Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в № 25 (874)
На сегодня есть какой-то орган в Церкви, отвечающий за качество публикуемых акафистов?
– В настоящее время существует рабочая группа по редактуре акафистов, по отбору их текстов для богослужебного употребления, которые могут быть использованы. Каждый текст, проходящий через заседание рабочей группы, попадает в Священный Синод, который рассматривает его, и только тексты, утвержденные Священным Синодом, могут быть использованы за общественным богослужением.
Вы можете привести примеры неудачных акафистов, которые лучше было бы не публиковать?
– К сожалению, их, наверное, больше, чем удачных. Пришлось столкнуться с акафистом, который немножечко смутил меня – это акафист иконе Божией Матери «Семистрельная». Текст посвящен размышлениям о переживаниях Пресвятой Богородицы о Христе, но каждый икос заканчивается хайретизмами – и получается некая несусветица: «Радуйся, Сына Своего на Кресте зревшая... Радуйся, прободеннаго ребра его созерцавшая». Нельзя радоваться, созерцая смерть и распятие Своего Сына Бога. Происходит… немножечко глупость. Авторы акафиста не задумываются, как соединяется припев «Радуйся…» с последующим текстом.
Святитель Афанасий (Сахаров) указывал, что многие акафисты у нас пишутся как: берется житие и разбавляется словами «Радуйся». На самом деле акафист – это не пересказ, не рассказ святому, какие подвиги он совершил и какие труды написал. Это молитвенное прославление и богословское осмысление его подвигов. Поэтому составители акафистов должны быть внимательны, чтобы не получались подобные ляпы.
А если уже опубликованы неудачные акафисты, есть ли у Церкви механизмы их изъятия?
– К сожалению, изъятия не существует: не существует такого понятия как «церковная цензура», и здесь мы должны основываться только на послушании чад Церкви установлениям Матери Церкви.
Верующие, которые используют акафисты в молитвенном правиле дома, и священнослужители, которые совершают акафисты в храмах, должны быть послушны Матери Церкви и не полагаться на свой рассудок и разум, а молиться только теми текстами, которые утверждены Священным Синодом.
Опять-таки, как пример возьмем удивительный акафист митрополита Трифона (Туркестанова) – Благодарственный акафист или акафист «Слава Богу за все». Он мыслился и создавался как произведение для келейного использования, и вносить его в общественное богослужение, то есть совершать его в храмах какими-то молитвами и за молебнами, – это потеря литургического вкуса.
Отец Андрей, есть еще один очень неоднозначный вопрос: насколько уместно чтение акафистов в течение Великого поста?
– Уместно, допустимо. Более того, Устав только один раз разрешает чтение акафиста в период Великого поста. Современная богослужебная практика Русской Церкви подразумевает его чтение на пятой седмице, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, греческая практика разделяет его на четыре части поэтому Великий пост и акафисты – вещи не только совместимые, но практически равнозначные.
Кого из святых отцов Вы считаете величайшим творцом акафистов?
– Акафисты представляют собой достаточно сложный гомографический жанр, и многие из древних отцов жили в эпоху, когда их еще не было. А многие святые, прославленные в наше время, составляли акафисты либо редактировали акафисты, которые существовали до них (в частности, мы можем упомянуть имя святителя Иннокентия (Борисова), епископа Херсонского и Таврического, нашего одесского святителя, который составил более шести акафистов).
Перед написанием образа раньше было принято готовиться специальным образом – говеть, поститься, молиться, а как готовить себя перед написанием акафиста?
– Наверное, невозможно подготовить себя к написанию образа и написанию акафиста – это творческий процесс, и самое главное творчество происходит не в душе песнопевца, который изливает свои молитвенные переживания и в икону, и в гимнографический текст, а внутри самой Церкви, которая воспринимает и перерабатывает, опять-таки редактирует в практике тексты, которые были написаны.
Акафист, как и любое молитвенно произведение – это образ мысли Церкви, поэтому чтобы стать устами Церкви надо жить жизнью Церкви. Здесь самое главное, конечно, Евхаристическая подготовка, пребывание внутри церковной Полноты и ощущения влияния, попытка уловить действие Святого Духа, которое оживляет любой текст поэтический.
С этим невозможно не согласиться. Отец Андрей, Вы говорили о творческой анонимности в этой области, но имена некоторых наиболее заметных гимнографов церковной общественности известны. Кого бы Вы среди них выделили как наиболее выдающегося?
– Сложно сказать: каждый акафист воспринимается именно как молитва, и поэтому когда ты стоишь в храме, беседуешь с Богом, возносишь молитву тому или иному святому сложно обращать внимание на какие-то огрехи акафиста, если они не вопиющие, или на какие-то положительные черты.
Каждый акафист уникален, поэтому трудно выделить кого-то. Можно говорить о митрополите Трифоне (Туркестанове), но его творчество – это результат, наверное, свыше церковной полнотою поэтических исканий и бурь Серебряного века в поэзии. Можно говорить о митрополите Сергии (Страгородском), впоследствии Патриархе, который написал замечательный и удивительнейший акафист Воскресению Христову. Можно говорить о практически нашем современнике архиепископе Никоне (Петине), который составил не похожие ни на что молитвенные произведения… Но, как мы видим, они теряют автора, потому что воспринимаются церковной Полнотою именно как молитва всей Церкви, выражение молитвенного опыта Церкви.
Что бы Вы хотели пожелать человеку, который хотел бы сам написать акафист?
– Когда-то мне пришлось столкнуться с подобным вопросом – «что нужно знать и какие существуют правила написания акафистов?».
Наверное, перед написанием акафиста необходимо как можно глубже изучить историю формирования этого гимнографического жанра и понять саму структуру гимнографии, ведь попытка механического повторения уже заданных лекал приводит к пародированию, к механистичности, отсутствию жизни в акафисте. Необходимо проникнуться значимостью богословской поэзии и поэтики, почитать не только предыдущие акафисты, чтобы видеть перед собой пример: почитать гимнографические поэмы и преподобного Иоанна Дамаскина, и переведенные частью на русский язык поэмы Романа Сладкопевца (которые потерялись в богослужебном пространстве, но существуют в рукописях и сейчас они уже переведены), почитать акафисты, которые были составлены совершенно недавно и заняться историей формирования этого гимнографического жанра… Да, может получиться что-то оригинальное, интересное, но в то же время находящееся в рамках традиции.
Позвольте Вас поблагодарить, отец Андрей, за очень интересную и содержательную беседу и пожелать Вам помощи Божией в пастырском служении и в гимнографическом творчестве.
– Спаси Христос.
На этом, дорогие мои братья и сестры, мы с вами прощаемся. Желаем помощи Божией и ангела – хранителя.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.