Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) – №27 (876)
– У писателя Валерия Лялина есть рассказ «Заблудший». В нем говорится о человеке, появившемся на свет с помощью шамана. В юности он угодил в секту к трясунам-пятидесятникам, потом работал в цирке с иллюзионистом – заклинателем духов, а позже примкнул к обществу почитателей древнеславянских верований.
Такой продолжительный контакт с темным духовным миром чуть не погубил героя рассказа. Этот человек не просто видел злых духов, но и общался с ними, и был ими так измучен, что полез от такой дружбы в петлю – оттуда его успели достать, только тогда горемыка задумался над тем, как сильно он заблудился в жизни, и отправился за ответом в дальний монастырь. Настоятель обители пояснил причину его страданий, сказав: «Уж больно ты, мил человек, заматерел в духовном блуде». Ведь общение со злыми духами бесследно не проходит.
Автор рассказа, описывая мучения заблудшего, ничего не придумывал. Человека действительно терзали падшие духи, как свою законную добычу. Подобные терзания, и священники знают об этом из практики, может испытывать тот, кто находится на краю земной жизни. Иногда, по попущению Божию, духовный мир становится для умирающего видимым. Почему? Ответ на этот вопрос дает святитель Игнатий в «Слове о смерти».
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – С чем человек жил, как он готовился к смерти, так он и умирает. В Евангелии есть рассказ о богаче, у которого уродился богатый урожай и который самонадеянно рассчитывал на долгую и беззаботную жизнь. А Господь ему говорит: «Безумный, сегодня душу твою возьмут у тебя». Если человек привязан к материальным благам (зерну, корове, дому), для него это ужасные страдания. Это одна смерть – без покаяния и подготовки. Может быть и другая смерть, когда человек готовится к переходу в вечность. Из жития святых мы знаем историю, когда пришли грабить отшельника, а он сам отдает им свое скудное имущество и просит: «Возьмите, возьмите». Ему это делать легко, так как он не привязан к вещам.
Почему смерть ужасна? Во-первых, этот процесс не знаком для нас, мы не имеем такого опыта, и каждый столкнется с этим в первый раз. Во-вторых, человек отрывается от того, что любит. Человек любит землю, эту каинитскую цивилизацию, то, чем она его питает (развлечения, наслаждения). Болезненно и страшно все это терять. В-третьих, как бы мы себя ни уговаривали, ни придумывали себе лжебогословие, в момент, когда человек освобождается от тела, совесть начинает работать по-настоящему. Она, как неумолимый обличитель, приводит к осознанию того, кто мы есть на самом деле. Бывали случаи, когда перед смертью у человека останавливалось время, и он вспоминал основные события всей своей жизни. Господь показывает человеку, что он сделал. На пороге смерти у каждого это вскроется. Как бы ты ни готовился, все равно столкнешься с неизвестным.
– Преподобный Феодор Студит говорит: «Братья, какое страшное таинство – смерть. Как мы должны быть всегда внимательны, рассудительны, исполнены покаяния, помышляя, что ныне же предстоит нам смерть. Помышляя, как будет совершаться разлучение души от тела, как придут ангелы, не говорю о том, как предстанут бесы. Помышляйте, каковы будут труд и болезнь при страшном видении их и при слышании повеления: «Душа, выходи». И тогда человекам, разлучающимся от тела, служат великой помощью, утешением и радостью добрые дела, чистота совести».
Но многие ли готовятся к этому таинству, к встрече с неизвестным? Кто-то готовится, а кто-то нет. И что получается в итоге, мы можем узнать из повести «Раковый корпус». Ее Александр Солженицын написал по своим воспоминаниям о лечении в онкологии. Есть в этой повести глава, которая называется «Чем люди живы». В ней автор показывает, как по-разному: тяжело и даже безнадежно больные люди понимают жизнь и смерть. Кто-то готовится к своему уходу, а кто-то собирается жить вечно. Один из героев, Ефрем Поддуев, узнав о своей смертельной болезни, размышлял над тем, как все это будет происходить с ним. Он видел беспомощность других больных, понимал, что они так же не могут найти ответ и, наблюдая за их желанием врать себе до последнего, догадывался, что все они упустили что-то важное в жизни. Но что? Вот тогда-то Ефрем и вспомнил, как умирали в его местности на Каме старики: хоть русские, хоть татары. Они не пыжились, не отбивались, не хвастали, что не умрут. Все они принимали смерть спокойно. Они не только не оттягивали расчет, но готовились к нему потихонечку, загодя, назначали, кому кобыла, кому жеребенок, кому зипун, кому сапоги. И облегченно отходили, как будто просто перебирались в другую избу. Никого из них нельзя было напугать раком. Вот Ефрему и хотелось понять, откуда бралось у тех стариков-крестьян такое спокойствие, и как ему самому найти к нему путь. В конце концов, он многое понял (в этом ему помогли рассказы Толстого), принял неизбежное и стал спокойнее относиться к своему уходу. Если такой человек, как Ефрем Поддуев, смирился и обрел покой благодаря тому, что нашел нравственное основание жизни в рассказах Толстого, что же говорить о христианах, основанием жизни которых является Евангелие. «Евангелие есть совершение нетления», – писал Игнатий Богоносец, и оно есть благая весть о том, что человек не умирает, а наследует жизнь вечную. Как говорит Сам Господь в Евангелии от Иоанна:«Слушающий слово Мое и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но переходит от смерти к жизни» (Ин. 5, 24). Опыт Церкви показывает нам – чем лучше человек готовится к этому переходу, тем спокойнее и благополучнее его совершает. Но ужас сокрушает душу того, кто понимает – после этого перехода исправить что-либо будет уже невозможно.
Протоиерей Андрей Канев: – Как бы ни мечталось, что все можно исправить и сделать по-другому – ничего не исправляется. За пределами смерти исправлений нет. Когда мы в земной жизни имеем дело с человеческим судом, то человек может еще надеяться на адвокатов, на то, что он реально не виноват, обосновать, доказать это. Перед лицом смерти надеяться не на что. Там вскрывается вся правда – с чем пришел, с тем и предстанешь на Суд Божий.
– Святитель Игнатий пишет: «Какой страх, трепет и беспокойство должна ощущать душа, видя все это, доколе не произнесется окончательный приговор, ее освобождающий. Болезнен, бедственен, исполнен стенаний, безутешен час нерешительности. Что может сказать человек в этот миг? Он может воскликнуть лишь: «Увы!». В той темной, мрачной стране, где заключены души грешников, слышится непрестанное: «Увы, увы!». «Там зовут, – пишет святитель, – и нет помогающего, там вопиют, и никто не избавляет. Нет возможности поведать тамошнего бедствия, нет возможности выразить тамошней болезни, которой подвергаются низверженные туда и заключенные там души. Изнемогают всякие уста человеческие к объяснению страха и трепета, объемлющего адских узников. Там слышится непрестанное: «Увы!»».
Протоиерей Андрей Канев: – Человек уходит туда, оставаясь собой. В 80–90 годы людей приучили воспринимать душу, как нечто абстрактное. Нам нужно понять, что душа моя – это и есть я сам, и страдать за гробом буду именно я, а не что-то отвлеченное. Человек, попадая в загробный мир, представ перед Судом Божиим, осознает ужас и неисправимость происходящего. Христианин будет надеяться на милосердие Божие, а не на собственные дела. Поэтому то, что говорит святитель Игнатий, действительно так. Разговоры про неисправимость – не попытка христиан показать свое доминирование, правоту… Это истина. В Евангелии есть притча о богаче и Лазаре. Богач после смерти попадает в ад и просит, чтобы его отпустили обратно на землю – рассказать братьям, что их ожидает за гробом. В ответ он услышал, что они имеют пророков, Писание – им открыто, что смерть есть, для них не тайна, что загробная жизнь существует. Если человек не поверил Писанию и пророкам, то и воскресшему из мертвых не поверит. И тогда наступает осознание того, что все неотвратимо, что жизнь прожита бесполезно, и ты мучаешься по своим грехам. Поэтому нам следует не мечтать, что нас это не коснется, а начинать заранее готовиться к переходу в мир иной, к Суду Божию.(Продолжение следует)
Расшифровка:
Людмила Кедысь
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.