Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (878) → Архимандрит Евгений (Кульберг): Екатеринбургская епархия надеется на прославление всех верных слуг Семьи Николая II

Архимандрит Евгений (Кульберг): Екатеринбургская епархия надеется на прославление всех верных слуг Семьи Николая II

№29 (878) / 2 августа ‘16

Память

В ночь на 17 июля в Екатеринбурге в рамках «Царских дней» ежегодно организуют крестный ход в память о Семье Николая II, в котором участвуют тысячи верующих. Он проходит по маршруту, которым в 1918 году провезли останки убитых членов Императорской Семьи (от Храма-на-Крови в Екатеринбурге до монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма).

В настоящее время возобновилось расследование по уголовному делу о гибели Царственных Страстотерпцев, в рамках которого с участием Церкви проходят дополнительные экспертизы для подтверждения подлинности останков Цесаревича Алексия и Великой Княжны Марии.

Отец Евгений, Екатеринбургская епархия ранее предложила причислить к лику святых не только Евгения Боткина, но и трех слуг последнего Российского Императора (повара Ивана Харитонова, лакея Алоизия Труппа и горничную Анну Демидову). Что послужило причиной инициативы?

– 10 января Православная Церковь чтит память 20 тысяч святых мучеников. Они были сожжены в городе Никомидии по приказу императора Максимиана в 302 году. Все. Сожжены за то, что пришли в праздник Рождества Христова на службу, и за то, что отказались уйти из храма, отрекшись от Христа. Известны имена всего лишь нескольких из них, а святых прославлено 20 тысяч! Неизвестно, какова была мера их благочестия и воцерковленности, курили они или нет, как часто молились и творили милостыню, но Церковь почитает их как святых мучеников, и мы обращаемся к ним с молитвами.

17 июля Православная Церковь чтит память Святых Царственных Страстотерпцев, не отрекшихся ни от веры, ни от благочестия, ни от своего народа. Когда готовилось их прославление, особое внимание Комиссия по канонизации уделила периоду нахождения узников в неволе: «...За многими страданиями, перенесенными Царской Семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке».

Странным было бы не заметить, что во все время именно этого периода жизни Царской Семьи верные слуги добровольно разделяли и несли на себе все тяготы и издевательства. Перед ними не раз, как перед Никомидийскими мучениками, открывали двери и говорили: «Ступайте на волю, вы свободны». Но выход на волю означал равно отречение от веры и от верности, то есть предательство. Предательства не произошло. За эту верность они заплатили жизнью, исполнив слова Христовы: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13). Поэтому Русская Православная Церковь Заграницей прославила всех узников ипатьевского подвала в лике святых, поэтому и епархиальная Комиссия по канонизации радеет о прославлении всех верных царских слуг.

Важно понимать то, что святость определяет не Собор и не Синод, а Господь. Он открывает Церкви святость либо естественным путем, когда мы узнаем о том, какой подвиг совершил человек, либо сверхъестественным путем, через чудеса, связанные с тем или иным человеком после его земной кончины. Прославление в лике святых – не вопрос церковной бюрократии, а вопрос руки Божией: когда это полезно для Церкви и народа, происходит свидетельство о людях святой жизни, которых Господь являет нам для подражания.

У нас нет сведений, что жизнь доктора и трех верных царских слуг была порочной, что они при жизни совершали какие-то поступки, которые бы порочили их как христиан. Напротив, достаточно много материалов собрано об их жизни и кончине, которые свидетельствуют не только о высочайшем качестве жизни этих людей как граждан, но и о том, что они жили доброй, праведной христианской жизнью. В частности, Евгений Сергеевич Боткин был человеком блестящего образования и очень честных, настоящих трудов, как врач. Он являлся участником русско-японской войны, был награжден офицерскими наградами. Это тоже его характеризует как человека долга, готового положить жизнь свою за ближних. И то, что в конце жизни Господь его этого удостоил, – не случайность, а скорее реализация смысла, венец всей его предыдущей жизни.

Та верность, которую они проявили, последовав за Царской Семьей в Тобольск, Екатеринбург, – не пустой звук. Почитайте историю Царской Семьи после отречения Государя, как люди, которые до этого толпами ходили, стремясь получить какую-то малейшую милость от Царской Семьи, моментально отвернулись, исчезли, растворились, гнушались своего знакомства с Царской четой. Они почувствовали, что пахнет кровью, и ретировались. Между тем и Евгений Боткин, и слуги сохранили верность и добровольно отдали жизни, исполнив заповедь Христову о любви и верности. Это о многом говорит. Ну и то, что они удостоились принять мученическую смерть вместе с Царской Семьей, – это тоже свидетельство того, что рука Божия соединила одних святых с другими угодниками Божиими.

Все-таки есть ли сведения о религиозной жизни и личном благочестии царских слуг?

– Да, конечно! О каждом из узников ипатьевского «дома особого назначения» собраны интереснейшие материалы. Источниками послужили открытые части государственных архивов и опубликованные воспоминания их современников. Особо ценными свидетельствами стали их письма разным лицам, где как в зеркале точно отражается глубоко христианское устроение души. Сестры Александро-Невского Новотихвинского женского монастыря, на базе которого действует Комиссия Екатеринбургской епархии по канонизации, провели колоссальную кропотливую работу по собиранию этих свидетельств, которые и были переданы в Синодальную комиссию. (Окончание следует)

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс