Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №25 (874) – №32 (881)
Вы разделяли взгляд Валентина Распутина и Виктора Астафьева на современную Россию? Ведь они говорили, что все русское изгоняется из культуры, изменения претерпевает русский язык, что идет издевательство над русской классикой, что мы вступаем в XXI век, который будет жестче, прагматичнее...
– Здесь я полностью разделяю их опасения за исчезающую русскость, бесполость, если угодно.
Это проявление антимира, который существует параллельно с нашим миром – нормальным, историческим...
– Только за нами выбор – принимать их или не принимать, что читать, как к этому относиться. Я не за то, чтобы уйти в лубок, ни в коей степени. Но чтобы традиции жили – знаете, что нужно? Чтобы они повторялись. Нужно предлагать правильные книги своим детям, а не говорить, что плохая школьная программа.
Но люди ждут, когда государство их мир защитит от антимира, который становится все более воинствующим и более агрессивным.
– Да, более агрессивным и напористым, менее разборчивым в средствах, вы правы.
Есть огромная масса людей управляемая.
– Да, большая часть людей нуждается в том, чтобы ею управляли.
И внушаема. Они, может быть, даже не способны выбрать. Если смотреть правде в глаза, выбор между миром и антимиром.
– Я согласен. Не неспособны, а не хотят. Это разные истории. И для меня это тоже иждивенчество.
Может быть, поэтому существует образованная часть общества, существуют депутаты Госдумы, умные люди, заседающие в правительстве, чтобы оградить свой народ, которому, может быть, некогда вдаваться в этот анализ, от всего плохого, что есть сегодня, от антимира.
– Антимир. Я понимаю, как вы эксплуатируете этот тезис, но я скажу немножко о другом. Мы очень контрастны в проявлениях. К чему это привело? Мы, когда рухнула мощнейшая система, не внутри себя начали меняться, а начали впитывать все подряд, начиная с колбасы, в которой не так много мяса, но красиво упакованной. Живем в состоянии последствий. Но я хочу сказать: чтобы во всем этом разбираться, мы должны видеть. И антимир, и его разрушительные последствия, этот самый нигилизм, так называемый. Причем нам рассказывают, что мы должны традицию патриархальную свою отменить. А именно этим укладом мы до сих пор сильны. И будучи депутатом Госдумы я понимаю, что мы принимаем избыточное количество законов. Есть другая история. У нас нет столь же избыточного и обязательного исполнения. Вот об этом речь. Мы должны этого захотеть, если угодно.
Какая разница между Москвой и всей остальной Россией? Существует эта разница, как Вы думаете?
– Конечно, существует – не только в изречениях юмористов. Вот ближе к столице город – перекресток административный, центр, где все решения формируются, которые потом транслируются на все государство. Исполнение этих решений, равные возможности. Вот эта история – сделать государство сильным, вернуть графу «национальность». К этому были готовы представители не только небольших этносов, но и все мы этого захотели в большинстве своем.
Все ведь и начинается с отдельного человека. Нет согласия у меня, у Вас с самим собой – нет согласия и в обществе. Наверное, так?
– Мне так кажется. Общество из людей состоит.
Согласие – корень слова «-глас-». Наверное, все мы и должны быть объединены гласом Божиим, зовом Божиим. «Согласие» – русский язык сакральный, слово в себе несет мощную информацию.
– Контрастность. То, что нам, с одной стороны, мешает, а с другой – делает нас вот такими, нацией победителей.
Наверное, не случайно все-таки такая разная Россия, противоречивая, мощная, широкая, и Православие – мощная большая скрепа, чтобы найти согласие с самим собой – и друг с другом в итоге.
– Это именно так.
На Рождественских чтениях Патриарх вновь говорил с болью о страшном духовном преступлении, которое мешает развиваться, прежде всего духовно, нашему народу – это убийство нерожденных младенцев. И он выступал и в Госдуме на эту тему, и, тем не менее, проект закона, который должен был вывести аборт из системы обязательного медицинского страхования, так и не прошел в Госдуме. Как Вы думаете, почему это случилось (я понимаю, Вы не можете отвечать за всю Госдуму)?
– Почему? Я же представитель «Единой России», мы – большинство, мы как раз отвечаем за все происходящее. Это как и история с резким исключением графы «Национальность».
Патриарх совершенно прав. Святейший говорит об очень правильном и необходимом, но мы должны к этому прийти. Я имею в виду – не только через ощущения, через каноны. Мы должны к этому прийти физически: как стол, как стакан – мы должны научиться этим пользоваться.
Пользоваться чем? Инструментом под названием «аборт»?
– Нет, инструментом под названием «семья». Мы к этому сначала должны подойти, а потом уже планово, разумно ограничить и сделать это действительно исключительным событием в жизни женщины.
А все-таки, если возвращаться к конкретному проекту закона, почему он не прошел в Госдуме?
– Идет обсуждение.
Нет, это обсуждается уже достаточно долго.
– У нас есть сотни законопроектов и законов, которые долго обсуждаются. Могу сказать, что один из самых изменяемых – это Налоговый кодекс, например. Или закон о страховании, от которого, кстати, тоже зависит история оплаты абортов. Это живой механизм, мы обсуждаем, мы в поиске.
Предположим, проект уже поставлен на голосование – Вы как будете голосовать?
– Все зависит от деталей. Принять закон ради закона неправильно, нужно, чтобы он работал. Главное – это правило применения. И я сейчас это как никогда понимаю. У нас огромное количество законов, которые нужны и необходимы, но, к сожалению, в точности не исполняются. И здесь может быть то же самое – именно поэтому столь широки дебаты.
Насколько я знаю, закон разработан достаточно глубоко, в том числе исключает криминальное использование абортируемых материалов – сегодня в нашей стране создан бизнес на абортируемых материалах.
– Поэтому короткого решения запретить его нет. Я говорю о том, что мы должны к этому прийти все: чтобы первая мысль была не «пойти и выскрестись», а наоборот – «сделать все, чтобы сохранить».
Меняются нравы, меняется государство. Это разговор об этом, я так понимаю?
– Да, именно об этом.
Ну что ж, осталось только пожелать, чтобы нравы в нашем государстве менялись и чтобы все инструменты, которые находятся в руках власти, и такие, как телевидение, СМИ, тоже работали на эту мельницу. Чего бы Вы хотели пожелать телеканалу «Союз»?
– Интересных собеседников. То, что у вас получается – не пытаться втиснуться в рамки пресловутых форматов, а создавать формат, воспитывать своего зрителя, чтобы, излучая здравомыслие, мы расширяли его присутствие в нашей стране. Все просто.
А чего бы Вы хотели пожелать аудитории телеканала?
– Быть максимально большой. При этом иметь огромный выбор, чтобы сделать единственно возможный и разумный. Но видеть все. Это как с книгами. Поэтому аудитории я бы хотел пожелать, чтобы разнообразие было очевидным, но не смущало бы, а предлагало варианты.
И хорошо бы, чтобы выбранный вариант был правильный.
– Мы все вокруг этого и ходим с вами. Мысли, прогнозирование возникающих последствий, ответственность, здравомыслие – это очень важно. Поэтому, предлагая, нужно понимать, что мы должны создавать и воспитывать правильные вкусы, верные ориентиры и, как следствие, продолжение наших традиций. В нашем с вами случае – традиций православных.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/veruyu-moskva-27-03;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/veruyu-moskva-03-04
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.