Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (881) → Архимандрит Александр (Глоба): Исцеляющая сила молитвы

Архимандрит Александр (Глоба): Исцеляющая сила молитвы

№32 (881) / 23 августа ‘16

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – исцеляющая сила молитвы. Что такое молитва?

– Молитва – это наше осознанное обращение к Богу, которое имеет своей целью ответ и надежду на то, что ты получишь его. Это обращение, направленное в сторону Всеблагого Вседержителя, Который все видит, все может и обязательно даст просимое в молитве – если это человеку будет полезно. От простой просьбы она отличается тем, что в молитве человек осознанно дает посыл, просьбу или благодарение Тому, Кто может дать. Бог – это значит «все имеющий, всебогатый, у Него все есть, Он всем владеет» и Он может оделить человека, если тот будет в этом нуждаться.

В том числе и подать исцеление, если человеку это будет полезно?

– Конечно. Исцеление – это главная тема нашего разговора. Естественно, если человек просит у Бога (прежде всего он должен просить у Бога мудрости), то Господь дает ему как дар и исцеление, если человек в этом нуждается.

А всегда ли исцеление полезно для человека?

– Человек создан Богом как совершенное существо, в котором не должно было быть болезни, печали, различных воздыханий. Когда человек был в союзе с Богом, он был цельным. А когда пошел против Бога, когда подумал, что он сам – бог, то, естественно, стал ущербным, у него много чего стало недоставать – мудрости, послушания, терпения, любви. Я уже перечислил несколько составляющих, чего человеку не хватает, поэтому исцеление для человека необходимо.

И когда мы молимся, мы прежде всего молимся, чтобы исцелиться от своих недугов, от страстей. Ведь страсти повреждают человека, а исцеление делает его целым, приближает к человеку, которого создал Бог в раю.

То есть между физическим исцелением и очищением от грехов прямая связь?

– Здесь люди путают понятия «излечение» и «исцеление». Допустим, человек страдает какой-то болезнью, и когда вмешиваются природа, законы физиологии, медицина, он очень часто излечивается, но не исцеляется: у человека очень большой восстановительный потенциал. Это как милость Божия, дарованная людям: мы проносим ее через всю жизнь, делимся со своими детьми, и это как бы система выживания в этом мире, которая дарована и благословлена человеку Богом. И человек должен разделять излечение и исцеление.

Исцеление – духовное понятие. Допустим, какой-нибудь преступник получает в драке рану. Конечно, ему будет оказана медицинская помощь, его вылечат, рану зашьют, назначат антибиотики, чтобы не было осложнений… Но внутренняя часть человека не участвует в этом процессе. Очень часто он не задает вопроса: а почему это случилось, какие были духовные предпосылки? Нелюбовь, гнев, злоба, агрессия – все это вызывает в человеке определенный комплекс, который приводит его к этому состоянию. Такой человек, конечно, может быть расценен как не имеющий в себе того исцелительного дара, который посылается Богом. Он не поработал над собой, не изменился, не сделался духовным человеком, а жил по животным инстинктам.

Рана зарастает и у животных. Если кошка или собака подерутся, у них тоже со временем рана затянется. Они просто выздоровели. Так и человек. Поэтому мы должны четко различать, что такое исцеление и что такое излечение.

То есть правильно будет считать, что любая болезнь – это определенный духовный «звоночек», чтобы обратить внимание на своего внутреннего человека?

– Да, мы же говорили, что болезнь приводит человека к дискомфорту – социальному, физическому, физиологическому, духовному, душевному; это состояние дискомфорта, когда человек находится в неестественных для себя условиях. Нормальные условия для него – здоровье, а ненормальные – болезнь и все ее проявления.

Может ли быть, что человек силой молитвы излечится как бы в обход медицины?

– Да, очень часто такое бывает. Но необходимо понимать, что молитва помогает человеку исцелиться, ведь сначала обновляется поврежденное «ядро» человека, а уж потом обновляется его оболочка. То есть когда дух человека начинает питаться от Бога, Он начинает питать душу, душа начинает питать тело, и этот процесс идет постепенно. В космическом плане это мгновения, а на нашей Земле, когда она крутится вокруг Солнца, на это затрачивается какое-то время, поэтому мы, находясь здесь, ощущаем на себе страдания и боль какой-то определенный промежуток времени, но в масштабах Вселенной это ничего не значит.

Каждый человек должен пройти через этот опыт, Господь дал ему время, чтобы человек понял, что без Бога невозможно ничего сделать. Тот, кто понимает это, становится на путь исправления, делается богоподобной личностью, стремится ко Христу. Такой человек, конечно, получает исцеление и, даже имея какой-то физический недуг, уже приобщается к свету, к райским селениям.

Что такое молитвенное напряжение?

– Дело в том, что любой труд – это определенное напряжение. Молитва не может быть в праздности, то есть человек не может гулять, получать какое-то удовольствие и при этом молиться, он должен привести себя в определенное состояние души, тела и духа. Когда мы открываем молитвослов, то первыми идут утренние молитвы, где написано, что прежде чем молиться, нужно восстать и привести себя в трезвое состояние духа, души и тела. И когда человек начинает молиться, он делает это с определенным духовным напряжением, с трудом – он должен отогнать от себя все мешающие ему помыслы, то есть остановить все процессы, происходящие в головном мозге на физиологическом уровне: они же пытаются завладеть всем естеством человека и начинают его отвлекать – это какие-то яркие впечатления, громкие события...

Нужно научиться молиться так: если, допустим, живешь в квартире, где соседи уже с утра делают ремонт, то надо пропускать это мимо ушей, а это определенный труд, определенное напряжение. Если рассматривать с физиологической точки зрения, то человек включает определенные отделы головного мозга, чтобы его мыслительная деятельность оставалась на одном уровне, а та область мозга, которая отвечает за молитву (она есть у человека), работала в определенном темпе, в определенном режиме и определенном состоянии.

Если есть такая область мозга, значит, молитва это естественная часть психологии человека?

– Да, человека, который обладает сознанием, имеет чувства, разум и волю, желание и понимает, что такое молитва.

А какие изменения происходят в мозге человека во время молитвы?

– Проводились такие исследования в Петербурге, в НИИ имени Бехтерева, когда человеку накладывали электроды на головной мозг и исследовали активность мозга. Состояние молитвы можно назвать четвертым состоянием сознания: есть состояние бодрствования и сна, который подразделяется на быстрый и медленный сон, а есть четвертое состояние – состояние молитвы, когда в мозгу происходят определенные изменения. Я не буду вдаваться в подробности, но уже научно доказано, что человек, пребывающий в состоянии молитвы, находится в сознании, он не покидает свое тело, не уходит ни в какие миры, не общается ни с какими духами; запись работы его головного мозга во время молитвы очень похожа на работу головного мозга ребенка. Наверное, когда Христос говорит: «Будьте как дети», – это прямое указание на молитвенное состояние. То есть это такое состояние, когда человек как ребенок, но при этом совершает огромнейшую духовную работу.

Научные исследования и проводились, и проводятся, но самое лучшее научное исследование то, которое мы пронесли через две тысячи лет, когда апостолы нам говорили то же самое: «Непрестанно молитесь, непрестанно благодарите Бога». Апостол Иаков говорит: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» – человек получает от Бога просимое тогда, когда он в это действительно верит.

Человек возвышается духом в состоянии молитвы над всем земным временем, то есть, оставаясь в этом теле, в сознании, он духом возносится. Эти парадоксы понятны людям, которые действительно молятся, понимают это состояние, у них есть духовный опыт молитвы – ты находишься в теле, молишься, и Господь тебе открывает, каким образом тебе сделать что-либо, Господь дает тебе сердечный ответ, ты знаешь, что просимое исполнится, живешь в надежде и получаешь то, что просил у Бога. Бывает так, что человек молится, Господь ему посылает, он на короткое время забывает, что он молился, а когда получает просимое, вспоминает, что просил и Господь послал.

Имеет ли молитва оздоровительный характер, влияет ли она на продолжительность жизни?

– Имеет. Замечено, что настоящие православные христиане не курят, не пьют, не употребляют наркотики, соблюдают пост и этим самым, даже на физиологическом уровне, продлевают себе жизнь.

Вредные привычки мешают молитве?

– Да, мы же вспоминали с вами, что говорил Иоанн Златоуст: «Тот, кто употребляет это зелье (а оно все одного порядка), тот служит дьяволу, открывает двери своей души потустороннему миру». И через это измененное состояние к нему заходят духи злобы поднебесной, которые и портят человека, делают его ранимым, ущербным.

И когда человек молится на таинстве Соборования, просит у Бога прощения, то вспомните, что написано у апостола: «Болен ли кто из вас, тот пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть они помолятся над ним, и какие грехи у него были, те простятся ему», то есть предполагалось, что будет и беседа.

Перед Соборованием очень часто проводится таинство Исповеди, человек открывает свои помыслы – весь накопленный негатив открывает духовнику, который духовным скальпелем вскрывает эти болезненные процессы, они выходят, и душа человека начинает заживать. Такой человек начинает потихоньку исцеляться, когда над ним помолятся, возложат руки. В таинстве Соборования есть моменты, когда священник должен возложить руки на тех, кого соборуют, помазать их, приложить к голове Священное Писание. Все эти действия, их обрядовая и духовная сторона оказывают на человека положительный эффект даже в плане физического выздоровления...

В каком состоянии человек должен прибегать к молитве?

– Прежде всего, он должен быть в трезвом состоянии ума, без эмоций, какого-то насилия, это должно проистекать из его естественного спокойного состояния души, от чистого сердца. Потому что можно делать вид, что ты молишься, а на самом деле молитвы нет. А когда человек приводит себя в определенное психофизиологическое состояние, то включается область мозга, которая выполняет эту функцию, ведь молитва – сознательный процесс: все сознательные действия человека сопряжены с определенными областями головного мозга. Господь наделил наш мозг молитвенной функцией, поэтому и требует от нас молитвы, чтобы этот молитвенный «передатчик», который у нас есть, включался и мы общались с Богом.

Но важна еще и сила молитвы. Какая молитва самая сильная?

– К сожалению, у нас нет прибора, который измерял бы силу молитвы, но самая сильная молитва – та, которая исходит от сердца, из недр души, из глубин человеческого естества. Хотя Бог Сам знает, какая молитва какой является, потому что, если человек праведник, он и не знает, как должен молиться грешник. Он молится, и Господь слышит его, дает ему просимое, он плывет в середине течения. У него и очень хорошего мало, и плохого немного, – у него всего понемногу. Об этом мы и просим Бога, чтобы посередине, плыть, чтобы, с одной стороны, не наслаждаться до богозабвения, а с другой стороны, не клясть Бога и не унывать.

Поэтому, наверное, сильная молитва у людей, имеющих определенную нужду – и духовную, и телесную. Допустим, мать молится о своем умирающем или находящемся в какой-то критической ситуации чаде – конечно, такая молитва будет сильной. А если просто нужно будет помолиться, чтобы все было хорошо, то, наверное, эта молитва не будет иметь такой силы.

Необходимо молиться именно по молитвослову или можно молиться без него?

– По молитвослову – для человека полезнее, это его и дисциплинирует, и воспитывает. Кроме того, он получает определенный объем информации и знаний о Боге. Ведь главное – не прочитать то, что в молитвослове написано, а сделать это осознанно. Я даже рекомендую людям молитвословы с переводом, где на одной странице привычные нам молитвы, а на другой их перевод на русский современный язык, и человек должен их прочитывать и сравнивать. Чтобы повышать свой культурный, религиозный уровень, он должен изучать церковнославянский язык, но до этого он тоже должен молиться и знать, что он прочитывает.

Я даже проделывал такие опыты: просил человека, который называет себя глубоко духовным и часто причащается, перевести то, что написано в молитвослове, и оказывалось, что он совершенно неправильно это истолковывает и неправильно переводит. Он переводит то, что он понимает, но это неполезно, ведь назначение молитвослова – дисциплинировать человека и открыть минимум знаний о Боге, о Его свойствах, действиях, Его благодатном присутствии и о тех святых, которых мы призываем и кому молимся. Но когда человек делает это так, как ему нравится, то из него получается плохой «специалист» в молитвенном деле.

Православных объединяет знание гимнов. Тропари и кондаки – это гимны, которые мы воспеваем Богу, знаем, что там написано – что в этих словах выражена наша вера. И в молитве должно быть это знание и практическое применение того, что ты прочитываешь. Что толку, если ты прочитал на церковнославянском и не знаешь, что именно прочитал? Допустим, прочитал в вечерних молитвах исповедание грехов, а половину из них и не знаешь, что они означают, то есть происходит профанация.

Конечно, человеку нужно иметь личный молитвослов, чтобы там были и полезные молитвы, которые Церковь рекомендует людям, и чтобы он включал туда свои грехи, которые сам сделал, а не прочитывал те, которые там написаны.

Молиться полезно и своими словами, но необходимо знать, как это делать. Прежде чем обратиться к Богу, мы должны Его поблагодарить, что Он хочет нас услышать, потом мы должны попросить у Него, чтобы Он выслушал нашу просьбу, а потом поблагодарить за то, что Он нас выслушал. Должна быть некая Литургия – общественное делание, и чтобы оно было практическим, оно должно совершаться по определенным правилам. Дело должно быть целенаправленным. А молитва имеет своей целью, чтобы человек изменился, исцелился, стал новым, благодарным, благородным, чтобы Господь, видя такого человека, благословлял его за желание быть рядом с Ним.

Какова польза от соблюдения утреннего и вечернего молитвенного правила?

– Прежде всего, дисциплинарная, воспитательная, педагогическая польза: когда человек, допустим, принимает пищу только когда хочет, у него развиваются гастрит, заболевания кишечника, обмена веществ. Так же и в молитве: если человек молится когда хочет, он становится расшатанным, несодержательным, нецельным, не духовным. Когда же человек знает, что определенное время должен посвятить Богу, то из него формируется духовная личность. Каждый человек должен представлять из себя духовную личность, у которой все разложено по полочкам, собрано так, как хочет Бог.

Как лучше молиться – вслух, шепотом или в уме?

– Господь говорит: «Если хочешь помолиться, то закройся в келье своей и попроси у Бога тайно. Бог, видя твое тайное, воздаст тебе явно». Господь говорит, чтобы твоя молитва никому не мешала. Духи злобы поднебесной, когда ты говоришь вслух, все это слышат, но, когда говоришь в уме, они не могут туда проникнуть, поэтому лучше молиться молча, в уме. Но когда происходит общественная молитва, чтобы иметь определенный настрой духа и ритм духовной жизни общества, конечно, молитвы провозглашаются вслух, громко, чтобы это была декларация нашей веры и нашего правильного обращения к Богу.

Можно и шепотом помолиться, но если ты будешь так читать, а твои близкие будут тебе в стену стучать, потому что ты мешаешь и раздражаешь их, то, конечно, это не молитва. Ты уже начинаешь их осуждать: «Вот, вам бесы не дают послушать молитву». Но бывает так, что люди молятся неприятным голосом, и это так режет слух, что думаешь: лучше бы такой человек молчал. Лучше общаться с Богом молча, чтобы Он был твоим личным Богом, так будет больше пользы для человека. Если мне надо потренироваться в речевой составляющей, когда читать службу нужно профессионально, то, естественно, иногда я прочитываю молитвы вслух, иногда шепотом, а чаще всего про себя, но по молитвослову, как требует церковный устав.

В одиночестве лучше молиться про себя, а если, допустим, собрались несколько человек?

– Тогда должен быть учиненный чтец, тот, кто умеет правильно читать, правильно излагает саму форму и мысль того, что написано.

Поспешная молитва – это оскорбление Бога?

– Что значит поспешная? Если она совершается так потому, что надо это вычитать, – ну, Бог с тобой контракт не заключал, ты ничего не подписывал, и Он тебе ничего не подписывал. Допустим, у человека полностью разрядился сотовый телефон – пусть попробует подзарядить его за несколько минут. Насколько ему хватит этого заряда? Примерно так будет и в душе: быстренько подсоединил, вытащил – значит, этого заряда тебе не хватит.

Все необходимо делать правильно. Господь сделал нас такими, мы – Его творения, и Он никому не должен доказывать и рассказывать, почему Он нас такими сделал. Он захотел видеть нас такими, значит, мы должны быть такими, какими хочет видеть нас Господь.

Как влияет на исцеление человека пост в сочетании с молитвой?

– Пост и молитва очень благотворны. Молитва действует исцеляюще, а пост очень часто действует излечивающе: воздержание от некоторых продуктов питания животного происхождения, от сладких продуктов, которые тоже надо ограничивать в пост, позволяет человеку стать мобильнее, активизируются резервные способности организма, он начинает бороться с инфекцией, с хроническими болезнями, начинает восстанавливаться.

Как церковные таинства влияют на исцеление человека?

– Прямо. Церковные таинства – это рецепты, которые нам передал Бог, чтобы нам было легче. Мы знаем: чтобы получить какое-то лекарство, необходим рецепт, – так же и в таинствах. То есть, допустим, для таинства Евхаристии Господь говорит, что нужно использовать вино, хлеб, определенные молитвы и пост, и когда мы это совершим, то Он в Теле и Крови, которые мы примем, совершит исцеляющее действие. Мы получили рецепт от апостолов для таинства Соборования, а им этот рецепт сказал Сам Господь Иисус Христос. Так же и все остальные таинства. Например, водосвятие. Оно от апостолов? Да. А Кто им о нем сказал? Иисус Христос. В каком таинстве? В таинстве Крещения: когда служится водосвятный молебен и человек употребляет святую воду, он омывает изнутри свою скверну, снаружи мы тоже омываемся от этой скверны и таким образом делаемся цельными людьми, то есть приближаемся к образу человека, которого создал Господь Бог. В полной мере мы приблизимся к Нему после нашего воскресения.

Что самое главное в молитве?

– Самое главное – желание, чтобы тебя услышал Господь. Это и есть цель молитвы, а все остальное, те ценности и средства, которые используются в молитве, – как надстройка; самое главное – вера в то, что тебя услышит Господь.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс