Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Преподобный Иоанн Многострадальный подвизался в Киево-Печерской лавре. Подвижник рассказывал, что от самой юности много страдал, мучимый похотью плоти, и ничто не могло избавить от нее – ни голод, ни жажда, ни тяжелые вериги. Тогда преподобный пошел в пещеру, где почивали мощи преподобного Антония, и усердно молился святому авве. Через сутки многострадальный Иоанн услышал голос: «Иоанн! Тебе надобно затвориться здесь, чтобы, по крайней мере, невидением и молчанием ослабить брань, и Господь поможет тебе молитвами Своих преподобных». С того времени святой поселился в пещере, и только через 30 лет победил плотскую страсть.
Иногда хотелось ему покинуть затвор, но потом он решился на еще больший подвиг. Святой воин Христов выкопал яму и с наступлением Великого поста влез в нее и засыпал себя землей до плеч. Весь пост он провел в таком положении, но жар страсти по-прежнему не покидал его многотрудную плоть. Враг спасения навел на подвижника страх, желая выгнать его из пещеры, – страшный змей, дыша пламенем, осыпая искрами, пытался поглотить святого. Несколько дней продолжались действия лукавого. В ночь Воскресения Христова змей захватил голову преподобного в свою пасть. Тогда святой Иоанн воззвал из глубины сердца: «Господи, Боже мой и Спасителю мой! Почему оставил Ты меня? Помилуй меня, Ты, Един Человеколюбивый, избавь меня от скверного беззакония моего, чтобы не увязнуть мне в сети неприязненного; избавь меня от уст врага моего – блесни молнией и прогони его». Вдруг блеснула молния, и змей исчез. Свет Божественный осиял подвижника, и послышался голос: «Иоанн! Вот тебе помощь. Отселе внимай себе, чтобы не случилось тебе худшее и не пострадал ты в будущем веке». Святой поклонился и сказал: «Господи! Зачем Ты оставлял меня так долго мучиться?» – «По силе терпения твоего, – был ответ, – навел Я на тебя искушение, чтобы ты был выжжен как золото; крепким и сильным слугам назначает господин тяжелую работу, а немощным и слабым – легкую. Ты молись о себе погребенному здесь (преподобному Моисею Угрину), он может помочь тебе в этой борьбе – он выше Иосифа (Прекрасного)». Скончался преподобный около 1160 года, стяжав благодать против блудной страсти. Святые мощи его почивают в Антониевых пещерах.
Как-то пришел к нам молодой человек с желанием потрудиться в служении милосердия и помощи бездомным. В таком служении всегда очень важна изначальная мотивация – от того, как пришедший себе представляет цель этого движения, зависит, насколько его хватит. Ведь с бездомными людьми очень даже непросто. Но волос с головы человека не падает без воли Отца Небесного, и такое тяжелейшее испытание смирением (далеко не каждый человек согласится есть из помойки) попускается Богом как сильнодействующее лекарство от тяжелых духовных и душевных болезней. Как правило, за гордость. И если этот вопрос исследовать, то среди бездомных действительно очень много гордых людей, которым, с точки зрения Божьего Промысла, такое лечение позором, презрением, голодом, холодом, нищетой может принести пользу для души. Они на самом деле духовно поврежденные – в них очень много хитрости, лукавства, изворотливости и подлости, жестокости, даже не двоедушия, а пятидушия (там не двойное дно, а гораздо больше). И полюбить их по-человечески, напряженно собравшись с целью филантропии и человеколюбия, – невозможно. Тем более что процесс ресоциализации (возвращения к социальной жизни) фактически отсутствует. И надо понимать, что мотивация не в том, чтобы накормить всех подряд, одеть, спасти. Опору нужно искать совсем в другом.
Как оказалось, этот молодой человек делает первые шаги в Церкви, пройден жизненный путь больше тридцати лет, много пережито за это время, а значит, необходимо исправление, следует принести покаянные труды. Ведь признать свои ошибки, по книжечке или по бумажке прочитав батюшке свои грехи, для исцеления души недостаточно.
Преподобный авва Дорофей говорит, что путь к приобретению благодати Божией, то есть к смирению, лежит через следующие шаги. Во-первых, считать себя хуже всех. Это величайшее искусство, ведь наша гордынька всецело этому сопротивляется. Во-вторых, следует за все благодарить Бога, а добродетели не себе приписывать, а Богу. Тогда можно уклониться от самообольщения и самодовольства. И третье – это физические труды, «совершаемые в разуме», то есть с мыслью, что этот труд дан как покаянная епитимья, а не как великое свершение. Вот когда у человека такое отношение к послушанию, тогда лукавому негде найти зацепочки – ни в тщеславии, ни в самодовольстве.
Отец Димитрий Смирнов рассуждает: «В больницу идти или к бездомным или что-то другое делать – это не играет никакой роли. Все …все равно умрут. (…) Не умрет только мое сердце, которое в результате того, что я этого кормил, а этого одел, приобретет те самые свойства, которые необходимы, чтобы жить с Богом. Поэтому, когда я кому-то помогаю, я делаю на самом деле не ему, а себе. (…) Я сею временное, а жну-то вечное! А чем он служит этому миру, что делает, – неважно. Лишь бы он служил».
Лишь бы человек служил! И в этом смысле служение бездомным – это концентрация нескольких служений Христу: «Я был голоден – ты меня накормил, я был болен – ты меня посетил, я был наг – ты меня одел, я жаждал – ты напоил меня, я был в темнице – ты пришел ко мне». И когда человек понимает по своей вере, что он, служа бездомному, служит Самому Христу, тогда особенности личности бездомного отходят на второй план, потому что не ради достоинства человека мы понуждаем себя к служению милосердия, а ради Христа.
Расшифровка:
Елена Кузоро
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.