Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (882) → Храм в сельском клубе, или один день из жизни Святой Руси

Храм в сельском клубе, или один день из жизни Святой Руси

№33 (882) / 1 сентября ‘16

Зарисовка

Храм в русской деревне был и культовым священным местом, и – всегда – центром общественной жизни, где люди встречались, общались, отмечали праздники, обменивались последними новостями. Когда в деревню пришли люди в бескозырках с красными бантами на груди и идеей построить новую счастливую жизнь без Бога, почти все храмы в деревне они разграбили и взорвали, а на их месте устроили дома культуры и клубы, где по вечерам крутили кино и занимались самодеятельностью. Потом от людей с бантами в деревнях остались разваленное хозяйство, пыльные пустые клубы с выбитыми стеклами и ржавые памятники вождю революции с протянутой рукой. И тогда люди вновь стали возрождать в деревнях храмы и, как свои благочестивые предки, с Божией помощью восстанавливать жизнь вокруг. Про один из сельских храмов, где мне посчастливилось побывать на престольном празднике, я сегодня хочу рассказать.

На день рождения храма Рождества Иоанна Предтечи в деревню Четкарино, что в Свердловской области, мы ехали праздничным кортежем с тремя камышловскими настоятелями: впереди благочинный отец Павел, настоятель храма Покрова на «Ладе-гранте», за ним настоятель храма Симеона Верхотурского в Обухово отец Игорь на старенькой праворульной «Мазде», и замыкал торжественную процессию настоятель храма Сорока Севастийских Мучеников отец Олег на любимом японском мотороллере.

И все белки в окрестных лесах, которые любят обсуждать в соцсетях безбедную сытую жизнь православных попов «на мерседесах», могли присоединиться к нам и хотя бы на празднике познакомиться с этой жизнью поближе. Мы ехали цветущими ухоженными полями, где не так давно рос только бурьян, а сейчас работали новенькие трактора на аккуратных зеленых грядах, убегающих за горизонт, мимо поклонных крестов у дороги, где было написано: «Русь Святая! Храни веру Православную!», и все вокруг дышало радостью и покоем. Суровая российская действительность из новостей о разоренных пустых деревнях потерялась в этих полях, и самая настоящая Святая Русь предстала перед нами во всей своей тихой первозданной красоте...

Четкарино – обычная уральская деревня, каких вокруг множество. Рядом Савино с храмом Святой Параскевы Пятницы, который никогда не закрывался, и ее чудотворной иконой, помолиться перед которой о рождении детей приезжают люди со всей страны. Храму в Четкарино повезло меньше – его большевики уничтожили, снесли все до фундамента, сделанного в форме креста, и заложили углы, чтобы даже ангелы не видели, что когда-то здесь славили Бога. На месте бывшего храма сначала было зернохранилище, а потом здесь устроили клуб, где проводили партсобрания и играли на балалайках.

Но Бог поругаем не бывает. И сейчас рабочие с молотками и колхозницы с серпами на барельефах с недоумением смотрят, как, вместо того чтобы петь и плясать, люди ходят сюда молиться Богу. Глядя на местных, и в других соседних деревнях, в Мартыновском, Красноярском и даже далеко на севере Пышминского района стали организовывать православные общины и восстанавливать уничтоженные храмы: когда у соседа есть храм, и все там по-божески и народ радуется, хочется так же. Добрый пример – он тоже, знаете, заразителен.

Возрожденный храм Иоанна Предтечи в Четкарино стоит в самом центре деревни: налево – магазин, где можно с утра пораньше купить пива, направо – хоккейный корт, волейбольная площадка и стоящий спиной маленький унылый серый Ильич – на памятник давно никто не обращает внимания. Народу в храме не протолкнуться, и большинство женщины. Мужики с утра на работе, а бабы и дети за них молятся. Так было в седую старину, так это и сейчас. Старожилы рассказывают, что в царские времена после Литургии священник брал Святые Дары и шел причащать работников прямо в поле. Сейчас такого благочестия нет, но народ свой храм любит. Кругом цветы, вышитые накидки на образах, а под ногами домотканые половики. На входе для забывчивых хозяек висят расписные бабушкины платки, которые в большом городе продают модницам за большие деньги. И старинная памятная доска, оставшаяся от старой церкви. Церковь была большая, трехпрестольная, с высокой колокольней, знаменитая на всю округу. Сейчас здесь освящен только придел Святых Мучеников Флора и Лавра, а остальную часть занимает сельский дом культуры. Но церковь именуется Иоанновской, потому что святой Креститель Господень здесь, любят его русские люди, молятся ему и почитают.

О народной любви к Иоанну Крестителю лучше всего скажут Иваны, которых на Руси называли в его честь. Рядом со мной на службе – маленький Иоанн на руках молодой мамы. У него сегодня именины, и все тетки с бабушками тоже здесь, молятся за него, радуются. После праздничной Литургии – крестный ход и освящение новой звонницы рядом с храмом. Всем народом деньги на нее собирали, копили, на себе экономили, в чем-то отказывали – и вот построили! Деревня небогатая и храм бедный, а колокольня такая, что и в большом городе не везде встретишь. Кто-то пожмет плечами и покрутит пальцем у виска, а я так скажу: «Пока русские люди могут себе позволить отдавать Богу не от щедрот, а от своей бедности две лепты Евангельской вдовы, будет стоять Святая Русь, и все у нас будет хорошо». Умом этого не понять, это сердце, которое, может, и не знает всех молитв наизусть, и в богословских спорах отмалчивается, но любит Бога по-детски просто, и если надо, отдаст на свой храм последнее. Штаны новые не купит, а колокола отольет такие, что и ангелы на Небе удивятся.

Старики к звоннице подходят, смотрят, улыбаются. За ними – целая группа малышей из детского сада вместе с воспитателем. Им интересно и весело. Малышам сказали, что скоро колокола освятят и им разрешат в них позвонить. И теперь они ходят вокруг, пританцовывают от нетерпения. Самый маленький с серьезным видом начинает рассказывать друзьям, что когда звонят в колокола, то молитва летит до того места, где их слышно. Ведь не все возле храма живут, некоторые далеко, что и не видно. А услышат, как зазвонят, и сразу бегут в храм. Удивленная воспитательница разводит руками, а малыш говорит, что они с родителями – православные, и ему об этом папа рассказывал.

Когда звонницу освятили, что тут началось! Все кругом стали друг друга поздравлять, христосоваться и радоваться. Первому звонить доверили настоятелю храма отцу Димитрию Мацарову, сияющему как именинник. Когда он ударил в колокола, и первый радостный Пасхальный звон полетел по округе, многие стали креститься, а бабушка рядом со мной стала вытирать счастливые слезы платочком. А потом все – и большие и маленькие – стали звонить, славить Христа и веселиться. Батюшки с матушками, папы с малышами на руках, бабушки с внуками и довольные студенты с фотоаппаратами и рюкзачками за спиной звонили в колокола и радовались. А потом были и пир, и поздравления, и волнующие трогательные слова не по бумажке, и большой праздничный концерт, и пронзительные старинные русские песни. Народ слушал, аплодировал, а некоторые, не в силах устоять, танцевали. И если бы я хотел рассказать о настоящей живой народной культуре, которая вся о Боге и любви к Небу, лучшего примера было не найти.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс