Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (877) → Протоиерей Николай Соколов: О современности и своевременности Ветхого Завета в наши дни

Протоиерей Николай Соколов: О современности и своевременности Ветхого Завета в наши дни

№28 (877) / 26 июля ‘16

Беседы с батюшкой

Тема нашей беседы с отцом Николаем – современность и своевременность Ветхого Завета в наши дни. Как известно, Ветхий Завет – неотъемлемая часть Священного Писания. Но сегодня хотелось бы поговорить не об истинах, важных для христиан всех времен (для этого, как вы знаете, у нас на канале есть передача «Читаем Ветхий Завет») – мы побеседуем об особой религиозной реальности Ветхого Завета и его актуальности в наши дни. Отец Николай, Вы покажите, пожалуйста, на примерах уже исполненных пророчеств Израилю и еврейскому народу их актуальность в наши дни. Другими словами: зачем читать Ветхий Завет, эту древнюю книгу, в XXI веке?

– Итак, Ветхий Завет – это часть Священного Писания. А то, что мы называем Священным Писанием, для каждого христианина – непреходящая ценность. Великий Гете называл Библию Книгой книг. В ней собрано самое важное для понимания себя в мире, для понимания мира и Бога. На многие вопросы, связанные с личной жизнью, с жизнью души каждого человека, жизнью общества, народа, есть ответы в Священном Писании – в том числе и на страницах Ветхого Завета. Вопрос о еврейском народе – вопрос непростой, но своевременный. Вспоминаю слова Фридриха Великого: «Покажите мне еврея, и я скажу, что Бог есть». Воистину, в этом народе проявляется его богоизбранность, а это означает очень большую ответственность перед Богом, перед людьми и перед самим собой. Господь сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». Избранность еврейского народа оказывается ключом к пониманию истории всего мира и истории каждого народа – почти в каждом народе заключается та соль духовной жизни, которая показана в еврействе: те же проблемы, те же страдания, те же научения Богу, вразумления и радостные моменты бытия.

Многое сказанное в Библии о еврейском народе уже исполнилось. Воистину самым великим событием всех времен и народов является исполнение мессианских пророчеств, которые были сказаны о Господе нашем Иисусе Христе. Когда Господь пришел в мир, Он сказал: «Я есть исполнение закона и пророчества». И поэтому все, что мы видим в Ветхом Завете, мы сегодня должны воспринимать через призму Нового Завета, в том числе – историю еврейского народа. Все это сложно. Кто-то воспринимает христианство как новую религию уже последнего времени, другие вообще не воспринимают никакой религиозной традиции. Те, кто остался в иудаизме, понимает христианство как ересь. Это нормально, и опять-таки было сказано в Ветхом Завете, что не все примут и не все поймут, но те, кому дано. Апостол Павел сказал: «и так весь Израиль спасется, как написано» – он это не просто так сказал, для нас с вами, так как мы являемся новым Израилем, продолжением учения апостолов, которые тоже были евреями, первых христиан, которые тоже были евреями, первых мучеников, в том числе Стефана.

Сегодня еврейский народ показывает нам исполнение пророчеств, ибо кто мог подумать еще сто лет тому назад, что вновь будет государство Израиль. Это мало кому могло присниться во сне! Однако наступает 1948 год, и на карте появляется новая точка, вернее, хорошо забытая старая, – Палестина с государством Израиль. И сегодня, пожалуй, вся мировая история вращается вокруг этого мирового события, потому что оно не простое, оно показывает, что приближаются дни исполнения пророчеств и что Израиль не случайно получил возможность найти свою Землю обетованную. Определенный исход закончился, и вновь наступает исход в эту землю.

Много можно говорить об исполнении пророчеств. Это и предсказания о рассеянии в период Вавилонского пленения, и о будущем храме, в который войдет Мессия, и это случилось, и о разрушении этого храма, что тоже случилось, и о рассеянии еврейского народа, что есть. Многие пророки, и великие, и малые, говорят, что придет время, когда Израиль вновь обратится к Богу.

Благодарю, батюшка, за ответ. Вопрос из Красноярска. «Как Церковь доказывает богодухновенность библейских книг? Сколько мне объясняли, не могу уяснить. Писаны они людьми, но что доказывает, что Бог им вложил мысль, а не сами они выдумали?».

– Вера. Без веры ничто невозможно. Любая книга, написанная человеком, это книга человеческая. Но если мы говорим о том, что это Священное Писание, мы верим в то, что человек, который писал, был вдохновляем Богом. Вообще, любой писатель, любой философ, я считаю, творит не сам, в нем творит благодать Святого Духа. Пожалуй, на примере поэтов это можно проследить: «Не могу не написать эти слова, не могу не сказать эти строки. Я могу умереть, но должен сказать их до конца».

Вот то же было и в Священном Писании. Многие пророки отказывались писать то, что внушал им Господь, не хотели идти тем путем, который указывал им перст Божий, не желали делать те действия, которые Господь их заставлял делать. Но, однако, Господь сказал, что вы – избранные, и Я очищу вас для служения. Понятно, что написал человек, но, как сказано о скрижалях Моисея, – перстом Божиим. Воистину здесь синергия творчества Божия и творчества человека. Если это воспринимается верой, то тут не нужно доказывать. Если это не воспринимается верой и чистым сердцем, как сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», очищайте свою душу, Господь вам откроет тайну постижения букв текста Священного Писания.

Вопрос из Санкт-Петербурга. «В пророческих Книгах встречаются неисполненные пророчества. В чем духовный смысл таких пророчеств?».

– Есть пророчества, которые исполнились, я уже упомянул об этом, а есть те, которым еще предстоит исполнится, в том числе так называемых малых апокалипсисов или больших – у Исаии, у Иезекииля. Это означает, что люди должны быть всегда готовы к Пришествию Спасителя. Ибо сказано: никто не знает ни дня, ни часа, а то, что случается в мире, подчас описывается в этих книгах. Господь сказал: «И надлежит всему исполниться». Поэтому неисполненные тексты пророчеств означают, что мы еще живем в мире, в котором Господь отпускает человеку какое-то время для исправления, покаяния, путехождения. Ибо со времени создания человека он проходит этот путь. Господь знает, где Он остановит человека. А о том, когда это исполнится мы, не должны ни гадать, ни думать.

У нас вопрос из Екатеринбурга. «Правда ли, что Ветхий Завет жесток? Он весь пронизан ненавистью к иным народам, да и Господь Сам – карающий. Почему?».

– Не Ветхий Завет жесток, а жесток ветхозаветный мир. Действительно, иные критерии и понятия существуют в сегодняшнем мире, которых не было тогда. Мир жил по иным законам. И это уже почеркнул нам Сам Господь, когда пришел, и ученики сказали: «Сведи огонь на тех, кто не принимает Тебя и отвергает Тебя, как Илия сделал». На что Он сказал: «Нет, не знаете какого вы духа». Ибо мир со Пришествия Иисуса Христа изменился, и духовная суть человека меняется. Надеюсь, к лучшему.

Вся жестокость Ветхого Завета обусловлена тем временем. Подчас мы видим Израиль как карающий меч, который Господь посылает на те или иные народы, погрязшие в распутстве, в идолопоклонстве, в различных непотребствах, в вещах, о которых страшно говорить – прежде всего, это жертва человека, это убийство детей, это различная атрибутика всех языческих культов, которые можно только в фантазиях себе представить. Против этого Господь и выступает через пророков и через избранный народ Израиля. И если люди, которые были на пути народа, принимали Израиль, его идеологию, его веру, то меч Израиля не касался их. Но, повторяю, мир был жестокий в то время. Иначе мыслить люди просто не могли, и здесь дело не в Израиле, его религии, его отношениях с народами, а в том контексте бытия мира, в который был поставлен Израиль того время.

Отец Николай, скажите, неужели современный мир менее жесток, чем ветхозаветный? Однако же Новый Завет наш призывает к любви.

– И в современном мире осталась, к сожалению, греховность Ветхого Завета. Мы должны понимать, как мало мы еще сделали для своего исправления, не зря и Господь призывает нас: «Имейте любовь между собою, тогда увидят все, что вы – Мои ученики». Зло не изгоняется злом до конца. Только любовью можно это сделать. И сегодняшний мир подчас повторяет жестокость Ветхого Завета. Но сегодня мир содрогается от этого, а тогда это было в порядке вещей. Хотя тоже страшно было, когда убивали целый народ, когда издевались над ни в чем не повинными людьми, когда жизнь человека ни во что не ставилась. И сегодня так тоже бывает, к сожалению.

Телезритель из Архангельска спрашивает: «Каково соотношение Нового и Ветхого Заветов? Десять заповедей, к примеру, отменены, но в беседах со священником мы часто можем услышать фразу, мол, сейчас у нас не Ветхий, а Новый Завет».

– Десять заповедей никто никогда не отменял. Если мы будем строить свое мировоззрение христианина без заповедей Моисеевых, то не сможем понять и проникнуться глубиной новозаветной проповеди, ведь весь Ветхий Завет – это расшифровка заповедей Моисея, все построено на них. Так что на сегодня эти заповеди – не убей, почитай отца и матерь – так же актуальны, как и в те века, когда они были даны Моисею с горы Синай, только они усовершенствованы Евангельским словом. Если Господь говорит: «Не убивай», то Господь говорит: «Прощать нужно».

На какую же высоту нас поднимает Новый Завет, как мы еще не достигли той вершины сознания, что мы еще барахтаемся в ветхозаветном и никак не поднимемся в новозаветное! Поэтому то, что есть в Новом Завете нравственного, доброго, мы воспринимаем.

Вопрос из Рязани: «Поясните, почему в первых пророчествах Мессия описывается царем, а в более поздних уже рабом и Агнцем?».

– Образ Мессии сформировывался постепенно на всех этапах ветхозаветного творчества, поэтому Он не сразу был Царем, прообразы сначала были. И один из прообразов – это как раз агнец. Впервые сказано, что семя жены сотрет главу земли. Под семенем жены подразумевался как раз Мессия, Который в иконописи изображается впервые как образ Святой Троицы, собранной вокруг агнца. И Авраам что подал? Агнца закланного. Что он сделал, когда пришел на гору, чтобы убить своего сына, как Господь ему сказал? Он заменил дитя на агнца. Поэтому первые строчки не о Мессии, не о царе, а об агнцах. Потом уже Израиль пришел к мысли, что должен иметь царя, как и прочие народы, что было не угодно Богу: Он не хотел, чтобы Израиль отошел от Него и встал под власть царя. Заканчивается период теократии, так называемой, и начинается период монархии. Но так как они очень просили, Он сказал: «Сделай, как просит народ, но предупреди, что царь будет требовать своего: и жен, и наложниц, и детей, и податей, чтобы одержать свое государство. Согласны? Согласны. Будет вам царь». И с тех пор уже образ Мессии стал ассоциироваться с образом царя земного, которому до Царя Небесного очень-очень далеко.

Благодарю Вас, батюшка, но вот с Вами не соглашается зритель из Томска. Он все-таки считает: так как мы не язычники, как древние израильтяне, нам, возможно, не стоит обращаться к Ветхому Завету, потому что он все-таки отменен Новым Заветом.

– В каком плане «обращаться»? Ведь если на престоле лежит Евангелие, то в руках мы все держим Библию, которая имеет и Ветхий, и Новый Завет. Читая Евангелие, мы видим фразы, взятые целиком из Библии. Евангелие и Ветхий Завет соединены полностью, и если мы не будем изучать Ветхий Завет и не будем обращаться к нему как к источнику, то многое в Евангелии нам будет непонятно. О чем идет речь? О чем говорит Господь Иисус Христос? Какие примеры приводят апостолы, говоря о тех или иных событиях? Поэтому необходимо в комплексе изучать и Ветхий, и Новый Завет, но руководствоваться в своей жизни нужно уже Евангельскими нравственными нормами.

Буквально в продолжение – вопрос из Краснодара: «В каком порядке стоит читать Заветы? Сначала Ветхий, потом Новый или, может быть, вообще начать с толкователей?».

– Все зависит от человека, как он впервые увидел Ветхий и Новый Завет. Я могу привести пример своей жизни. Читать Новый Завет стал довольно рано, когда мне было лет 10–11. Мне моя родная бабушка подарила Священное Писание, где была надпись, что «дитя вечности не угождает духу времени». И с этого дня я стал постепенно читать Евангелие. Мне было сказано: «Ты можешь читать. Это твоя личная книга. Можешь на полях делать заметки карандашом: что не понятно, что вызывает сомнения, о чем хочется поговорить». И я делал это. Меня спрашивали: «А ты прочел там что-то?», поэтому первым я читал Евангелие. Но образы Ветхого Завета со мной были с самого раннего детства. Еще до того, как я открыл Евангелие. Была у нас дома книга, и, когда я был ребенком 5 – 6 – 7-летним, мы с удовольствием эту книгу листали. Там были подстрочники краткие, нам мама моя или дедушка рассказывали, что изображено на тех или иных картинах: изгнание из рая, грехопадение, Всемирный потоп, избрание на царство Давида, смерть Саула, и так далее. И все ветхозаветные образы ярко стояли перед глазами. Когда я уже стал сам читать Ветхий Завет, будучи уже взрослым человеком, эти образы настолько запечатлелись в памяти, что очень спокойно все усваивалось (вот оно, творчество художественное, которое влияет на те или иные моменты нашей жизни).

Поясните такой момент из Ветхого Завета (Великий Новгород интересуется): «В Книге Бытие говорится, что Господь решил сотворить человека по образу и подобию, а сотворил лишь по образу. Что это означает?».

– Это означает, что человек в пути своего жизнепрохождения должен уподобиться Богу, достигнуть того состояния духовного совершенствования, к которому Господь определил человека, поэтому мы называем «преподобный отче наш» – то есть, по-нашему мнению, тот или иной святой отец уподобился своей жизнью Богу (в какой-то степени, конечно). И поэтому сказано, что по образу создан. Это уже усилия человека на пути его жизни.

Еще один вопрос: «В Книге Бытие говорится об исполинах, рожденных от союза сынов Божьих и дочерей человеческих. Поясните, кто такие исполины? Иная раса человеческая? И что это за сыны Божьи?».

– Исполины в определенный период времени жили на земле. Сейчас есть результаты раскопок, найдены могилы этих великанов, в частности, стало известно, что одним из потомков их был Голиаф. Его могила найдена в 2000 году, и определено, что это именно тот богатырь филистимский, который вышел сражаться с Давидом, так как голова рассечена мечом, а в черепе остался камень. Ясно, что это его было захоронение.

Но многочисленные исполины появились перед Всемирным потопом, как говорит Библия. Есть две версии. Первая, как сказано, умножился грех, и человек стал реально влиять на свои процессы своего бытия в мире – происхождение, зачатие, рождение. И к этому, на мой взгляд (это мое личное мнение), он привлекал духовные силы, возглавлял силы зла. И вот тогда на земле появляются эти страшные сильные чудовища. Это были сильные и славные люди, про них сказано. Это не мои слова, это библейские слова. И в этом моменте библейского повествования о Боге не говорится. Люди полностью забыли Бога. И вот сила их неимоверная, слава, величие земное затмило им образ Божий, и они жили только для себя, только для своих прихотей. Жизнь показала им, что они несовершенны, что они ведут к погибели весь мир. И Господь увидел, как велико зло в человечестве, и решил уничтожить весь мир. Он скорбел в сердце Своем, что есть такие люди.

Но есть второе мнение: что это были ангелы, которые входили к дочерям человеческим и зачинали от них детей. По-моему, этого мнения придерживались некоторые отцы Церкви, но насколько реальна такая версия – зачем ангелам плотские женщины? – я не могу понять. Есть еще одно мнение, что это потомки Каина, которые так же размножались по земле, как и потомки Адама от Сифа. И вот два направления, которые потомки благочестивые называли сыны Божии, а потомки от Каина нечестивые – сыны человеческие. И вот они стали соотноситься друг с другом и брать себе жен, и от этого союза рождались исполины, о которых идет речь в Библии перед Всемирным потопом.

Благодарю Вас, батюшка, за столь развернутый ответ. Буквально последний вопрос, из Белгорода: «По Ветхому Завету, пророки Илия и Енох были вознесены на Небо, однако из Нового Завета известно, что первым на Небо взошел разбойник. Поясните этот момент. Или Рай и Царство Небесное – понятия различные?».

– Понятие есть ветхозаветное и новозаветное. Мы знаем, что Илия и Енох были вознесены на Небо, но где они находились, от нас сокрыто. Ветхозаветное учение говорит, что было так называемое лоно Авраамово, где находились праведники ветхозаветные до момента, когда после смерти Спасителя вновь открылись двери рая. «Сей херувим отступает от Древа Жизни», сказано в одном песнопении, «и я райской пищей причащаюсь». Разбойник, который первый сказал: «Помяни меня, Господи, во Царстве Твоем», и открыл двери рая. Ясно, что эта духовная субстанция была сокрыта от человека до Воскресения Христова.

Благодарю Вас, батюшка, за беседу, благословите наших телезрителей.

– Бог благословит. Сил, здоровья, помощи Божией в трудах.

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс