Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – 27 (876)
Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва: – Я скажу следующую мысль, и вы, пожалуйста, тоже ее отметьте у себя: мы, когда стоим перед вот этим вот неравенством «один не равен трем» – один Бог не равен трем Божественным Лицам, и не можем сдвинуться с мертвой точки, на самом деле это неравенство основываем на очень неправильном предположении: что мы можем Бога мерить числом – наши тварные понятия о числах «один», «два», «три» прилагать к Богу точно так же, как к карандашам. Это неправильно, и вот почему. Бог создал весь этот мир с его пространством, с его временем, с его исчислениями (десятичным, двоичным, комплексными числами и так далее), и Он выше числа – точно так же выше пространства, выше времени. О разного рода затруднениях касательно времени мы понимаем, что они к Богу на самом деле неприложимы: Бог выше времени; а простая мысль, что Бог выше числа, не всегда до нас доходит – надо просто специальным образом оговорить: Бог выше числа, Он выше наших представлений о том, как нам мыслить единство, двоичность, троичность, четверичность. Просто: выше этого всего.
И еще одна тема в связи с учением о Троице должна, конечно же, прозвучать. Когда люди столкнулись с Божественным Откровением о Троице, – а это ведь Божественное Откровение, это не Иоанн Богослов в результате каких-то штудий, исследований, чтений, аналитической работы пришел к выводу, что Бог – это Троица, а это Откровение было, Христос открыл, что Бог – Троица, когда прозвучало это Божественное Откровение, оно не сразу же было воспринято, осмыслено христианами, этот процесс занял много-много лет и это осмысление было сопровождаемо разного рода спорами (например, спор вот с модалистской ересью, с тритеистами, арианские и другие споры).
Учение о Троице рождалось и в спорах тоже. И, конечно же, богословие должно было выработать какую-то терминологию, чтобы нам говорить о Боге Троицы корректно. И эта терминология со временем складывалась. Основная заслуга здесь принадлежит авторам IV века – святым отцам Великим каппадокийцам (была такая провинция Каппадокия в Малой Азии (сейчас это территория Турции), там было три великих светильника, православных богослова – святые Василий Великий, Григорий Богослов (Назианзин его еще называют) и Георгий Нисский; терминология троичная сложилась ими во многом). В ней очень важно различать единую Божественную Сущность и три Божественных Лица.
Сущность – οὐσία, «усиа» (греческий) и личность – «ипостась» (др.-греч. ὑπόστᾰσις – «лицо, сущность») Слово «сущность» было взято из философского лексикона. Христианство пользовалось теми достижениями культуры, которые на тот момент существовали, в частности пользовалась и философским словарем. Брало какие-то термины из философского словаря и переплавляло их, переосмысляло, если они не подходили один в один. Их надо было обязательно как-то адаптировать. Вот слово «οὐσία – усиа» древнегреческое, «сущность» мы можем перевести как «естество», «природа», и более позднее слово тоже прочно вошло в словарь образованного человека – «субстанция»: это одно и то же: «сущность, естество, природа». Слово «ὑπόστᾰσις – ипостасис» в обрусевшем виде живет в нашем языке и сейчас: мы говорим «ипостась», но оно у нас имеет свою специфику, и специфика эта – не богословская, а в основном театральная. Богословы тоже употребляют термин, но театроведы употребляют по-своему. И в театральной специфике слов «ипостась» может означать роль какую-то: определенный актер режиссером попробован и назначен на какую-то роль в таком-то спектакле, в таких-то действиях, причем бывают ситуации, когда один и тот же актер (этакий режиссерский ход) может играть в спектакле две различные роли или три.
Ну, безусловно вот эта вся тема очень далека от догматического представления о триединстве, потому что Отец, Сын и Святой Дух – это не три роли одного и того же Бога. Если бы мы считали, что это три роли одного и того же Бога, то мы бы с вами были на прочном основании модалистской ереси: модалисты так утверждают – три проявления Божества, три роли Божества (Отец, Сын и Святой Дух), а так Бог один. Конечно, православные не могут с этим согласиться, поэтому употребления слова «ипостась» в том смысле, в какой мы говорим о театральной жизни, конечно, не уместно в богословской жизни. В богословии слово «ипостась» тоже, конечно, употребляется и достаточно часто, но оно наполнено своим особым содержанием. (Продолжение следует)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.