Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (882) → Протоиерей Владимир Волгин: Соприкосновение с Царствием Божиим

Протоиерей Владимир Волгин: Соприкосновение с Царствием Божиим

№33 (882) / 1 сентября ‘16

Таинства Церкви

Продолжение. Начало в №21 (870) – №32 (881)

Мы продолжаем разговор о Божественной литургии с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма в честь Софии, Премудрости Божией, что в Средних Садовниках.

– Божественная литургия – всегда радость. Это благодарение Богу за все благодеяния, что Он оказал нам: создал этот мир, что сотворил нас, создал этот мир для нас. За то, что несмотря на преступление Адама и Евы, Господь промышлял о нас и послал Сына Своего Единородного, чтобы искупить первородный грех. И Господь Иисус Христос искупил первородный грех, установил ради нашего спасения таинство Божественной литургии, таинство Евхаристии. Это ли не радость? Это, безусловно, особая радость. Возвращаясь к теме Божественной Евхаристии, мы пробуксовываем: все время хочется повторять все те мысли и чувства, которые возникают во время Божественной литургии – великого таинства.

Я еще раз хочу напомнить нашим телезрителям, что это таинство вхождения в Царствие Божие. И когда мы говорим возглас «горе имамы сердца», люди должны оставить все земные попечения, не думать о мирском – ни что они разорились, ни что дома не благополучно.

А как это сделать? Телезрители часто задают такой вопрос: ум часто страдает рассеянностью именно во время Богослужения, и начинаются всякие мечтания.

– Усилием воли. Безусловно, без усилия воли ничего невозможно сделать в нашей жизни, ведь без Господа мы ничего не можем сотворить. Но, как говорится в Пасхальном послании святителя Иоанна Златоуста, «Господь… и намерения целует». Даже наше стремление быть внимательными, сосредоточенными, есть великое благо для нашей души. Вот смотрите, храмы наполняются (я еще и еще раз буду повторять, что многие люди чуть побольше узнают о Божественной литургии, тем более что мы с вами уже очень много и долго говорили о ней). В основном люди мало знают, но, видно, чувствуют благодать, которая их всегда притягивает, которой им недостаточно в этом мире. Они хотят подпитаться через Исповедь, через Причастие, через Божественную Евхаристию.

Мне в свое время старец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что любое доброе дело всегда встречает противостояние. Тем более молитва или Божественная литургия, или еще какое доброе дело, ради Бога делаемое, всегда встречает противостояние. Конечно, во время богослужения человек иногда не понимает смысл богослужебных слов, не понимает священнодействий, символику их. Безусловно, можно подумать, что этот человек никогда не вернется в Церковь, но, тем не менее, он возвращается – не потому, что назвал себя христианином, а потому, что благодать, полученная во время Божественной литургии, Евхаристии, во время Исповеди, во время Причастия, притягивает его и не отпускает. И постоянно этот человек находится на острие или стремится к острию благодати, которая пронзает сердце человеческое.

Возвращаясь к тем словам, которые мы разбирали с вами, я хочу еще раз напомнить всем, что это – вхождение в Царствие Божие: алтарь – это Царствие Божие, Небо на земле. Мы остановились на словах «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Это говорит о том, что сонмы ангелов, Архангелов присутствуют во время этого таинства. Митрополит Вениамин (Федченков) о Божественной Евхаристии сказал (а если не он, то другие литургисты), что это соприкосновение и сопричастие с раем, который был потерян Адамом и Евой. Можете себе представить, да? Адам и Ева изгнаны, все человечество изгнано, мы находимся вне рая. Весь израильский народ хотел стать гражданами Царствия Божиего, но не могли: врата в Царствие Божие были закрыты, – а Господь Иисус Христос открыл эти врата. И вот они открыты во время Божественной Евхаристии. Да не думает человек, что только в алтаре присутствуют ангелы Божии! Даже если только в алтаре присутствует весь чин ангельский, вот эти слова – «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» относятся к разным ангелам, которых видел пророк Исаия в виде разных животных (мы уже говорили об этом).

Можно напомнить, батюшка...

– «Поюще» – кто поет? Орлы. «Вопиюще» – тельцы, «взывающе» – львы, «глаголюще» – человек, и все они – цари: орел – царь птиц, телец – домашних животных, лев – диких, и человек – царь этого мира. И в этот момент действительно присутствуют все Архангелы и ангелы. Они наполняют не только алтарь – их так много, что они наполняют весь храм.

Безусловно, сколько бы их ни было, тьма тем, но все равно они будут в храме, где совершается Божественная литургия. И они всегда участвуют в совершении таинства Божественной литургии… Это удивительный дар человеку, то есть нам с вами. Я не разделю в этот момент священника и прихожанина: мы с вами присоединяемся к этому Небесному хору, мы становимся в этот ангельский чин, в эту богоподобность, в эту святость, участвуем вместе с ангелами в Божественной Евхаристии. Разве это не соприкосновение с Царствием Божиим? Разве это не участие в его жизни?

Мы помним, что в Царстве Божием были древо жизни и древо познания добра и зла, которое принесло смерть человеку. К сожалению, человечество в лице Адама и Евы вкусило от древа познания добра и зла. К сожалению, через это мы отпали от Бога и находимся в греховном состоянии. Но с помощью Божией мы всегда можем возвыситься до другого состояния – не с точки зрения человеческой святости, а с точки зрения Божественной. Все равно любая святость, как сказал пророк Исаия, это грязное рубище в очах Господа. Но мы можем до какого-то уровня возвыситься.

Тысячелетия человечество было лишено древа жизни. Мы помним из Ветхого Завета – при создании мира было древо жизни среди рая. И Господь сказал, что Он оставит человека, если тот вкусит от этого древа жизни, и удалит его из рая. И вот это древо жизни сейчас находится в православном храме, в алтаре, во время Божественной литургии. Что же это за древо жизни? Это Христос, Который распялся за нас, искупил наш первородный грех, Который Богом Отцом на Небе, и всегда присутствует при этом благодать Божия. Так что во время таинства Божественной Евхаристии, безусловно, мы пребываем в раю. А причащающиеся причащаются от древа жизни – не от плодов древа познания добра и зла, а от древа, которое приносит плоды жизни: это животворящие Тело и Кровь Господни. Смотрите, ведь удивительные совершенно параллели и удивительная, сокровенная и явленная жизнь Церкви и нашей в Господе Иисусе Христе, Который распялся, распинается, всегда жив, всегда животворит Пречистых Своих Таин.

Таким образом, во время Божественной Евхаристии, особенно при богослужении архиерейском или иерейском, на котором доступно открытие врат, не только в алтаре священнослужители и помогающие им во время богослужения в это время находятся в Царствии Божием.

Но это же сложно: мы многого не слышим, не видим...

– Вот человек и должен знать, что во время Божественной литургии мы становимся членами Царствия Божия. И не случайно первый возглас – «станем добре, станем со страхом», а потом «горе имеем сердца». Люди смотрят на восток, в сторону алтаря, туда, где предстоящий священнослужитель совершает Божественную Евхаристию. Что значит «горе имеем сердца»? Это значит – к Небу имеем сердца: все то, что за спиной, мы должны отсечь. А что за спиной? Либо прошлое, либо будущее, либо, отчасти, настоящее – о прошлом мы сожалеем, о будущем мечтаем, а в настоящем строим какие-то планы. Вот это мы должны отсечь волевым усилием. Безусловно, не только своим волевым усилием, но просьбой к Богу, ведь без Бога ничего не можем совершить. Поэтому мы должны, сосредоточившись, сказать: «Господи, я рассеянный человек, мои мысли постоянно блуждают – парят, как говорят святые отцы, – но, Господи, я сам не могу собраться. Собери меня, дай мне быть внимательным во время таинства Божественной литургии, чтобы мне почувствовать благодать Царствия Божиего».

А можно вопрос? Святые отцы тоже испытывали это чувство, если они такое сравнение, такую метафору выбрали, что мысли парят – или они просто ощущают состояние людей, которые находятся в рассеянии?

– Парение – это термин. Святые отцы, конечно, испытывали это состояние.

И они сумели побороть его?

– Да, по сравнению с нами смогли. Но я еще раз возвращаюсь к разным эпизодам святоотеческой жизни, когда люди святые чувствовали себя греховными: как через увеличительное стекло они чувствовали все проявления своей души, ее чувственные и разумные части. Другое дело, что они могли с помощью Божией воли управлять этими процессами. Но, тем не менее, кто-то сравнивает, что помыслы, как горох, отлетают. Горох бывает твердый, бывает мягкий. Может оставить отметину на сердце и душе человеческой. Поэтому никакой святой человек, которого мы прославляем, не может быть таким святым, как Бог. И всегда святые отцы во всех грехах, которые мы совершаем с вами, будучи подобострастными людьми, признавались.

Удивительно. Нам не достичь этого идеала… И когда говорят: «я самая грешная», иногда думаешь, что, может быть, это неискренне. Потом отгоняешь эту мысль и говоришь: «нет, человек уверен, что он самый грешный». И ныне здравствующие монахи живут удивительной подвижнической жизнью, а считают себя недостойными и самыми грешными.

– Да, потому что они не искусственно относятся к своей душе. Есть такие энциклопедисты греха, которые могут целую энциклопедию написать о своей душе и греховности, но при этом они ее не чувствуют. А тот человек, кто видит и прочувствовал это, является в каком-то смысле эталоном покаяния и Исповеди. Такого человека мы всегда превозносим и всегда радуемся, что Господь дал такой дар покаяния. Вот, к сожалению, мы уже подходим к этой теме.

Знаете, я получаю очень приятные для меня отзывы от наших телезрителей – я бываю во многих храмах, снимаю фильмы для телеканала, и люди подходят и просят: вы подольше с отцом Владимиром разбирайте, только, пожалуйста, не заканчивайте. Поэтому мы с Вами исполняем волю наших телезрителей.

– Да, и я еще раз хочу сказать, что алтарь, где совершается Божественная литургия, где Христос становится Жертвой и преподносит нам Себя в виде Тела и Крови, это есть древо жизни, к Которому мы приобщаемся, Которым мы животворим наши души, через Которое мы спасаемся и получаем силу для борьбы со своими страстями и похотями.

А мир, который существует за нами, мир светский, растленный – это образ тленный древа добра и зла, которое несет в себе смерть. И поэтому Евхаристический канон начинается с того, чтобы мы горе имели сердца и не оборачивались никогда назад не только во время Божественной Евхаристии, но и во время временной жизни.

Отец Владимир, у нас осталось несколько минут, и мы с Вами вновь не успеем приступить к самому канону. Хотелось задать вопрос, который задают телезрители: иногда говорят, что есть самый ответственный момент Литургии – и надо быть особенно собранным, особенно внимательным, а некоторые священники говорят, что надо во время всей Божественной литургии стоять и внимательно слушать. Как Вы трактуете это?

– Я согласен со священниками, которые говорят, что Божественная литургия есть важная часть богослужения. И все ее составные части очень важны. Человек, который пришел на Божественную литургию на часы или Литургию оглашенных, имеет возможность подготовки к Литургии верных. Опоздавшие к чтению Евангелия во время Божественной Литургии не дерзают причаститься Христовых Таин. Евангелие читается во время Литургии оглашенных, проскомидия совершается в начале. Если мы хотим, чтобы помолись о наших родственниках или о нас с вами, мы должны прийти на проскомидию (записки можно подать накануне). Всегда желательно приходить к началу богослужения – это, если хотите, рабочий день для души, на который нельзя опаздывать.

То есть часами Вы советуете тоже не пренебрегать – мы часами пренебрегаем, что тут греха таить: стараемся подойти к самой Литургии.

– Это неправильно. Мы можем приходить на работу, пренебрегая началом работы, ведь в это время все собираются, и поэтому мы не работаем. Но мы должны приходить обязательно сосредоточенными и полностью податься под власть Богу. (Продолжение следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс