Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (877) → Иерей Димитрий Задорин: Зачем человек приходит креститься?

Иерей Димитрий Задорин: Зачем человек приходит креститься?

№28 (877) / 26 июля ‘16

Беседы с батюшкой

Отец Димитрий, сегодня мы хотели бы с Вами обсудить вопросы Крещения. Люди, желающие приступить к таинству Крещения, подходя к священнику, зачастую слышат от него вопрос: «Зачем вы пришли креститься?». Кто-то отвечает, что для здоровья, кто-то – для еще каких-то целей, в общем, не видят ту цель, о которой говорит постоянно Церковь. Какова же истинная цель Крещения, к которой человек должен стремиться?

– Истинная цель Крещения – стать участником Тела и Крови Христовой, стать участником жизни вечной, ради которой сотворен человек Богом. Мне бы хотелось попытаться раскрыть правомерность вопроса, задаваемого священником желающему принять Крещение, – зачем вы хотите креститься?

Господь Иисус Христос, придя на землю, не оставил апостолов в неведении о Своем общественном служении, зачем Он пришел в этот мир. Три года Господь Иисус Христос научал апостолов (не только 12, но и 70 апостолов) и всех желающих слушать. Он открывал всем не просто истину, а истину, которая для людей делалась смыслом жизни. Смысл жизни человека выявляется неким стержнем: если у человека есть стержень, он в жизни уверен, понимает, куда идет, у него все осмысленно, порядок – можно сказать, человек счастлив. Почему? Потому что он понимает, ради чего он здесь. Когда же человек теряет смысл жизни, то возникает пустота. И зачастую человек в Церковь приходит не от радости, а от боли – приходит для утешения.

И зачастую он не ставит перед собой именно ту цель, которую оставил Иисус Христос. Мы читаем Евангелие от Матфея, где говорится, что если веру иметь будете и креститесь, то спасены будете. Вот спасены – это и есть цель. Если человек пришел от горя, от какой-то проблемы, то он ищет утешения, а не спасения. У него это два разных совершенно смысла в жизни. Священник, слыша неправильный ответ, призван научить человека истинной цели, как однажды научил Иисус Христос 12, а затем 70 апостолов. В дальнейшем эти апостолы учили все народы. Именно этот вопрос «зачем человек приходит ко Крещению? Что он хочет там найти?» очень важен, чтобы избежать ложного понимания цели, не промахнуться, не ошибиться, чтобы не обмануть свои надежды и ожидания.

Чтобы правильно прийти ко Христу, найти Утешителя, важно ответить на вопрос, что человек действительно ищет. И ответ должен быть чистосердечным. Ведь если человек начнет лукавить и пытаться угодить священнику, угадав, что бы тот хотел услышать, то он своим внутренним лукавством сделает себе еще хуже.

Я бы именно вот так попытался ответить на этот вопрос.

А если человек цели спасения своей души не имеет и приступает к таинству Крещения только лишь с целью укрепить здоровье, нужно ли совершать над ним таинство Крещения? Будет ли польза?

– Крещение необходимо совершать (это мое личное убеждение), над всяким человеком, желающим его принять, – но именно после того, как человек засвидетельствует свою веру в Иисуса Христа, Спасителя своего.

Пока человек не исповедует Иисуса Христа, пока не поверит в обетованного Мессию, для него плоды, которые даются в таинстве Крещения, остаются неусваиваемыми. Конечно, отдельной категорией стоят люди, лежащие на смертном одре и в тяжелой болезни. Здесь церковь применяет икономию, но – опять же – человек должен засвидетельствовать свою веру во Христа. Если человек просит: «Покрестите меня, я же тяжело болею!», а на вопрос «Верите ли вы во Христа?» говорит: «Не верю», – понятно, Крещение невозможно. В подтверждение этого можно обратиться к канонам Вселенских Соборов, которые дают очень точный и ясный ответ, что если человек не исповедует веру Христа, то Крещение невозможно.

Отец Димитрий, есть первый звонок...
– Батюшка, благословите. Я раба Божия Зоя. Меня интересует: если человек с верой и в надежде спастись и по незнанию, не проходя никакие курсы и беседы с батюшкой, принимает Крещение, в этом случае Господь прощает все грехи, или потом нужно что-то поправить?

– Господь благословит. Хороший вопрос. Если человек принимает Крещение с верой в Иисуса Христа, то есть акцент стоит на исповедании Бога, то, естественно, прощаются все его грехи. Знание в этом случае не является краеугольным камнем в Крещении. Оно становится средством, которое помогает человеку разобраться: «А это тот Бог, в Которого я хочу верить? Это тот Бог, Которому я хочу довериться, свою жизнь, свою судьбу, всего себя, своих близких доверить?»… То есть знание лишь помогает человеку, но не определяет.

Каждый может вместить знания в свою меру – один может выучить все тома догматики и все определения Вселенских Соборов, другой может послушать и в простоте своей принять «я верю в Иисуса Христа», и ему будет достаточно Символа веры, чтобы засвидетельствовать свою веру (я имею в виду, перед Крещением – не чтобы на этом останавливаться, а именно перед Крещением). И такого человека можно допускать ко Крещению и крестить, и это Крещение будет полным, полноценным, благодатным, с прощением грехов. А все остальное будет в дальнейшем: жизнь продолжается, и человек может какие-то знания восполнить в церковной жизни. Но, опять же, не знания главное, а главное – опыт богочеловеческой жизни, опыт благодатной жизни, а знания этому помогают.

Хорошо. А нужно ли крестить детей во младенчестве? Если да, то какое исповедание веры младенцем? И, допустим, родители люди нецерковные, а крестят младенца: нужно ли это делать или нет?

– Младенцев крестить, конечно, необходимо. Мы в Евангелии встречаем сюжет, когда апостолы пытались запретить детям подходить ко Христу, и тогда Иисус Христос обратился к ним и сказал: «Не запрещайте детям приходить ко Мне».

Второй момент, который хотелось бы отметить. Дети, когда рождаются, не могут говорить и выражать свое мнение, не могут делать выбор в своей жизни, заработать себе на пропитание и прокормить себя, не могут заработать себе на жилье.

И вот здесь очень интересный момент – если они всего этого не могут сделать, то по какому праву они питаются, ведь они же не могут ничего заработать? По какому праву они проживают где-то? То есть когда для взрослых людей это ценности, именно питание и проживание, то они эти ценности сообщают своим детям.

И когда для родителей верующих Бог, Церковь и Предание церковное являются ценностями, и они живут этим, конечно, у них не возникает вопроса, потому что они хотят, чтобы их дети стали причастны, как и они, сами к Богу. И Крещение в данном случае необходимо просто, здесь никаких препятствий не может быть.

И другой момент. Родители, для которых Бог – не реальность, а Крещение – всего лишь средство, которое поможет избежать микробов или сглаз какой-то упразднить… Естественно, это позиция неверующего человека, это магический подход ко Крещению. Здесь нет поиска Бога, желания, чтобы ребенок разделил с родителями общую ценность – Бога. Мне кажется, в этом случае можно сказать «нет»: либо, дорогие родители, изменяйте свою жизнь таким образом, чтобы в вашей жизни появился Бог – и тогда Крещение станет возможным по вашей вере, либо, если вы будете верить, что совершается какая-то магия – и Крещение невозможно.

Отец Димитрий, еще один звонок.
– Батюшка, мои родители говорят, что я «погруженная»; это означает, что я уже крещеная или нужно снова креститься?

– Это означает что вы крещеная, но необходимо восполнить, потому что погружение совершается не полностью, то есть это не полный чин церковного Крещения. Если после погружения человек умирает, то для Церкви этот человек – крещеный, во всем смысле слова. Если же человек продолжает жить и желает участвовать в церковной жизни, то есть исповедоваться, причащаться, участвовать с таинственной жизни Церкви, то необходимо прийти и восполнить погружение: само таинство Крещения, которое совершается в Церкви, состоит из двух таинств. Первое – таинство погружения, когда человек во имя Отца, и Сына, и Святого Духа трехкратно погружается в воду. И второе таинство – Миропомазания, когда человеку сообщаются дары Духа Святого, посредством которых человек может усваивать таинства благодати, которые Церковь преподает, – таинство Исповеди, Причастия, Венчания, Соборования и других священнодействий. В данном случае можно обратиться в любой храм, подойти к священнику и поговорить, чтобы он восполнил Крещение. Здесь не обязательно иметь большую купель, чтобы погружаться. Погружаться не нужно, а нужно именно восполнить таинство Миропомазания.

Отец Димитрий, может ли священник отказать человеку совершать над ним таинство Крещения?

– Как уже выше было сказано, бывают случаи, когда необходимо сказать «нет». Но «нет» бывает опять же разное. Первое «нет» – в смысле «подождать, не нужно торопиться»: когда у человека нет правильного понимания, а именно ложная цель, ложное устремление, ему нужно скорректировать свою веру, когда человек не понимает, что он крестится в Иисуса Христа. И второе «нет» – когда человек принципиально не верит, не хочет изменять свою позицию, то есть он ярый атеист и это признает и проповедует, но по каким-то стечениям обстоятельств (может, жена настояла или модно стало) собирается креститься. Здесь явно сделка с совестью идет.

То есть священник может не запретить Крещение, а временно отказать. А если человек после этого в Церковь вообще ни ногой? Тогда, получается, какая-то вина, ответственность на этом священнике – ведь человек приходил в церковь однажды, но, получив отказ, после этого в церкви не бывал?

– Здесь возникает сложная дилемма. Если человек услышит от священника «нет» – «давайте позанимаемся, давайте помолимся в церкви вместе с вами, не будем торопиться с Крещением», но уйдет и больше никогда не придет. И второе – если священник согласился крестить такого человека, покрестил его, а этот человек ушел и больше никогда не пришел.

Что здесь страшнее? Человек не покрестился и стал жить по-прежнему, либо покрестился и снова вернулся к старому образу жизни? Мне кажется, именно в таком контексте нужно рассматривать. Если человек честно подходил к решению вопроса «креститься или нет?», то он должен был услышать, почему священник говорит «нет» – не эмоционально воспринять, а именно должен услышать, почему нет. Например, ситуация в ГИБДД, когда человек хочет получить права, но, например, не ответил на устные вопросы – ему говорят: «Извините, вы не сдали экзамен» – человек обижается и говорит, что больше никогда не пойдет сдавать на права? Это не совсем правильно, то есть такому человеку нужно попытаться услышать других людей и понять, почему они говорят «нет» – разобраться в этой ситуации, выступить деятельным участником, конструктивным собеседником, а не эмоциональным, который все разрушает.

Еще один звонок… Мы вас слушаем.
– Я раба Божия Мария из Белгорода. Я недавно пришла к вере и исповедовалась заранее. На Исповеди батюшка спрашивал: «Каетесь?». Я говорю: «Каюсь». А не произносила: «Прости, Господи, и помилуй». И как теперь быть? Я так сильно волнуюсь. Может, еще раз исповедоваться?

– Спасибо за вопрос. Это очень частая ситуация в приходской практике, когда люди, что-то внешнее не выполнив, начинают считать, что Исповедь не совершилась. Очень хорошо, когда дети с детства, с отрочества научены Исповеди, знают, как исповедоваться, и для них не составляет большого труда соблюсти внешнюю форму – грамотно, по форме выстроить свою Исповедь.

Но Исповедь ведь – это не форма, это таинство, тайна. Тайна любви Божией к человеку, который осознал свои грехи и пришел к Богу просить о том, что «вот я, Господи, воздвиг стену между Тобою и мною своими грехами и своими силами не могу ее упразднить – Ты, как всесильный, помоги мне это сделать!», обращается к Богу, чтобы Тот Своей благодатью помог преодолеть барьер греха и возобновить богочеловеческую, благодатную жизнь. И если человек от всего сердца этого просит, то, не взирая на то, сказал человек «Господи, прости» или не сказал, если он от сердца кается, то, естественно, Господь прощает, даже если тот нарушил какую-то форму.

Поэтому второй раз каяться не нужно в грехах, в которых вы уже покаялись, а необходимо именно смотреть за своею жизнью, быть бдительным и проводить ее в покаянии, то есть стремиться к Богу больше, чем ко греху.

Спасибо, отец Димитрий. Можно ли сказать конкретно, что если человек не понимает таинства Крещения, не понимает того, о чем учит Церковь, то не следует ему креститься?

– Человеку стоит именно прийти в Церковь и попытаться понять тех людей, которые живут в Церкви, попытаться понять, что за жизнь в Церкви происходит. Здесь я бы поставил акцент не на том, что нужно или не нужно креститься, а на том, что нужно ли узнать до Крещения, что такое Церковь, или не нужно. Почему? Потому что когда человек подойдет с рассуждением к тому акту, который мы называем таинством, то для него в процессе познания, рассуждения и наблюдения акт перестанет быть человеческим действием, а станет именно богочеловеческим таинством Крещения.

И тогда, соответственно, церковная жизнь человеку крещеному не представляет тех сложностей, с которыми встречаются люди, обратившиеся ко Крещению, но оставшиеся у порога Церкви.

– Да, естественно. Потому что, когда человек совершенно не понимает, Кто его Бог, совершенно не понимает смысла и значения Церкви, крестившись и вернувшись в старый образ жизни, в прошлые грехи, то дары благодати в нем действуют и Господь призывает его ко спасению, к жизни вечной, – а человек постоянно выбирает неверие, и это ему причиняет боль. Такой человек нередко впадает в очень сильное уныние, и когда приходит в таком состоянии в Церковь, то с ним намного сложнее беседовать и помогать: в нем появился навык в грехе и страсти отказа от Бога.

Тонкая духовная материя именно выбора человека требует большей решимости от него, больших усилий, нежели когда еще до Крещения он попытался бы выстроить свою жизнь таким образом, чтобы не допустить внутреннего лицемерия, внутреннего лукавства. И его жизнь сложилась бы совершенно по-другому.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс