибка – когда родители начинают наперебой дергать ребенка, что он должен делать. То есть папа говорит, что он должен выполнять мужские трудовые обязанности, ведь он мальчик, а мама говорит, что он должен делать женские обязанности: научиться готовить и т.д. И ребенку, во-первых, комфортно, так как он вообще ничего не делает (родители спорят, а он как сидел, так и продолжает сидеть), а во-вторых, он видит, что проблема труда и каких-то обязанностей не решена. Он думает: «Когда вы решите, кому что надо, тогда и подойдете». А время идет, и ребенок не учится ни мужским, ни женским обязанностям, а когда нужно будет трудиться, окажется, что он ничего не умеет.

Что же делать?

– Я предлагаю вообще не разделять домашние обязанности и труд на женский и мужской. Сейчас во всех отраслях трудятся как мужчины, так и женщины, и мы не знаем, кто будет преобладать на том этапе, когда ребенок будет взрослым.

Следующая ошибка, которая допускается, – это неверие родителей в ребенка. И когда он в 9–10 лет говорит: «Давайте, я попробую поработать!» – родители отвечают: «Нет, у тебя не получится. А вдруг ты не сможешь? Тебе еще рано, наработаешься». Это тоже одна из ошибок. Нужно доверять ребенку и предоставлять ему возможность для самостоятельного, ответственного поведения. Особенно когда ребенок проявляет инициативу.

Предлагаю в конце передачи поговорить, как у ребенка развить трудолюбие...

– Первое, с чего нужно начать, – это самим родителям позитивно отзываться о своем труде. Второе – никогда не критиковать трудолюбивых людей, не говорить, например, что «у нас ненормальная бабушка, она с утра до вечера работает на огороде». Не надо высказываться о том, что какой-то человек трудоголик – «зачем ему это надо?!». То есть нельзя критиковать ни людей труда, ни труд сам по себе, ни себя в труде.

Если мы говорим непосредственно о какой-либо деятельности, можно предложить ребенку несколько вариантов. Например, возьмем летнее время отпусков. Можно сказать ребенку: «Нам надо прополоть грядку, полить цветы, прибраться в домике и сделать бутерброды для перекуса. Что ты сделаешь из этого перечня? Иди, делай!» В любом случае это будет трудовая деятельность, но на выбор ребенка. Если он неуверенно себя чувствует, надо сопроводить его на первом этапе, как мы говорили раньше. Взрослый начинает, показывает, как это делать, потом оставляет ребенка, и он доделывает это дело до конца.

Обязательно надо хвалить ребенка, говорить, что он молодец, что постарался, попробовал, согласился. Обязательно обсуждайте проблемы, с которыми столкнулся ребенок в процессе трудовой деятельности. Есть детки, которые трудятся в летних трудовых лагерях: подметают, убирают мусор. Им платят деньги, они работают в коллективе, учатся работать в команде. А если ребенок заработал первые деньги, и это были деньги, которые он действительно хотел заработать, то надо сказать: «Наш ребенок получил первую зарплату, давайте устроим праздник, купим торт или то, что он хочет!» То есть надо поддержать ребенка в таком замечательном начинании. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Людмила Моисеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс