Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (878) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 18

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 18

№29 (878) / 2 августа ‘16

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) – №28 (877)

Отец Алексий, я удивительную фразу недавно прочитала святителя Филарета Московского, что храм Божий, сама архитектура его – это безмолвный проповедник для целого народа его истинной духовности. Как сильно сказано!

– Как раз о безмолвных повествованиях, о Божественных откровениях мы будем говорить. 18-й псалом говорит, что Господь дал три закона, три Откровения: естественные, писаные и духовные, и через это человека научает правильным путям Божиим, по которым он должен идти, и через это человек приобщается к Царствию Небесному.

18-й псалом очень насыщен, исполнен глубочайшего смысла и утешения для верующего человека, которое Господь дает, и в то же время обличения, через которое не может оправдаться человек, отвергающий Бога. Псалмопевец Давид начинает этот псалом такими словами: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» – видимый мир, что открыт перед человеком, живо говорит о Божественном Промысле.

Тот, кто смотрит на небо, видит необычайную красоту – удивительную, замечательную, глубочайшую. Мы от неба порой не можем оторвать глаз, можем ночью любоваться звездами, рассматривать созвездия. Это приводит нас к мысли, что здесь сокрыта какая-то тайна: не может мир возникнуть случайным образом – столько премудрого, красивого, упорядоченного содержится в нем, что все это свидетельствует о премудрости Божией, о том, что высший Ра-зум сотворил этот мир.

Разглядывая небо днем, мы видим красоту, глубину, широту этого неба и тоже говорим: какая бескрайность, какая красота и какое сочетание цветов, какая чистота в небе! Думаем, что этот мир сотворил действительно высший Разум, Сам Господь: ну не может что-то стихийное создать такую упорядоченную красоту!.. Мы можем и на восходе смотреть на небо, и на закате, когда озаряются всполохами солнечного света облака. Мы смотрим, как облака сочетаются между собой, как они образуют какие-то фигуры, и видим какую-то тайну, сокрытую за этими облаками. Мы представляем Господа за этими облаками и то, как бы нам хотелось быть в том мире. Наверное, это одно из стремлений человеческих – проникнуть в космос, посмотреть что там, как там?

Здесь мы тоже видим Самого Господа. Псалмопевец Давид говорит, что невидимый мир, само небо свидетельствуют о славе Божией, Его величии, Его премудрости. Человек, наблюдающий за этим, во всем видит, конечно, руку Божию.

«День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум». Псалмопевец говорит, что этот мир создан по определенному закону. Нет нечего беспорядочного, об этом свидетельствуют день и ночь. Что значит «дни отрыгает глагол»? Один день другому говорит о повелении Божием, что он начинается, заканчивается. Казалось бы, день и ночь – обычное течение нашей жизни, но на самом деле это необычное течение жизни. Здесь тоже введен порядок. День нисколько не ущемляет следующий день, и ночь нисколько не ущемляет следующую ночь, но каждому дню и каждой ночи положен предел. И если бы этот предел был бы одинаков в любое время года, то мы бы сказали, что здесь нет ничего неестественного? Здесь все естественно. Мы видим, как день ото дня бывает разным, как ночь от ночи бывает разная: день бывает длиннее, а ночь короче, а бывает наоборот – ночь длиннее дня; все меняется, но ничто никого не ущемляет. Бывает день равен ночи… И во всем этом заключается порядок.

И не происходит смешение в годичном круге из-за неупорядоченности дня и ночи. Но здесь идет именно деление, а в то же время делится день своим временем, а ночь своим временем, получаются ровные сутки: введен порядок даже в изменение дня и ночи. Этот процесс тоже возвещает нашему разуму величие Божие.

«Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их». Псалмопевец Давид говорит: нет такого народа, такого места, где бы люди не могли услышать безмолвные слова Бога, которые возвещаются человеку. Через естественный закон, через наблюдение за этим миром человек видит и слышит Бога: невозможно не возвеличить Господа, когда видишь замечательную красоту и удивительный, созданный Богом, мир.

«Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их». Псалмопевец Давид говорит, что по всей земле исходят словеса Божии и во всех концах вселенной звучат они. Везде, во всяком народе слышно это вещание и каждый народ не может оправдаться: видя это – не принимать Бога? И мы знаем, что еще Плутарх во II веке прекрасные слова сказал, что можно найти народы без цивилизации, без письменности, но нет ни одного народа, где бы не было жертвенника, посвященного Богу – нет такого народа, который бы не слышал вот эти вот глаголы вещания Бога о Самом Себе через видимый мир. Богу поклоняются все. Может быть, не каждый человек видит это и может размышлять в этом направлении, но есть в каждом народе люди, которые это видят и делятся своими рассуждениями с другими.

«В солнце положи селение Свое» – некоторые толкователи говорят, что Бог определил местом обитания Своего Солнце. Это рассуждение уместно, может быть, так как Бог есть свет и во свете пребывает неприступно. Мы знаем, каким обладает солнце светом – просто невозможно на солнце смотреть без защитных очков, иначе можно лишиться зрения. Так что в какой-то степени уместно сравнение это.

Большинство толкователей говорит о другом – не Сам Бог пребывает в солнце, а именно солнце было определено на небо. И далее вот по тверди как ходит солнце: «и Той, яко Жених исходяй от чертога Своего, возрадуется, яко Исполин тещи путь», то есть солнце исходит от чертога своего, от места, где оно пребывает. Чертог – это те хоромы, тот дворец, где находится солнце. Это небо, конечно же… Не знаю, что по красоте своей может превзойти восход солнца, да и закат солнца – это необычайная красота. И, действительно, только в земном сравнении может сравниться жених. На свадьбе мы видим жениха во всей красе. Его одежда соответствует особому его состоянию. Так и солнце постоянно имеет праздничный, нарядный вид, оно радует человека и идет по небу. Но как идет? Оно идет не просто как жених еще, но как исполин, то есть как великан, богатырь. Его величие, красота связаны с огромнейшей силой, которую можно равнять только с богатырской. Солнце никогда не устает, мы его постоянно видим в труде: оно восходит, идет, светит.

«От края небесе исход Его, и сретение Его до края небесе, и несть иже укрыется теплоты Его». Ну, конечно, восход от одного края его «и сретение», то есть закат, у другого края неба. Солнце никогда не отдыхает, и мы знаем, что днем оно освещает одно полушарие Земли, а ночью другое. Не было бы солнца – не было бы жизни на земле. Человек прекрасен, потому что он озаряется солнцем. Земля прекрасна, потому что озаряется солнцем. Мы знаем: даже зима не прекрасна, если нет солнца. Зимой, если пригревает солнце, мы не чувствуем холода. Нет солнца – мы чувствуем зябкость, неуют. Солнце всегда играет определенную роль, и от теплоты его невозможно укрыться, говорит нам Священное Писание. Действительно, солнце проникает, озаряет, освещает. Но в то же время солнце – как великий символ Бога: солнечные лучи везде проникают и все согревают – и Господь Своею благодатью присутствует везде и питает духовно, и согревает всякого человека, верующего в него.

«Закон Господень непорочен, обращаяй душы, свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце, заповедь Господня светла, просвещающая очи. Страх Господень чист, пребываяй в век века: судьбы Господни истинны, оправданы вкупе». Вот здесь псалмопевец Давид переходит к иносказанию и говорит о Законе писанном, который Господь дал человеку. Он показал естественные откровения, а теперь показывает и писаный Закон, который Господь дает человеку, называя его разными именами: Законом Господним, свидетельством Господним, оправданием Господним, страхом Господним, судьбой Господней. Все это – ни что иное, как Закон, который Господь дал человеку. И Давид говорит, что этот Закон чист, истинен. И человек, живущий в этом Законе, будет пребывать в век века. Коль Закон истинен, то он человеку дает правду и видение. В нем должен пребывать человек, ведь если он не будет жить в Законе Божием, показывающим ему пределы, оправдывающим его, обличающим его, научающим истине, то погибнет. Очень важно прислушиваться к Закону Божиему: ничто не делает такой радостной жизнь человека, как исполнение Закона, человек всегда испытывает внутренний мир, когда живет по заповеди Божией. Он может, исполняя Закон, увидеть вокруг себя прекрасный и замечательный мир и через этот мир утвердиться в вере.

Если человек не живет по Закону Божиему, он постоянно омрачен, в плохом настроении, постоянно в каких-то заботах, его не радует даже погода на улице – ни солнечная, ни дождливая. Он удручен, не может любоваться этим миром и видеть своего Господа.

Вот здесь псалмопевец Давид особо обращает внимание и соединяет одну часть псалма с другой и говорит: если вы хотите увидеть через небо Промысел Божий, увидеть самого Бога, то вы должны исполнять Закон. И когда вы будете исполнять Закон, то не только увидите первое, второе небо. Святой апостол Павел был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы. Нужно исполнять Закон Божий, тогда только это все тебе открывается. Когда ты исполнишь Закон Божий, то почувствуешь внутреннюю радость и полноту жизни на земле. И тогда ты поймешь. Что поймешь? Псалмопевец Давид: ты должен понять, что «вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота», то есть исполнение Закона становится желанным, ты сам будешь его желать и понимать, что исполнение Закона дороже золота и драгоценных камней.

Хочу Вас перебить. Паче меда и сота – эти слова употреблял протопоп Аввакум, обращаясь к боярыне Морозовой, чтобы оценить по достоинству ее мудрость и склонность к очень красивой речи: Феодосия Прокопьевна, как известно, была одной из образованнейших женщин своего времени. Тогда были кружки любителей древнего благочестия, и протопоп Аввакум употреблял эти слова из 18-го псалма, когда хотел по достоинству оценить ее словесную премудрость.

– Ну, конечно, понимание исторических выражений может быть и через знание Псалтири. Мы же с вами говорили не раз, что в древности всякий человек в нашей отечественной истории учился на Псалтири. Псалтирь знали наизусть. Представьте – эту Книгу знали наизусть наши предки. Они мыслили Псалтирью, они, конечно же, употребляли словарный запас, который там находился. И чтобы лучше познать историю нашу, отечественную культуру, нужно обязательно знать Псалтирь: кто пытается стать хорошим историком, не зная Псалтири, или культурологом, никогда таковым не будет – понять глубину, значение слов можно через знание Псалтири, через знание истории именно святого Православия на Руси.

Я вспоминаю годы, когда учился в школе. Учитель физики рассказывала какой-то фильм нам и сказала, что не знает, что такое «пяток». Я ей говорю: пяток – это пятница. Не знающий славянского языка, не знающий нашей истории и культуры человек даже не знает, что такое пяток.

Продолжим. Псалмопевец Давид говорит, что исполнение Закона слаждша паче меда и сота. Почему слаще? Потому что человек имеет внутренний мир – им он живет и спасается. Вообще, 18-й псалом исполнен тихих и замечательных рассуждений. Но дальше Псалмопевец говорит о глубочайших рассуждениях и грехах, отделяющих человека от Бога – особенно о внутренних грехах и переживаниях, о тайных грехах, и просит Бога о помощи, чтобы Господь помог увидеть тайные грехи. Тайными грехами могут быть помыслы человека, а могут быть грехи, которые человек творит по своему неведению.

И вот Псалмопевец говорит, чтобы он не упомянул тайных грехов и грехов народа, за которые царю приходится отвечать. И в конце он говорит замечательные такие слова «И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего пред Тобою выну, Господи, Помощниче мой и Избавителю мой». Он говорит: Господи, помоги мне избавиться от этих грехов, без Твоей помощи невозможно преодолеть греховную бездну. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс