Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (878) → Иерей Вадим Арефьев: Страсть блуда

Иерей Вадим Арефьев: Страсть блуда

№29 (878) / 2 августа ‘16

Беседы с батюшкой

Сегодня мы поговорим о страсти блуда – страшной страсти, которая все больше и больше захватывает молодое поколение. Поэтому я предлагаю обсудить, что сейчас очень сильно влияет в этом на людей. Но прежде всего: что такое страсть блуда?

– Это, я бы сказал, глубинная страсть человека, основанная, как и многие страсти, на добрых позывах, которые заложил Господь в душу и тело человека. Мы знаем, что страсть объедения – это же доброе употребление пищи, но в извращенном виде. Здесь – то же самое. Доброе семя заложено в душе и теле человеческого существа – способность воспроизводить потомство, его из поколения в поколение умножать. И вдруг это извращается, и человек делает упор на плотских, как говорил профессор Осипов, «кожистых», удовольствиях, и, оказывается, бесовская напасть может усилить атаку настолько, что захватывает человека полностью, делает его рабом, как любая страсть. Это абсолютно очевидно, мы видим на примере своих близких, батюшки – на примерах своих прихожан: как человек может постепенно падать и, упав достаточно глубоко, уже не может вырваться. Как, собственно, и от любой зависимости. Вот, на мой взгляд, может быть, немного пространное, но все-таки определение.

Всегда ли она присутствует самостоятельно и самодостаточно?

– Ну, наверное, поскольку человек существо очень сложное, многогранное. Мы не можем взять и выделить в этом премудрейшем кристалле вдруг одну маленькую грань и сказать, что остальных граней не существует. Святые отцы учат, что, если человек впадает в одну из страстей, все остальные потянутся за ней. Если человек борется, то, избавляясь от одной страсти, он избавляется и от второй, и от третьей.

На мой взгляд, существует принцип духовной спирали. Наше существо – душа и тело – как некий шар; его мы можем толкать по спирали с неким усилием. Существует сопротивление и сил внешних, и внутренних, но мы все-таки толкаем и проходим спиралевидные круги, поднимаясь выше и выше, проходя те же вроде бы страсти, и, побеждая, вскарабкиваемся выше, проходя следующий круг. Мы вроде бы останавливаемся на той же самой страсти, – но в совершенно другом виде.

Если каялся человек в каких-то там связях, то на следующем этапе он уже будет в мысленном блуде каяться и подниматься все выше и выше к святости. Точно так же будет и обратно – этот шар катится по тем же спиралевидным тропинкам. Если человек попускает себя, расслабляется, что сейчас в мире очень модно, – «давайте выпьем водочки, посмотрим какой-то (отвратительный для духовного человека) фильм», то он открывает двери души своей и впускает бесовскую атаку, и она захватывает все уголки души, и оказывается, что нет той страсти, в которую бы человек не впал: рядом с блудом уже и присвоение чужого, и убийство, и все что угодно.

Понятно, что современный человек считает, что, если он живет блудно и виновен в зачатии, которого совершенно не хочет, он тут же без всякого рассуждения с самим собой вступает еще и в грех детоубийства во чреве. При этом виноваты обе стороны – и отец ребенка нерожденного, и мать. И человек падает все глубже и глубже.

Интересно, что совесть всегда вопиет, когда человек впадает в нечто страшное, особенно убийство. Совесть будет обязательно первое время вопиять человеку. Голос Божий. И человек что делает? Прижигает. Совесть вопиет опять – он прижигает. И вот так постепенно человек ходит сожженный в совести… Язык необычайно глубок этими выражениями – мы не задумываемся, что многие из них имеют глубочайший духовный смысл.

То, что нас окружает, по большей степени развращает нас или, наоборот, дает возможность бороться с этим?

– Человек вообще, можно сказать, вылепляет собственный мир – внутренний и внешний. Творец помогает нам, но когда мы его сами начинаем в нужную сторону вылеплять. Человек во времена Святой Руси мог найти себе «дырочки» такие в общей броне общества и все-таки быть развратником, алкоголиком, убийцей, но общество само было направлено на то, чтобы помочь человеку спастись.

Современное общество направлено на то, чтобы помочь человеку помереть. Вот мы говорим, что Россия воцерковляется, но смотрите статистику: Россия занимает 1-е место в мире по абортам. Это же ужас. В нашем государстве, которое основано на Святой Руси, выросло из Святой Руси! Возрождается, вроде бы, Святая Русь, но в этом плане очень мало изменений. Только среди воцерковленных людей мы видим, что количество абортов стремится к нулю, слава Тебе, Господи, и люди реально борются со своими страстями во всех отношениях – и со страстью водкопития, и блуда, и воровства. Но какой же процент общества уже воцерковлен? Мизерный, мы понимаем это прекрасно. Мне кажется, наша задача – помочь тем, кто сегодня слушает и смотрит и все еще не стремится в Церковь, понимает, что «Церковь это хорошо, но я, пожалуй, побуду где-то в сторонке, может быть, дома помолюсь» – и остается за бортом спасительного корабля. Вот к ним обратиться сегодня и сказать, что мы гибнем; это же реально человек гибнет живым, и страсть блуда – тому замечательный пример...

Современный человек потихонечку впускает вот эту новоявленную ересь, что тело принадлежит ему самому. Священники часто слышат от людей: «Что вы, батюшка, говорите, ведь это же мое тело? Я верю в Бога, Он мне это тело дал, и что хочу, то и делаю». И, мне кажется, здесь правильный ответ будет: «Чадо, дорогое, ты подумай. Господь даровал тебе это тело каким образом? Он тебе даровал храм твоей бессмертной души». Вступая в какие-то блудные взаимоотношения, человек попирает ногами храм души.

Я вот такие аналогии привожу своим прихожанам, особенно юным: говорю, что «вы еще не очень церковные, вы не дышите богослужением, но если вы испытываете хоть некое благоговение перед Церковью, вы заходите в храм – вы чувствуете, что здесь нельзя ни орать, ни бегать: если вы хоть сколько-то верующий человек, у вас будет присутствовать благоговение. Представьте себе, что вы вдруг самостоятельно открываете двери церкви и пускаете туда стадо свиней, которые гадят, грызут святыни, иконы, бьют копытом. Вы смогли бы пережить такую сцену? Наверное, нет. Но вы же пускаете этих свиней в храм своей собственной души, то есть в тело свое. Блудные отношения, в которые человек так свободно разрешает себе войти, – то же самое, по сути!».

Так хотелось бы, чтобы сегодняшнее общество, даже еще далекое от Церкви, хоть на йоту осознало это и начало борьбу против развращенной рекламы, против того, что нашим детям буквально втравливается в сознание и в души. Давайте им начнем объяснять все о системе человеческого воспроизводства, все интимные моменты? У детей уже появляется нездоровый интерес к этому. То, с какой скоростью происходит развращение наших детей, – это вопиющая проблема!

Мне казалось, в России такого нет. Но я наблюдаю, что Россия обгоняет уже и Запад в этом страшном падении куда-то ко дну адову. Мне кажется, это уже проблема даже не столько Церкви, а общества вообще, и здесь надо что-то делать. Надо пытаться изменить вот этот вектор падения, попытаться изо всех сил поднять наше духовное стремление. И объяснять молодежи: ну, что же вы делаете?

Вообще, надо сказать, что, общаясь с зависимыми ребятками нашими, мы поняли, что схема борьбы со страстью любой почти одинакова.

Первое – нельзя остаться наедине с помыслом своим. Если помысел тебя атакует, и ты вступаешь с ним в диалог, то очень быстро ты его принимаешь: бес блестяще изучил человечество – за всю историю человечества и конкретного человека, за его историю с момента его рождения, он знает подпольные места в нашей обороне, в нашей броне и будет атаковать именно туда. Что мы советуем нашим зависимым ребятам? Если чувствуете помысел страшный, первым делом бегите к иконе. Нет иконы, ну где-то по дороге вас застало, захлестывает вас, хоть нательный крестик возьмите, поцелуйте и встаньте на молитву, просите от всего сердца: «Господи, помоги мне!». Если есть возможность такая, отойдите в тихий уголок и попробуйте положить несколько земных поклонов. Однажды я разговаривал с профессором-наркологом и стал ей говорить, что мы применяем такую методику, говорим ребяткам, которые преодолевают зависимость: «Дорогие ребята, вы сейчас уже находитесь в таком трезвении месяц-два-три, вас все равно будет атаковать бес. Как вам избавиться? Попробуйте не пропустить этот помысел. Помысел пришел, и сразу встаньте на молитву и на земные поклоны». И вы почувствуете, что вы сделали – для кого-то нужно 12 поклонов, для кого-то 40, для кого-то, может быть, 100 поклонов, – уйдет этот помысел, и наступит тишина, Сам Господь посетит вашу душу.

Точно так же со страстью блуда. Мне кажется, что страсть сильнее, чем наркозависимость. Самое лучшее – не оставаться дома, уехать в паломничество куда-нибудь, в монастырь, попросить себе трудовое послушание. И как только нападает бес, сразу идти к иконам и класть поклоны, класть поклоны. И уходит, все дальше и дальше убегает от нас бес. Это говоря о нас, взрослых. Но дети оказываются незащищенными, это же просто, мне кажется, добыча, если мы сами открываем шлюзы бесовского потока на наших детей. Мы, родители православные, должны сплотиться и не пускать разврат в души наших детей.

А через что он поступает в души наших детей? Какие-то, может, перекрыть источники?

– Мы можем взять и обрубить все информационные потоки, как это принято сейчас говорить. На мой взгляд, это надо пытаться делать. Если дома стоит компьютер, то надо стараться делать так, чтобы ребенок даже случайно не попал на бесовские сайты. Компьютерные игрушки, кстати говоря, вызывают у детей зависимость. Не просто привязанность, а именно зависимость на уровне наркотической: они не могут жить уже без этих игрушек. Сама логика огромного количества игрушек сексуально ориентирована. Там какие-то полураздетые дамочки, и они принимают участие в каких-то войнах и часто какие-то там смутные сценки. Это все не для детского сознания. А родители говорят, что «это развивает ребенка, развивает его реакцию». Это не развивает, дорогие родители, это заставляет ребенка деградировать!

Посмотрите, сколько чудных игр, головоломок применяются даже в приходских школах. Это же замечательно – те же шахматы (есть православное поверье о том, что шахматы вызывают страстность человеческой души, я этого пока не вижу). Но просто развивать логику, память, мышление. А вот от компьютерных игр я всячески стараюсь своего ребенка оградить, от пользования интернетом свободного – тоже. Ребенку нужно в учебе – пожалуйста, желательно, чтобы я или матушка подсели и вместе с ним пообщались. Для него это времяпровождение с родителями. Надо найти время для этого, да. Все требует каких-то пожертвований от родителей – сил, времени, но какой результат? Понимаете? Ребенок максимально будет огражден от этого.

Что он смотрит, этот ребенок? Вот такой телеканал, как «Союз», – это же, как один батюшка сказал, добрый продукт вы дарите своему ребенку. Вы знаете, что не будет на этом продукте ничего развращающего – доброе семя сеете, и вырастет плод. В монастыре Свято-Троицком в 50-е годы приснопамятный архимандрит Киприан расписывал сцены Страшного Суда и изобразил людей, стоящих на коленях перед каким-то черным квадратом. Паломники часто подходят и говорят: «Отцы святые, монашествующие батюшки, что это такое?». А все поясняют, это отец Киприан изобразил икону XXI-го века – телевизор. Туда же можно отнести и компьютер. Поклоняются этому идолу буквально – и что там смотрят детки? Какие-то мультики, но мультики бездуховные, с заряженностью именно развратной, обучающей детей агрессии. Я наблюдаю, как детки играют между собой. И что, это нормально кричать: «Убью тебя!»? Мы с вами православные люди и знаем, что такое слово. Слово, логос – это такая махина! И вдруг мы так свободно разрешаем своим детям пользоваться словом.

А дальше шуточки всякие. Родители часто думают, что шуточки детям абсолютно не понятны. Ошибаетесь, дорогие родители. Дети фиксируют все, если не в сознании, то на подсознании. И потом это как бы обрабатывается всем существом детским: «Если родителям можно такие шуточки, значит и я так жить могу». Мы даем своим детям карт-бланш.

А дальше хуже… Посмотрите, многие современные родители говорят: «Если у моего сыночка 16-летнего появилась девочка, он проводит с ней время, ночь с ней провел, – ничего плохого, лишь бы в сторону однополых браков его сознание не подвинулось, и то слава Богу». Когда мы слышим это от родителей, вроде бы, православных, мы в шоке всегда: позвольте, за что же вы боретесь? Мы же боремся за настоящие ценности духовные, которые можно пронести и создать православную семью, войти девственником в семью свою. Вот в этом цель борьбы нашей православной, и своих детей надо попытаться так же сохранить.

Опыт Запада обычно называют отрицательным. А что, ничего положительного оттуда нельзя взять?

– И на Западе есть семьи с патриархальным укладом. Это замечательно. Есть протестантские общины, живущие очень патриархально. Скажем, жена не смеет надеть никакой наряд без благословения мужа. Меня это поразило. Как? И обязательно юбки длинные. Почти православный внешний вид. Взять головной убор на женщине. Ну, платочки у них не применяются, и дети ходят в одной и той же униформе, серенькие какие-то костюмчики. Примитивизация своего рода внешней стороны жизни, концентрация на Священном Писании, на молитве. Их много, туда даже заглядывать не будем, у нас колоссальный пласт святоотеческого наследия, пожалуйста. Его и используйте. В этом добром патриархальном укладе много есть замечательного. Сейчас я вижу, что люди стараются даже одеваться по-русски. В храмы заходят в русских рубахах, в сапогах. У кого-то это вызывает улыбки, а у меня, например, глубокое уважение.

Кстати говоря, если американцы приходят в Православную Церковь, что в последнее время все больше и больше происходит милостью Божией, они становятся более русскими, чем русские. Для американца, ставшего православным, немыслимо, например, зайти в храм без длинной юбки для женщины, для мужчины в рубашке, обязательно с длинным рукавом, застегнутой. А наш же русский парень приходит в по пояс расстегнутой рубахе. Ну, жарко же, батюшка. Но это же неуважение, правда? Детки одеты опять-таки особенно чистенько, не надо дорого, но чистенько, аккуратненько. Девочки в юбочках, с платочками все. Детки у них очень благочестивые. Я смотрю, как они растут, эти девочки и мальчики. Они действительно входят девственниками в брак и не интересует их обычное американское развращение. Этот опыт своего рода духовных баррикад бесценен, и надо его всячески принимать и использовать.

И еще очень важно объяснять понятия о любви: сейчас, как в овощном миксере, перемешаны святость любви Христовой и то грязное понятие, которое сейчас мир называет любовью. То, что мир называет любовью, вообще не имеет отношения к высокому – это уже блудная связь просто. Надо называть вещи своими именами: блуд – блуд. А если мы говорим о любви мужчины к женщине, она же должна строиться на любви Христовой, тогда это будет чистота отношений, она будет понятна, будет самодостаточная, не требующая никаких объяснений. Понятно, почему мы должны всячески соблюдать чистоту отношений до брака: потому, что в браке живет Христос. Это основа.

Понятно, что родители должны заниматься воспитанием в семье – для кого-то это сложно, для кого-то не очень, но понятно: ребенок выходит в общество, тот же пример с детским садом. А вот как другого ребенка защитить, который пока еще не готов к этим проявлениям, пока у него самого этих проявлений нет?

– Вот здесь вот, брат Александр, очень важный. Мы при всем своем желании защитить ребенка, какие бы стены крепостные вокруг не устраивали, полностью не можем. Есть даже люди, которые говорят: мы в школу его не отдадим, дома воспитанием будем заниматься, все программы школьные пройдем и все экзамены сдадим. И все-таки это не защищает полностью ребенка. В какой-то момент ему придется выйти в общество.

И, мне кажется, задача номер один – воспитывать духовный иммунитет в своем ребенке. Как? Во-первых, это невозможно без доверия между отцом и сыном, отцом и дочерью, матерью и чадом. Если есть коридор доверия, то мы можем начать воспитывать ребенка как воина Христова. Вот я своим малышам всегда говорю: «Ребятки, вы же воины, знайте, в какой-то момент подойдут и скажут: «Ты не хочешь выпить? Не хочешь уколоться? Ты не хочешь в блудное братство войти?». Все это будет обязательно. И если у тебя не возникнет стержня внутреннего, если ты не испугаешься сказать, что ты – православный христианин, что жизнь свою отдашь, но в это не впадешь, то все – ты обязательно попадешься: не в одну ловушку, так в другую. Лукавый обязательно нам по жизни расставит их».

Поэтому нам надо больше заботиться об иммунитете, нежели о полном охранительстве. Но все-таки внутренняя решимость важнее. Причем в возрасте 7 – 8 лет это реально, чтобы он не испугался. Прийти в обычную русскую школу, где большинство неверующих. Прийти, встать спокойно, перекреститься и сказать внутри: «Господи, помоги». Может быть, «Царю Небесный» прочитать. Не надо показухи ради, а ради внутреннего своего служения Творцу: «Семя есть, и ты же, малыш, почувствуешь, что Господь с тобой, тебе кто-то помогает невидимый, это реально. Но обязательно, знай, придут к тебе поглумиться. – Ой, – скажут, – святоша, – пнут тебя. Не бойся встать и сказать: да, я – православный христианин, готов жизнь свою отдать».

Понимаете, вот если бы мы поднялись до такого уровня! Молодые люди приходят ко мне и говорят: «Как бы нам оградиться?». Первый принцип – вы не имеете права остаться наедине: даже благочестивые люди, без всяких задних мыслей, не оставайтесь одни. Пожалуйста, проведите время вместе, в церковь сходите, в паломничество. Днем собрались, время провели. И деткам то же самое. Может быть, нам надо потрудиться, как вы говорите, создать такой добрый мир православного детства. Мы в Америке пытаемся православные лагеря делать русских разведчиков. Там батюшка постоянно с ними живет, и каждый день там Закон Божий, духовные беседы у костра. Они изучают, как топориком вырезать, как лук натянуть и выкопать яму для костра – живут патриархальными понятиями, очень важными для них, постоянно ходят в поход. И поддерживается особенное такое разделение: с девочкой можешь пообщаться, но при народе честном, при батюшке общайтесь, пожалуйста. И, кстати, там, при этих лагерях искренние такие отношения, потом многие создают семьи. «Вот мы с тобой были вот в этом лагере», – сохраняют связь, переписку. Это, конечно, важно. Это надо всячески культивировать, предлагать нашему обществу. Может быть, вот эти гимназии чудные, где мальчики были отдельно, девочки отдельно: были какие-то мероприятия общие, пожалуйста, но не было такого трения, нос к носу.

Батюшка, в завершение благословите наших телезрителей.

– Бог благословит, дорогие, да не оставит и поможет нам всем с вами воспитать деток в истинно православном духе и спасти души самих себя и наших деток. Спаси Христос.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс