Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) – №25 (874)
Псалтирь – великая тайна. Проникнуть в эту тайну – значит научиться путям Божиим через поучения псалмопевца Давида.
Есть ли сильные и не очень сильные псалмы?
– «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности», – говорит апостол Павел. И по силе благодати мы не можем говорить какие сильные, а какие нет. Сила псалма зависит от силы восприятия, которая есть в нашем сердце. Если этот псалом отзывается в нашем сердце и соединяется с тем духом, тем горением, с каким писался, то тогда он доходит до Неба. А если даже «самый сильный» псалом, как мы его называем, исполненный глубины переживания, будем читать с холодным сердцем, то он не будет сильным. Все должно быть взаимно, сила – во взаимности восприятия, молитвы, обращения к Богу.
Псалом 15-й называется «Столпописание».
Почему столпописание? Это была древнейшая традиция: когда хотели назидать героя, сделавшего что-то очень важное для государства или конкретной местности – его пытались увековечить не чтобы прославить, так как понимали: призрачно наше прославление перед самой вечностью, от которой отошел человек. Прославляли его чтобы назидать последующие поколения, чтобы они через этот образ приобщались бы добродетели, которую имел тот или иной человек, или к его героизму. На столпе Давид записывает что-то очень важное, что он хочет передать, увековечить.
Святые отцы говорят, что 15-й псалом христологичен, он говорит о подвиге нашего Спасителя, Который восприял на Себя особый подвиг – спасти род человеческий, не потому, что это нужно было сделать, а потому, что он есть достояние Божие, которое Господь никогда не оставит. Псалом говорит о том, как Господь, послав Сына Своего Единородного, совершил подвиг, о соработничестве Святой Троицы. Этот псалом раскрывает глубочайшую и великую тайну, поэтому он очень дорог нам. Столпописание – памятник, говорящий о том, что никогда не должен быть забыт подвиг нашего Божественного Спасителя, Который пришел и искупил весь род человеческий. Псалмопевец Давид здесь очень много открывает, назидает не только тех, кто живет во времена Христа, но и тех, кто жил до Его Пришествия, чтобы они размышляли о своей жизни, своих действиях, путях жизни, которые они избирали.
«Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах». Псалмопевец Давид говорит, что Господь хранит только тех, кто уповает на Него, кто живет по Его законам и заповедям. И когда мы просим Бога о помощи и заступничестве, мы всегда должны показывать свою жизнь и правду, которую мы совершаем.
Так и Сам Божественный Спаситель, когда был Богочеловеком, имел эти человеческие стороны жизни. Из Священного Писания известно, что в Его служении тоже были человеческие переживания: Он скорбел, плакал, гневался, хотел есть… Сам Господь молился, Он обращался к Богу Отцу и говорил, что Он уповает на Себя, но это упование через правду, которую человек может нести, и правду, которую он может противопоставить прошению и обращению Самому Господу.
«Рех Господеви: Господь мой eси Ты, яко благих моих не требуеши». Мы должны четко уразуметь, что не собственными путями идем. Наша задача – пройти путем, который проложил Сам Господь Своей земной жизнью, Своим земным служением. И это рассуждение раскрывает обращение и земное служение не только Спасителя, но и всякого христианина. Господь не требует от нас никаких добрых дел, чтобы мы их показывали Ему, но эти добрые дела должны присутствовать в нашей жизни, чтобы Господь видел: благими делами мы свидетельствуем о жизни, которую мы ведем, и она строится по заповедям Божиим. Доказательство, что мы живем всегда с Богом, не Богу нужно, а нам.
«Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них». Святым Господь открывает очень многое и дает. Святость – очень важный момент в жизни, и то, что являются святые в этой жизни, – тоже великое милосердие Божие. Святость является через исполнение жизни, и если бы не было святости, то не было бы и Божиего благоволения.
«Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима». Здесь можно говорить и о святых, тоже переживавших различные скорби и трудности в своей жизни. И напрасно мы думаем, что человек святой и приближенный к Богу не переживает никаких испытаний. На самом деле, таких испытаний очень много в жизни, но Господь являет Свою благодать и милость: когда человек обращается к Нему, эти немощи становятся не столь горестными, они проходят, не касаясь сердца, то есть в немощи только человек может увидеть руку Божию. Когда у человека все хорошо, он забывает про Бога и живет своей жизнью, и только в скорбях, трудностях и болезнях чувствует он близость Бога и всегда обращается к Нему за помощью. И тогда Господь обещает предать все забвению. (Продолжение следует)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.