Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (877) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 17

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 17

№28 (877) / 26 июля ‘16

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) – №27 (876)

Мы сегодня говорим о 17-м псалме, весьма сложном, по Вашему определению.

– Каждый псалом наполнен благодатью Святого Духа, особым смыслом. И нам понять их не так просто. Чтобы понять вопросы духовные, нужно подниматься, поэтому немало приходится прилагать усилий, чтобы понять псалмы. Но мы потихонечку с вами, дорогие братья и сестры, движемся вперед.

Третья кафизма начинается словами 17-го псалма, который называется так: «В конец, отроку Господню Давиду, яже глагола Господеви словеса песни сея, в день, воньже избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саули, и рече».

Почему Давид себя называет, будучи мужем совершенным, отроком? Потому что отрок – это, во-первых, тот, кто слушает волю отца своего. Взрослые люди становятся самостоятельными и для них мало назидательны и, тем паче, послушливы слова тех, кто над ними. Только отрок слушает родителей своих. Поэтому здесь Давид подчеркивает, что он слушает слово Отца Небесного. Причем слушает и как пророк, возвещая волю Божию, и как достойный сын, отрок Господа, ведь он в своей жизни стремится исполнить все заповеди Божии.

Псалом очень красивый, он начинается замечательными словами: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя. Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель Moй, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него, Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой». Давид говорит, что Господь являл ему великую милость, давал ему прибежища в различных жизненных обстоятельствах. Ведь невозможно было противостоять всем тем испытаниям, с которыми встречался Давид, без помощи Бога. Бог не только его Заступник, но – «рог спасения моего». Как будто Давид сравнивает себя с теми животными, которые имеют рога и могут не только обороняться, но, наступая, защищать себя от врагов и поражать их. Давид понимает, что без Бога невозможно было бы все исполнить, достичь высот в этой жизни.

Мы знаем, что несовершенен человек неблагодарный, который только берет и пользуется, но не воздает благодарения ни своим близким, ни Богу, поэтому Давид и говорит: «возлюблю Тя, Господи, крепосте моя» – «взамен Твоей великой помощи я даю Тебе, Господи, любовь мою. Ту любовь, которая помогает мне исполнить первую заповедь Закона Твоего – Возлюби Господа твоего всем сердцем, всей душой и всей крепостью своею. Вот самая главная заповедь». И Давид говорит, что исполнил ее.

«Хваля призову Господа и от враг моих спасуся». Опять-таки здесь Псалмопевец, восхваляя Бога, уверен, что Господь поможет ему избавиться от врагов и спасет его. Наша молитва должна быть обязательно хвалебной. И в ветхозаветные, и в новозаветные времена мы встречаем именно молитву хвалебную, славословную, прославляющую Бога. Это тоже являет нашу благодарность Отцу Небесному.

«Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя, болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя». Вот здесь Давид говорит, как он познал Бога. Мы познаем Бога только ощущая собственную немощь; она может быть смертельна, если Господь не вмешается и не защитит человека. «Одержаша мя болезни смертныя» – о каких болезнях здесь говорит Давид? Конечно, о болезнях, которые бывают по естеству, по природе человеческой. Эти болезни так и называются – болезни женщины, жизни, ведь женщина, рожая дитя, испытывает великие муки плоти. Вот эти болезни и называются болезнями жизни. А здесь он говорит о «болезни смертныя», о болезнях, ведущих к смерти, внутренних болезнях – «и потоцы беззакония смятоша мя». Болезни смертныя Давид называет и внутренние переживания, которые низводят человека даже до смерти. И мы знаем, что моральные переживания и страдание, страсти, одолевающие человека, могут привести к смерти и спустить его во ад. «И потоцы беззакония смятоша мя» – он сравнивает с потоками нашествия неправедных людей, беззаконных, язычников, которые нападали на Давида и как потоки водные сметали все на пути своем, и беззакония, причинявшие немало вреда Давида. В этом состоянии человек испытывал болезни адовы – они «обыдоша мя», то есть они спускали до ада его, «предвариша мя сети смертныя» – то есть выставляли сети какие-то, козни против Давида. Конечно, здесь можно говорить и о грехах, которыми враг соблазняет человека и расставляет такие сети.

Давид продолжает:«И внегда скорбети ми, призвах Господа, и к Богу моему воззвах, услыша от храма Святаго Своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его». Он говорит, что всякий человек может потерять и свою жизнь, и внутренний мир, покой, если не будет обращаться к Богу. Он говорит: я призвал Господа вот в таком состоянии – «и к Богу моему воззвах», и Господь услышал «от храма Святаго Своего глас мой». Храмом здесь называется Небо, где пребывает Господь, но под храмом, когда не было еще храма Соломонова, Давид мог иметь в виду скинию Завета. В наши новозаветные времена мы говорим о нашем православном храме, куда мы можем прийти и где Господь особенно слышит человека, его вопль и воздыхания. Именно церковная, общественная молитва – очень сильная, где двое или трое собраны, поэтому эта молитва «внидет во уши Его» – такую молитву Господь услышит. Очень глубокие слова.

«И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог. Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него». Каждый псалом – пророчество, почему Давид и называется пророком. Он очень много пророчествует о Христе. «И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог» – здесь, конечно, уже идут пророчества о Христе. Особенно, мы знаем, изменения были в сознании. Земля – это и мы, живущие на земле. Мы должны четко понимать, что наше сознание смущается и изменяется, когда мы сталкиваемся с Божественным и, когда Господь пришел на землю, какое движение к Богу пошло в умах человеческих! Здесь мы можем говорить и о последних минутах страдания нашего Господа, когда, действительно, основания его поколебались и расступились. «Прогневася на ня Бог» – Господь удивился безумию, которое совершило человечество, и земля вся покрылась мраком, и было землетрясение.

Об этом пророчествует Давид: «И приклони небеса, и сниде, и мрак под ногама Его». Что за мрак? Мы можем говорить о темноте, о душевном мраке. Как говорит святой Златоуст, под мраком Давид имеет в виду неведение, неполноту наших знаний о Боге. Господь открывает человеку через Свое Откровение только то, что полезно нам знать. Полезно именно ко спасению, жизни вечной, а не к тому, чтобы заниматься греховным любомудрием, мудрствовать лукаво о Боге.

Сейчас ученые настойчиво занимаются поисками причин возникновения мира. В физике, Вы знаете, создаются какие-то сверхмощные приборы, пытаются познать, как же все-таки произошла Вселенная. Католическая Церковь поддержала эту идею.

– И у них это не получается... Все это – попытка человека объяснить то, что Господь творил Своим разумом, чисто человеческими понятиями, разложить все по полочкам. Но опять-таки они чувствуют свою слабость и начинают перетягивать на свою сторону, чтобы как-то подтвердили истинность этих изысканий. И это уже оправдывает гордыню и надменность. Здесь точно будет полная неудача – Псалмопевец говорит: «и приклони небеса, и сниде, и мрак под ногама Его». То есть Небеса приклонились до такой степени, что соединились с землей. Как говорят толкователи, Бог незаметно сошел на землю, но все-таки «и мрак под ногама Его» – до конца мы не можем все это увидеть. В какой-то степени понимаем, в какой-то степени объясняем, но до конца проникнуть в тайну Божию не можем. Да и не нужно. Да и он не сможет чисто физиологически вместить это. Почему? Он погибнет… То есть мы погибнуть можем, если захотим вместить вот все, что Господь под мраком Своим спрятал.

«И взыде на Херувимы, и лете, лете на крилу ветреню». Здесь опять-таки можно говорить о скорости Пришествия Самого Бога, но другие святые отцы утверждают, что здесь говорится о Вознесении Господнем и о предназначенном. И, вообще, вот если мы берем Псалтирь, она нам открывает великую тайну. Сама Псалтирь проповедует, пророчит о Христе, но понимание этих пророчеств уже есть через подтверждение самого Пришествия Христа, и в то же время некая тайна в пророчествах в этом Пришествии открывается. Эти слова были понятны до Пришествия Христова, но после пришествия они объясняются в новом свете.

«И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его, темна вода во облацех воздушных». Опять-таки тут говорится о тьме как некоем закрове, что ли, где Господь полностью не открывается. И облака воздушные говорят о Боге, о небе, но и являют некую тайну. Мы очень часто любим смотреть на небо, на облака – как они текут, какой они формы: нам нравится не только потому, что это радует наш глаз, но и потому, что скрывает некую тайну.

«От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное». Как бы ни была непостижима тайна о Христе, но во облацех, то есть в писаниях апостольских, она раскрывается. О чем мы с вами говорили? Самим Пришествием Христовым более широко раскрываются вот эти пророчества. Почему раньше не раскрыты были? Почему не было полного понимания? Не было Пришествия Христова. Но когда пришел Христос, они открылись. Для чего? В подтверждение: то, что Господь проповедовал, делал на земле, было проповедовано псалмопевцем Давидом. То есть одно через другое раскрывается, подтверждая истину Христову, истину нашей веры и нашего упования, нашего пути, который ведет в Царствие Небесное.

«И возгреме с Небесе Господь и Вышний даде глас Свой. Низпосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я. И явишася источницы воднии, и открышася основания вселенныя, от запрещения Твоего, Господи, от дохновения духа гнева Твоего». Здесь опять-таки, с одной стороны, христология, некая тайна Божественная. В то же время псалом, как некая тайна Божественная, перемежается серьезными открытиями душевных переживаний самого Давида. И если кто не исповедует Господа, то «низпосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я», то есть Он посылает Свою карающую силу и может погубить нечестивых.

Святые отцы пишут: Псалмопевец говорит, что будет погибель нечестивых, например, молниями и стрелами. Называют Учение Христово, которое проповедали по всей земле святые апостолы и через них их ученики, и если кто не примет это Учение, кто не поймет открытия этих источников водных, основания вселенной, то погибнет.

«Низпосла с высоты, и прият мя, восприят мя от вод многих». Здесь вновь говорится что воды – это перемены: вода несет некую неровность, изменения, волна сменяется тишиной, житейскими переменами.

«Избавит мя от врагов моих сильных и от ненавидящих мя, яко утвердишася паче мене. Предвариша мя в день озлобления моего, и бысть Господь утвержение мое». Ну, озлобления – или лучше в день бедствия. И вот в бедствии, когда мы взываем к Господу, Он избавляет человека от сильных и ненавидящих.

«И изведе мя на широту, избавит мя, яко восхоте мя. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею воздаст ми. Яко сохраних пути Господни и не нечествовах от Бога моего. Яко вся судьбы Его предо мною и оправдания Его не отступиша от мене. И буду непорочен с Ним, и сохранюся от беззакония моего. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею пред очима Его». Псалмопевец говорит, что он всегда сохранял пути Господни, всегда, «яко вся судьбы Его предо мною и оправдания Его не отступиша от мене», жил по праведности Божией, ходил по суду Божиему, исполнял все заповеди Его. И «воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею пред очима Его». Вот пути, судьбы и оправдания – все это есть Божественные заповеди, и если человек сохраняет, то Господь всегда благословляет такого человека.

«С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися. Яко Ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши». Ну как очи гордых смиряются? Конечно же, здесь слова очень яркие. Ну а гордых Господь смиряет потому, что гордый человек всегда смотрит надменно. А вот когда Господь смирит человека, тогда человек опускает глаза свои вниз, смотрит только в землю. Давид дает образ смиренного человека... Есть замечательное толкование, где говорится, что даже и за строптивого и развращенного надо молиться, за того, кто неправильно живет. Не общаясь с ним, ты должен молиться за него. Тогда тебе Господь даст такой образ твоего смирения, за который спасет тебя.

Господь призывает нас не общаться с людьми дурными, развращенными, а общаться с людьми преподобными, потому что «с преподобным преподобным будешь». Это очень известная фраза, многие православные ее часто повторяют. Вы сказали, что Господь, тем не менее, призывает молиться за них. Вы знаете, есть мнение среди православных, что молиться за грешников тяжело и не нужно: молясь за их грехи, мы переносим эти грехи на себя, и если они начнут исправляться, то нам потом, что называется, от лукавого достанется и получим мы, грубо говоря, за все наши старания и за отмоленного грешника. Так ли это, по Вашему мнению?

– Когда мы говорим о псалмах, мы говорим не о своих измышлениях, а о том, как думают святые отцы, именно им отдается приоритет в размышлениях и толкованиях Священного Писания. Об этом Сам Господь сказал: кто может увидеть Его? Только «чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Так говорят именно святые отцы – и святой Иоанн Златоуст, и блаженный Феодорит, и другие, оставившие нам наследие толкования Священного Писания.

И здесь как раз они говорят, что не только важно, что с преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися, то есть буквальный смысл не отменяется. И мы говорим: какое общество, такой и человек выходит из этого общества: «Скажи, кто друг твой, и я скажу, кто ты». Поэтому, если человек общается с преподобным, он становится преподобным, и «с мужем неповинным неповинен будеши». Здесь говорится именно о тех добродетелях, которые важны и перед Богом, и перед людьми: если говорится о преподобном, то говорится о святости перед Богом, если говорится о неповинности – это чистый человек перед людьми и перед Богом. А избранный – это тот, говорят святые отцы, кто жизнь свою проводит в добродетелях. «И со строптивым развратишися» – то есть говорится, что в такое общество лучше не входить: это общество не научит тебя правде и из него ты вынесешь только пороки. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi29;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi30

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс