Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (875) → Архимандрит Савва (Мажуко): О боли, когда умирают близкие люди

Архимандрит Савва (Мажуко): О боли, когда умирают близкие люди

№26 (875) / 12 июля ‘16

Свет невечерний

Друзья мои, речь священника, пастыря, как у любого верующего человека, ожидается быть возвышенной, касаться предметов глубоких, вечных, иногда трагичных. И вы знаете, здесь есть некий элемент лжи и опасности: когда мы говором о трагедии, о смыслах, очень высоких опытах, которые переживаем в своей жизни, мы должны помнить, что трагедия всегда конкретна и если речь идет о смерти, то мы должны быть очень осторожны и деликатны в высказываниях и выражениях, оценках.

Смерть – это всегда смерть конкретного человека и конкретная трагедия его близких, людей, которые его любят. Хоть мы и с большим опасением всегда говорим о смерти (ведь на самом деле никто не знает, что это такое, никто оттуда не приходил, хотя мы все видим, созерцаем, сталкиваемся с опытом и умирания смерти), вы знаете, мне кажется, что есть люди, которые знают, что такое смерть, которые умерли и продолжают жить.

У моего друга недавно умер сын – молодой, талантливый, красивый мальчик умер внезапно. Как-то нелепо, случайно, у него на руках. Этого никто никак не ожидал. Этого мальчика все любили, он был украшением человечества, и я заметил, что мой друг, его отец, сразу как-то отстранился. Уже прошло некоторое время, но тем не менее этот человек отсутствует. Это верующий человек, человек большой веры, крепкий, но в его лице, в его жестах, в его голосе, речи всегда, о чем бы он ни говорил, постоянно присутствует какая-то невыразимая боль. Почему? Если умирает ребенок, это муки не душевные, это не потрясение просто эмоций – родители, теряющие детей, умирают вместе с ними. И мы это не совсем замечаем, мы видим горе, но утрата, смерть произошла с ними на уровне тела, потому что умерла часть их тела. Они пережили смерть, но все же остались живы.

Родители, теряющие детей, переносят невыносимую совершенно боль, страшную боль, жуткую, которую ни с чем нельзя сравнить. Даже нельзя сопоставлять горе этого человека с горем другого: каждая такая утрата, каждая такая смерть – это что-то совершенно ни с чем не сравнимое.

В Евангелии есть эпизод – тоже о смерти, тоже о личной истории. Когда Христос с учениками, выходя из Капернаума, встретил похоронную процессию: хоронили тоже мальчика, единственного сына вдовицы. И Христос исцелил горе этой женщины – Он воскресил мальчика. Он подошел к носилкам, которые несли этого паренька, остановил шествие, коснулся тела усопшего ребенка, и мальчик ожил, сел на носилках, и Христос отдал его матери. Вот такая простая история, кажется, и таких воскрешений было несколько в истории благовестнического служения Христова.

Но, друзья мои, как видела толпа эту историю, эту ситуацию, это чудо воскрешения? Они увидели горе вдовицы. Это действительно большое горе – ну что ж, не повезло, скажем так: женщина потеряла мужа, потеряла единственного сына, с кем такое не случается – в те времена это довольно частая история. Но они видят, что Христос совершает совершенно недопустимые вещи, с точки зрения иудейского Закона. Во-первых, Он останавливает похороны – это было категорически запрещено. Это считалось тяжким кощунством. Во-вторых, он касается тела умершего, что тоже запрещалось иудейским Законом, и воскрешает этого мальчика. Почему Он не воскресил всех остальных умерших детей? Почему он проявил милосердие к этой вдовице? Я думаю, как раз именно потому, что горе всегда лично. Это история, которая случается с конкретным человеком. И Христос, оказавшись в этом месте, рядом с этой вдовицей, разделил ее горе и показал, что смерть бывает обратима, что каждое горе можно вынести.

Мне кажется, эта история имеет некое глубинное сообщение для каждого из нас. Мы не знаем, какой была дальнейшая жизнь этой семьи – как умерла эта вдова, женился ли ее сын, какие были у него дети, чем они жили, какой был их дом? Может быть, они переехали или погибли во время какой-нибудь катастрофы? Нам этого ничего не известно, потому что за 2000 лет, которые прошли с тех пор, умерло очень много хороших людей – хороших, и плохих. Неоднократно матери хоронили своих детей – и больших, и маленьких, дети хоронили своих родителей – и каждый раз это была личная история. Огромная боль, которую человек нес с собой вместе.

Мне кажется, в Евангелии, когда говорится о воскрешении сына вдовицы, о других воскрешениях, когда Христос говорит о Себе как о Жизни и Любви, мы должны понять самое важное: вместе со мной, вместе с моей болью болеет и страдает Христос.

Зрители горя-несчастья этой женщины видели просто горе, они видели смерть мальчика. Никто из них не заметил, как умерла она сама, никто не мог сопоставить свою боль с ее болью, не мог понять, что происходит с ней, в ее душе. Только Господь, Который есть податель жизни, Который Сам пришел в этот мир, сотворил его и остался в нем, знает, что такое смерть, что такое боль каждого человека не как нечто обобщенное, возвышенное, безликое, но именно как личная история.

И вот, друзья мои, всякий раз, когда нас постигает какая-то боль или горе, а это всегда случается внезапно, неожиданно, потому что быть взрослым – это больно, мы должны просить у Господа поддержки. Именно у Того поддержки просить и сил, Кто знает, что это такое – лично со мной происшедшее, Того, Кто видит мою боль, мою историю, Того, Кто переживает и исцеляет смерть.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс