Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (877) → Архимандрит Савва (Мажуко): Страх Божий

Архимандрит Савва (Мажуко): Страх Божий

№28 (877) / 26 июля ‘16

Свет невечерний

Друзья мои, мы, христиане, молясь в Церкви и дома, очень часто, читая Священное Писание встречаем слова, которые современному верующему человеку не очень симпатичны. Мы привыкли считать христианство религией Пасхи, радости, мира, торжества покоя. Некоторые так и говорят, что «в Церкви мы ищем именно покой», но это наше мнение о Церкви и церковной жизни вступает в противоречие с очень часто звучащими в молитвослове, в богослужебных текстах фразах о страхе Божием: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом», и апостол Павел очень часто, говоря о радости и долготерпении, не упоминает, что Бог есть наш Огнь поядающий и что мы должны совершать свое спасение со страхом, трепетом и огромным вниманием, напряженным усилием.

Почему такой интерес к этому особому состоянию трепета и страха? Как это сочетается – и не противоречит ли это Пасхальной радости, естественной для христианского мироощущения, – метафизического оптимизма, которым пронизано Евангелие? При внимательном рассмотрении – вовсе нет. «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом» – откуда этот акцент и ударение на страх? Почему человек должен быть внимательным, должен трудиться в этом внимании, делать напряженное аскетическое усилие в особой внимательности и трепете? Святые отцы говорили, что каждый христианин должен себя все время ощущать, как будто перед очами Божиими.

Это не значит, что мы должны себе навязывать какие-то чувства вины или омерзения перед миром – это, конечно, крайности, это неправильно. Но эта внимательность, этот страх Божий, то есть благоговение перед Богом и трезвение по отношению к себе и смирение перед Богом проистекают с осознанием того, что все доброе, что во мне есть – это заемное добро, это не мое. Если во мне живут какая-то доброта, жалость, любовь, мудрость, какие-то таланты – их мне дал Господь. «Не нам, но имени Твоему даждь славу», – говорит Священное Писание. И вот, друзья мои, когда мы забываем, что добро, красота, таланты, мудрость, которые живут в нас – это то, что Господь нам дал, чем нас Дух Святой одарил. И когда забвение вдруг с нами случается, происходят страшные вещи: благодать от нас отходит, отступает, и человек превращается в камень. Его сердце высушивается собственным «я», эгоизмом, тщеславием. И святые отцы говорили, что это начало падения: гордость – начало падения, созерцание самого себя, как главной ценности.

Это действительно очень опасное состояние, когда человек забывает, Кто наделил его этими дарами. Случилась такая история, страшная по-настоящему, описанная в житии мученика Никифора, который вспоминается Церковью в феврале. У этого человека был друг, священник, звали его Саприкий. И вот Никифор, мирянин, и священник Саприкий так тесно дружили, они так крепко любили друг друга, что дни проводили вместе, были настоящие друзья – не разлей вода: одна душа, одни мысли. Если один начинал фразу, другой заканчивал, все делали сообща, дружили семьями. Но случилась, как это бывает часто в жизни, какая-то размолвка, и Саприкий очень сильно обиделся на Никифора (может быть, даже, об этом житие деликатно умалчивает, Никифор был очень сильно виноват перед священником, может, он действительно что-то нехорошее сделал) и дружбу разорвал: «Больше не приходи в мой дом, не хочу тебя видеть, я тебя не прощаю»… Никифор пытался добиться примирения, ходил за священником, падал на колени, целовал руки, находил друзей, которые бы убедили его помириться, простить хотя бы. Саприкий не хотел ничего слушать…. И вот в это время в Антиохии, там, где жили эти друзья, начались гонения на христиан. Это были первые века жизни христианской Церкви, когда христиан хватали прямо на улицах, семьями с маленькими детьми бросали в тюрьмы, казнили их, просто проливали невинную христианскую кровь повсеместно. И, конечно же, первыми страдали священники (так уж повелось – и в ХХ веке именно со священников начались репрессии верующих. Так было и в то время в Антиохии). Схватили Саприкия первым делом. Священника бросили в тюрьму. Никифор, когда узнал, что его бывшего друга будут казнить, тут же побежал в тюрьму, заплатил что-то тюремщику, бросился в камере на колени перед священником, стал просить прощения. «Уйди, я не хочу тебя знать, я тебя не прощу», – вот такой был ответ. И Никифор еще несколько раз приходил в тюрьму и получал тот же ответ от своего бывшего друга. И, конечно же, Саприкию был вынесен единственный по тем временам приговор – смертная казнь: «Раз ты не хочешь поклоняться идолам, не хочешь отрекаться от своей веры, будь добр, взойди на плаху». И через весь город, с позором и поношением батюшку вели на казнь. А в толпе бежал, прячась за спинами праздных зевак, его бывший друг Никифор и кричал: «Саприкий, прости меня! Друг мой, отпусти мне грех, прости меня, пожалуйста». Но Саприкий оставался неумолим. Вот этот мужественный человек, который готов был за свои убеждения идти на смерть, не мог простить своему обидчику. И вот его возводят на эшафот, ставят перед палачом, зачитывают приговор и Никифор продолжает из толпы кричать «Саприкий, прости меня!». И священник сказал: «Нет!». И в этот момент от этого мужественного человека, от героя веры, отступила благодать Божия. Он как будто бы прозрел, подумал: «Что я делаю? Где я, что со мной происходит?! Меня сейчас убьют – я не хочу умирать…» И он тут же закричал «Остановите казнь! Я принесу любые жертвы! Я не хочу умирать». Стал падать на колени перед палачом, градоначальником. Все растерялись, и этого священника, который только что должен был показать пример подвига и твердости убеждений, с позором, как предателя, получившего через такой позор жизнь жалкую, вывели из судилища. А Никифор закричал «Казните меня вместо него!», и его казнили. Так он стал мучеником.

Почему такое жуткое впечатление на нас производит эта страшная история? Даже самые горячие импульсы сердца, вера очень горячая – это дар Божий, друзья мои. Это все не наше: доброта, мудрость, таланты – они не наши… Если я без страха, трепета, без смирения отношусь к этому, то может так случиться, что благодать отступит от меня и я останусь с этой пустотой, жалостью и ничтожеством собственной жизни, лицом к лицу со своим эгоизмом. Да не будет этого...

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс