Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (705) → Тележурналист, член Академии российского телевидения Аркадий Мамонтов: Надо всегда держаться веры

Тележурналист, член Академии российского телевидения Аркадий Мамонтов: Надо всегда держаться веры

№48 (705) / 17 декабря ‘12

Елена КозенковаВерую

– Скажи, пожалуйста, что тебе помогает в твоей борьбе? Ведь идет информационная война, ты – ее боец на передовой.

– Это громко сказано.

– Это так и есть. Что тебе помогает в этой борьбе? Ведь вокруг тебя подчас даже твои коллеги не бывают твоими единомышленниками.

– Вера. А что еще может нам помочь?

– Мы родились в советское время. Откуда в тебе вера? Насколько я помню, когда мы учились на факультете журналистики, то близко не знали, что такое вера, Церковь, Евангелие. А ты уже знал все? Расскажи.

– Эта такая штука интимная. Я могу только сказать, что с 1983 года ходил в храм.

– Будучи совсем молодым человеком? Ты крещен был в младенчестве?

– Нет, я был крещен после армии.

– Сам крестился, сознательно?

– Да. Так что я с глухих советских лет, еще до перестройки ходил в Церковь. Но эта часть закрытая, говорить о ней я не хочу.

– Ну что ж, это всегда тайна внутренняя. насколько человек может ее приоткрыть, настолько и приоткрывает. На твой взгляд, как сегодня можно спасти две очень важные вещи в нашем государстве – детство и семью?

– Родители могут спасти семью. Надо заниматься пропагандой ценностей семейных среди подрастающего поколения. Этим надо заниматься, должно заниматься и государство в полном объеме, надо снимать для этого фильмы хорошие. Я, выступая на Всемирном Русском Соборе, говорил об этом.

Мне непонятно вот что. В России за последние годы появилось множество миллиардеров. Нефть, природная рента, принадлежит не тебе, не мне, не всем людям, а какой-то маленькой группе людей. Ну хорошо, пускай они пользуются этим, но почему бы нашим высшим чиновникам, которые ходят в церковь, считают себя патриотами, не вызвать «на ковер» этих миллиардеров и не сказать: «Господа, давайте вы какую-то часть денег будете тратить на образование нашего подрастающего поколения». В чем оно заключается – школа, детские дома и так далее – понятно, но давайте выделим деньги на производство исторических фильмов. Не зря же в 30-е годы советская власть выделяла огромные деньги на производство исторических кинофильмов: «Александр Невский», «Петр I», «Кутузов», «Ушаков». Эти фильмы были в большой чести у народа, их показывали в школах во время войны, их показывали на фронте, в кинотеатрах по всей стране. Даже сейчас эти старые фильмы показывают. Мы видим масштаб сделанного. Они, конечно, с советским уклоном, но эти фильмы рассказывают о нашей славной русской истории.

Почему сейчас, с современными технологиями, возможностями, не сказать людям, которые имеют огромные состояния от наших нефтяных богатств (и не только нефтяных), чтобы они часть денег выделяли на блокбастеры российские? Двести лет Бородинскому сражению – кроме Бондарчука, его знаменитого фильма «Война и мир», ничего не сделано. А почему бы не сделать фильм о заграничном походе русской армии, о битве при Бородине? Что проспали-то? Ведь двести лет! А Ледовое побоище? Все можно сделать, этим надо заниматься.

– Это должна быть политика, идеология...

– Идеологии как раз нет. Просто равнодушие, к сожалению. Надо воспитывать в людях имперский характер, восстанавливать его, тогда не будет никакого национализма. Сейчас пропаганда идет национализма специально, чтобы в конце концов Россию раздробить и уничтожить наш русский народ. Надо пропагандировать в хорошем смысле слова имперский характер нашего народа. А это не только рассказ на два часа о Кутузове, об Александре Невском, о еще каких-то исторических персонажах – можно же сделать фильмы о русских ученых, на современном материале.

– Чтобы все это начать делать, нужно обратить внимание на то, о чем все время говорит госпожа Нарочницкая, – на проблемы государства, народа, на возвращение ему достоинства, вот тогда, наверное, появится и идея.

И здесь мы так или иначе выходим на проблему нашей элиты. Элита должны думать об этом, элита должна проводить эту политику. Об этом говорил Иван Ильин после крушения социализма, коммунизма в России: ее спасет национальная элита. Он имел в виду ту элиту, которая вернется к корням русской цивилизации, к ее основам, вернет силу в людей.

– И знаешь, когда это произойдет? Когда рухнет система товарно-денежных отношений на Западе, когда будет страшный кризис, когда немцы вернутся к марке, французы – к франкам, итальянцы – к лире. Наша элита ориентирована на Запад, они дома хотят иметь там, детей учат там, деньги там, все там. Люди не считают нашу элиту чем-то добрым, светлым, мужественным, они смотрят и говорят: «Да, обворовали страну». Элита этого не понимает пока, но, видимо, когда-то поймет, что если не будет России, народа русского, их там за людей считать не будут, отберут и деньги, и дома, пнут под зад коленом и в рваных штанах выгонят на улицу. Пока у них есть тыл, их там более или менее уважают, но в случае чего отберут все.

Какая у нас элита, показал суд в Лондоне между Березовским и Абрамовичем. Это стыд и позор. Для англичан это было их торжество: вот вам, облапошенные русские, вот два ваших чудака делят деньги, которые они каким-то хитрым способом получили в России. Лондонская судья объявила господину Березовскому, человеку, который являлся в свое время секретарем Совета безопасности России, имевшим доступ ко всем госсекретам категории «А» – секретность высшей категории, что он нечестный человек, ему верить нельзя, и так далее. Это пощечина. Может быть, элита, хоть часть ее, которая ориентирована на Россию, поймет, что надо здесь работать и жить, а не там. Они все говорят, что «здесь нельзя работать, мы хотим уйти на Запад, потому что здесь ужасно». Но деньги-то все вы здесь делаете. Что вам ужасно-то? Вам всюду хорошо, по большому счету. Вот когда они поймут и когда будут переориентированы, тогда, может быть, в России, в конце концов, и заводы заработают.

Это один путь, добровольно-принудительный. А есть просто принудительный путь, когда власть берет и заставляет этих богатеев вкладывать деньги в заводы.

Мы снимали фильм «Хищники» про военно-промышленный комплекс, там один жучила так и сказал: «А если они опомнятся? Надо сейчас делить заводы, деньги брать сейчас». Вот так, власть должна опомниться, потому что спрятаться нигде не будет возможно на этой земле. Надо всегда держаться, до последнего, веры своей, страны своей, корней своих, семьи своей. Как мне сказал Александр Андреевич Проханов: «В дом зашли, на порог зашли – все равно дерись», других вариантов нет. Сейчас мир более жесток, чем был раньше, даже когда была война.

– Что бы ты мог пожелать твоему зрителю, который уважает твое творчество, твою позицию, твою борьбу? Люди сегодня дезориентированы, подавлены всем происходящим, они устали, потому что слишком долго наша Россия, наше Отечество живет в негласной войне. Люди устали от этой войны. Что бы ты мог пожелать, как сегодня человеку держаться, как жить, как удержать себя, свою семью, свою позицию, как не продаться и не погибнуть?

– Это сложный вопрос, я же не оракул. Я знаю одно – молиться надо, верить в Бога и ходить в церковь.

– Любимый святой есть у тебя? Я знаю, что ты снимал во многих монастырях, как ты пришел к этой теме? Сначала ты снимал в «горячих точках», а потом вдруг пошли темы религиозные. Как это произошло?

– Не знаю, как-то так.

– Шел, шел и пришел. Ты же последовательно снимаешь фильмы на православную тему, видно, что тебе это нравится.

– Дело в том, что когда после сложных, тяжелых тем, ты идешь и снимаешь, как, например, в Ватопеде Пояс Богородицы, то получаешь несказанное удовольствие, душа поет. Ощущение, что ты не зря что-то делаешь, ощущение счастья. Бог есть любовь. Когда мы снимали на Афоне в монастыре Ватопед, мы ощутили эту любовь. И главное – показать ее людям.

– Ты – первый журналист, которому разрешили снимать профессиональной камерой в греческом монастыре Ватопед. До тебя, по-моему, российским журналистам не разрешали это делать. Это было сложно?

– Да, в Ватопеде пять дней мы были, снимали с утра до вечера. Не мы снимали, не мы придумывали, что-то нас вело, и смонтировали быстро. Первого числа приехали, а десятого был уже эфир. Сделать фильм очень тяжело, мы же его, сорок четыре минуты, сделали буквально за несколько дней.

– Ты много монастырей снимал – что запало в душу? Какое-то святое место или встреча с духовным человеком?

– Я не могу делить, это все – святое. А святой, история которого меня потрясла, это святой Вонифатий. Жил в Риме, во времена гонений на христианство – был таким жиголо, жил у римской матроны, за ее счет выпивал, веселился, гулял. И однажды, сидя у ворот дома своей метрессы, увидел толпу оборванных людей, окровавленных, которых вели в Колизей на казнь римские воины. Он спросил: «Кто это?», ему сказали, что христиане. «А куда вас ведут?» – «Нас ведут убивать» – «А за что?» – «За веру. Мы в Христа Бога веруем и не хотим поклоняться идолам».

И настолько поразило Вонифатия их мужество, что пошел с толпой, встал рядом с ними. Ему сказали: «Ты что делаешь? Тебя сейчас львам отдадут или голову отрубят, выходи оттуда». А он говорит, что хочет быть с этими людьми, ради их веры готов отдать жизнь.

Вот пример человека, который был беспутным, но он, как и разбойник, принял веру, не зная ничего до этого мгновения ни о Христе, ни о заповедях. Язычник, он в одно мгновение увидел, и душа его просветлела, и он принял мученический венец за веру. Это пример нам, современным людям. Первого января празднуется его память.

– Что бы ты пожелал православному телеканалу «Союз», который вещает на достаточно большую территорию – не только в нашей страны, но и по всему миру?

– Развиваться, чтобы ваша аудитория росла, чтобы вы просвещали людей духовно, потому что вы выполняете Апостольское правило, вы несете свет веры людям. И в наше тяжелое, жесткое время говорите о любви, о мире. Это из духовного, это самое главное. А из материального – чтобы вы ни в чем не нуждались, чтобы люди вам несли свои копейки, а богатые несли большие деньги, чтобы была новая аппаратура, новые студии, достойная зарплата, чтобы вы стали мощным православным телевидением; и, конечно, здоровья.

– Спасибо за это интервью, мы в свою очередь желаем здоровья, и духовного, и физического, чтобы русский информационный Илия Муромец делал свое дело.

Из программы Аркадия Мамонтова «Пояс Богородицы»:

Монастырь Ватопед был создан в X веке. По преданию, причиной этому послужил один случай – корабль с наследником Византийского императора Феодосия попал в шторм. Маленького царевича Аркадия волной смыло за борт и выбросило на берег. Утром его нашли спящим под кустом. Мальчик рассказал, что он чудесным образом был спасен Богородицей. В честь спасения своего сына Византийский император Феодосий Великий, построил здесь храм. Потом храм стал монастырем под названием Ватопед, в переводе с греческого «ребенок под кустом». Как и 300, и 400, и 500 лет назад по двору монастыря идет монах с билом, призывая братию на службу. Сегодня монастырю больше тысячи лет, здесь ни разу не прерывалась монашеская молитва.

– Мы стоим при дверях главного храма Ватопедского монастыря в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вход в храм (ворота XV века) имеет глубокий смысл – здесь вообще все имеет глубокий смысл, а ворота тем более. Здесь Архангел Гавриил, Пресвятая Богородица, орнамент – символ вечной Византийской империи, ручки XV века. Я спросил монаха, который выходил: «Сколько людей касалось этих ручек?» – «Тысячи, – он сказал, – а может, и больше».

Здесь находятся величайшие святыни православного мира.

Монах Феодох:

– Монастырь Богородичный не только потому, что здесь семь известных чудотворных икон, но и из-за присутствия святого Пояса. Этот Пояс с XIV века в монастыре и так отождествляется с нашим монастырем, что раньше ватопедцев называли «святопоясники» – «агиозониты». Пояс выносят всегда только священники, монахи не имеют права. Святой Пояс Божией Матери – самая большая его частица хранится в монастыре; по Преданию, эту частицу подарил монастырю император Византии Иоанн VI Кантакузин.


Смотрите программу «Верую! Из жизни знаменитых современников» на телеканале «Союз»: вторник 01.30, среда 05.00, воскресенье 12.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

Церковный календарь

Вверх по ступеням духовной жизни

4 января – память святой великомученицы Анастасии Узорешительницы Славная подвижница Христовой веры родилась в Риме, в доме богатого сенатора. Ее отец был язычником, мать христианкой. С ранней юности наставляемая в Христовом Учении благочестивым учителем Хрисогоном, прильнула она любовью ко Господу Иисусу Христу.

 
Исследуйте писания

Кто побеждает мир

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О Духе, воде и крови Вера не есть некая убежденность, логически обоснованная. Человек верует потому, что он рожден от Бога, он победит мир и, умирая с верой, засвидетельствует, что рожден от Бога, что он есть сын Божий. Да, комочек плоти, умирающий от рака или от ран, перед смертью свидетельствующий о своей вере, есть сын Божий.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс