Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (874) → Диакон Павел Сержантов: Перед началами самого бытия

Диакон Павел Сержантов: Перед началами самого бытия

№25 (874) / 5 июля ‘16

Догматическое богословие

Продолжение. Начало в №8 (857) – 24 (873)

– «Не успею помыслить о Едином, как озаряюсь Тремя. Не успею разделить Трех, как возношусь к Единому. Когда представляется мне Единое из Трех, считаю это целым… Не могу объять Его величие, чтобы к оставшемуся прибавить большее» (святитель Григорий Богослов).

«Ключевые темы церковной догматики» – так называется курс лекций, которые читает на наших уроках к.ф.н. диакон Павел Сержантов. Но прежде чем начать очередной урок этого цикла, давайте задумаемся, какие темы в догматическом богословии можно считать «ключевыми», т.е. основными, главными, самыми важными. Конечно же, те, которые помогают нам вникать в содержание основных христианских вероучительных истин – догматов. Эти истины обсуждались и утверждались на Вселенских Соборах и знать их необходимо всем христианам. Не ради самого знания, а чтобы правильно выстраивать свою духовную жизнь и совершать дела веры. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), «покаяние возможно только при точном, хотя бы и простом знании христианской веры, чуждом всякой ереси и зломудрия».

Сегодняшний рассказ отца Павла имеет ту же цель: донести до нас доступно, но точно догматическое учение Церкви о Боге Троице.

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва: – Ключевые темы догматического богословия без учения о Святой Троице обойтись не могут. Это учение очень специфическое для христианства. Любые попытки сказать, что в других религиях, в других конфессиях тоже есть учение о Троице Божественной – любые эти попытки могут быть оспорены, разгромлены, от них камня на камне не останется: они сводятся к тому что мы находим какую-то религиозную общину, христианскую, где мы тоже с вами находим учение о трех верховных божествах. Или выделяются из множества богов по той или иной причине какие-то три бога – самые близкие, самые интересные. И вот – «ура-ура, это учение о Троице»… Только эта Троица совсем не христианская.

Можно ли провести такую параллель между учением о Святой Троице в христианской вере и учением в индуизме? В индуизме тоже есть три бога – Брахма, Шива, Вишну. Но вот эти три бога – это ведь тоже троица. То есть христианство не может похвастаться своей какой-то особенной уникальностью в этом случае? Давайте присмотримся все-таки внимательнее. Вот в индуизме богов трое? Нет, ни в коем случае. Бог один? Нет, богов множество. Сколько? Да никто не может сказать, сколько – миллионы, тысячи, никто не знает сколько; огромное количество. Но выделяются, действительно, из множества богов три – если хотите, пусть они будут верховные какие-то, великие, особенные.

То есть сразу скажем, что не три и даже не четыре, и не пять, не десять, не сто и не тысяча, а миллион богов. Вот это уже отличие бросается в глаза.

По сути: вот эта тройка божественная в индуизме, представляет собой какую-то уникальную манифестацию божества? Нет, есть и другие манифестации, проявление божества в мире. И на самом деле: сугубо Божественная реальность не проявлена, в вечности божество не троично. Мы видим, что нет уж такого единства, какое декларируется христианами в Святой Троице, – единства нет, есть миллионы богов, есть даже не три бога, а больше богов. И кроме того, самая троичность декларируется как проявление во времени, но она какая-то не вечная, не предвечная. Колоссальна разница между учением о триединстве о догматическом богословии православного христианства и в рамках учения о тримурти в индуизме, это просто два разных учения, абсолютно разных – между ними нет ничего общего, кроме одной, можно сказать случайной, цифры 3.

Что же такое учение о Троице в православном христианстве? Каковы его корни? Это какое-то выделение трех главных Божественных персонажей? Нет. Корни учения о Троице в православном христианстве мы можем видеть уже на уровне главной книги христиан, на уровне Нового Завета, Евангелия, благой вести христианства. Четыре Евангелия канонических и вот в последнем, четвертом, Евангелии от Иоанна, которое считается особенно духовным, особенно богословским (его автор получил даже именование святой Иоанн Богослов), Евангелие начинается с богословия (остальные нет – остальные описывают события. Евангелист Матфей перечисляет родословную Господа Иисуса Христа, евангелист Лука и евангелист Марк описывают события, Крещение, события, предшествующие Рождеству Христову). Здесь же евангелист Иоанн говорит не о событиях, которые происходили во времени, а говорит о предвечном бытии. Он говорит: «В начале было Слово». А что это такое за начало? Это начало творения мира? Нет, речь идет о причине, по которой мир появился, о Боге, внутри Бога все происходит, и не во времени, а в вечности. «В начале было Слово» надо понимать, как изначально было Слово. Перед всеми началами, перед началами самого бытия. И Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Есть Бог, и Бог есть Слово, и Слово – это тоже Бог. Мы здесь видим исповедание двуединства. И в этом же Евангелии говорится о третьем Лице Троицы, о Святом Духе – и это уже триединство: мы видим, Бог-то один, но при этом различаем Бога и Его Слово, Его Слово и Утешителя Духа. Три Лица Троицы.

Пролог Евангелия от Иоанна «в начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог» как только ни трактуется! Это любимая загадочная фраза многих людей. Достаточно вспомнить «Фауста» Гете, где главный герой, Фауст, великий и ученый, мудрец, который посередине жизненного пути испытывает, как бы сейчас мы сказали, кризис среднего возраста и не знает, какова его дальнейшая дорога, пытается найти эту дорогу, руководствуясь тем, что листает мудрые книги, открывает Евангелие от Иоанна… Человек он ученый, читает много по-гречески, начинает переводить на своем немецком языке и спотыкается о слово «логос». Потому что слово «логос» многозначное.

И как же правильно перевести «в начале было Слово»? Очень часто мы слышим в СМИ, что это слово воспринимается просто как человеческое обычное слово произнесенное. Конечно, это неправильная трактовка. Фауст далек от этой неправильной трактовки, но он предлагает другую, тоже неправильную трактовку. И как это описывается, «говорим мы смело – в начале было дело». Вот он слово «логос» перевел как «дело»: Фауст – человек действия, думает перед тем, как сделать, но ему хочется событийного наполнения своей жизни, и для него самое главное не слова, а это дела. Опять неправильная трактовка Евангелия от Иоанна.

Между тем, за правильной трактовкой Евангелия от Иоанна не надо ходить за семь морей, она в Церкви всегда была и всегда есть. И эта трактовка чисто богословская. Вот эти фрагменты из Евангелия богословские – они касаются того, что мы знаем о Боге Сыне, о Боге Отце и об Утешителе. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс