Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (874) → Протоиерей Владимир Волгин: Самое главное – раскаяние в своих грехах

Протоиерей Владимир Волгин: Самое главное – раскаяние в своих грехах

№25 (874) / 5 июля ‘16

Таинства Церкви

Продолжение. Начало в №21 (870) – №24 (873)

– Тема Божественной литургии и мне помогает правильно сориентироваться. И если раньше меня настигали слезы во время Божественной литургии от раскаяния о своих грехах, то сейчас совершенно другое настроение, другое состояние – думаю, благодаря изучению этой темы. Я преисполняюсь сейчас великой радостью, думая, какой я счастливый человек, что Господь мне дал познать Себя, привел к Себе, в Церковь. Да, я не исполняю заповедей Божиих, но для этого есть «баня пакибытия» – Исповедь. Да, я не исполняю… Но ради меня (ради, конечно, всех людей – и ради меня лично) Господь сошел на землю и совершил искупительный подвиг, вывел меня из плена, дал мне возможность стяжать Царствие Божие, дает мне причащаться. И вот я, человек, источен – как дерево или икона шашелем (лучше сравнить с иконой, потому что человек должен быть иконой). У священника Павла Флоренского есть замечательная работа: «Лик, лицо и личина». Личина соответствует антибожественному состоянию души человека, лик – у святого, лицо обыкновенного человека, который и связан, и не связан с Богом, отражает две воли, но преобладающей нет. И вот меня, изъеденного шашелем грехов и страстей, Господь призывает, дает мне возможность причаститься. Каждый человек бывает наказуем за свои грехи, и я тоже. Болезнь – это тоже наказание. Я очень люблю болеть, очень люблю – я свидетельствую, что люблю болеть. Это то наказание, которое я могу понести. Или какие-то скорби и нестроения… Да все это ничто по сравнению с бесконечной любовью ко мне Дающего мне причащаться Святых Христовых Таин. Я огромной радостью преисполняюсь, огромным благодарением преисполняюсь – может быть, часто не до слез, потому что душа моя черствая. Но я понимаю, что Господь искупил меня и дает мне причаститься Своего бессмертного Божественного Тела и Крови, дает мне через Причастие, через соединение с Ним стать участником Царствия Божия. Меня, изъеденного грехом человека, на котором клейма негде поставить, вдруг Господь искупает!

Каким я должен преисполниться состоянием? Конечно, благодарностью. Я понимаю, что это незаслуженно, но мне Господь дает такие возможности. С благодарностью при Причащении Христовых Таин, безусловно, приходят слезы радости – от великого таинства приобщения с Господом. И через это таинство приходит понимание того, что Господь тебя не оставляет – вот Он тебе дает вкусить Себя, Тела Своего и Крови Своей.

Какое интересное размышление… Я думаю, для многих телезрителей это внове.

– Поэтому, конечно, я призываю, если я вообще имею право призывать, радоваться таинству искупления нас от греха первородного, которое выражено в полноте Божественной Евхаристии, начинающейся со слов диакона, когда он возглашает: «Станем добре (то есть – станем добрыми), станем со страхом». Со страхом, потому что Господь – Царь царствующих и Господь господствующих сейчас, не священник, а Господь через священника будет совершать Божественную Евхаристию. Когда мы приходим к какому-нибудь высокопоставленному человеку, если хотите, к Священноначалию, к Патриарху, высокопоставленному человеку в правительстве, мы всегда подтягиваемся, хорошо одеваемся. В нас есть чувство некоторого страха, даже, может быть, волнения: мы часто идем с какими-то просьбами, а удовлетворит ли он их, этот человек, или нет, а как он посмотрит на нас, а, может быть, разгневается… В общем, комплекс всяких переживаний. И вот здесь «станем добре, станем со страхом» перед Господом господствующих и Царем царствующих.

Мне хотелось бы, чтобы мы уделили внимание слову «страх» – православные часто говорят: что такое страх в церковном смысле – тот ли, который мы испытываем в жизни, в повседневности? Говорят: «Вы не имеете страха Божия». Есть какая-то разница между бытовым пониманием этого слова и церковным, религиозным?

– Я думаю, страх, безусловно, связан с психосоматикой, с душевным. Человек, на которого направляют, например, дуло пистолета, находится в страхе. А здесь Господь, Который может тебя наказать за твои преступления. И мы знаем слова Господа, что в аду будет плач и скрежет зубов. Мы перед высокопоставленными чиновниками испытываем некий страх, мы понимаем их возможности, понимаем, что они носят, как апостол Павел говорит, меч, который дан им, чтобы наказывать людей, не исполняющих закон, дано им и награждать людей, которые исполняют закон. И вот этот страх – это образ страха перед Богом. Это гораздо больший страх. Но апостол Иоанн Богослов говорит: «Совершенная любовь изгоняет страх». Многие подвижники благочестия испытывали страхование от бесов, но когда Господь вселялся в них и становился Защитником этих святых людей, то они чувствовали совершенную любовь и сами преисполнялись ею, и она изгоняла страх, потому что человек понимал, что Господь печется о нем каждое мгновение жизни.

Мы сказали о том, чем отличается страх Божий от бытового страха. Страх Божий – это страх совести. Но муки совести иногда переходят в телесные муки.

– Совесть свидетельствует о неправильности наших поступков. Это прокурор. А душа живет своей жизнью. Совесть засвидетельствовала, что ты согрешил, но тяжесть греха бывает очень разной. У святого праведного отца Иоанна Кронштадтского в дневниковых записях есть слова, что когда он согрешал, то ощущал сужение пространства своей души. Я долгое время не мог понять, что это за сужение пространства. И только после дерзновенной молитвы отец Иоанн чувствовал, что Господь прощает его за грех. Ну, а какие грехи у него были? Вот он на службе, и митра стоит рядом со свечами, которые коптят эту митру. Он переживает, что митра закоптится. Вот такие грехи! Конечно, не смертные, которые совершают обычные люди.

Я думал, что же это за состояние? Долгое время не мог понять. А потом Господь дал мне понять. И это состояние меня иногда сопровождает. Вот я споткнулся – упал в грех, чувствую такую боль в душе, как будто бы в тиски мою душу закручивают. Я чувствую большую боль от этих тисков – не от совести, обличающей меня. Совесть меня обличала, и разум христианский говорил, что я согрешил. И, как я уже сказал, душа испытывает невероятную боль. Но я заметил: когда молюсь и прошу у Господа прощения, никогда не оправдываю себя ни в каких грехах, ведь это неправильно, когда человек начинает оправдывать себя в грехах, даже маленьких. Этим ставится стена между человеком и Богом. Это духовный тупик для человека. Я молюсь Господу и прошу Его прощения. И чувствую, когда Господь прощает. Чувствую, как тиски ослабевают, душа начинает расправляться, свободно дышать. Не говорю – парить, но полной грудью начинаешь дышать, не испытывая при этом никакой боли.

Нужна Исповедь, безусловно, – таинство, освобождающее нас от греха. Душа была в такой тяжести и вдруг начинает дышать… Страх перед наказанием всегда присутствует в человеке, и поэтому Божественная Евхаристия начинается со слов диакона, который предстоит у иконостаса и возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити», то есть: «Встаньте прямо, внемлите всей крепостию своей души, потому что святое возношение в мире приносим, в мире души».

Когда наша душа мирствует? Когда мы не только стараемся исполнять заповеди Божии, а когда пребываем в мире с людьми. Очень трудно простить человека, сделавшего тебе зло. А мы призваны к тому, чтобы этого человека полюбить, ему благотворить, о нем молиться. И если я нахожусь в немирном состоянии, то Божественная Евхаристия пройдет мимо меня: грех непрощения, немирности по отношению к другому человеку не даст мне воспринять в полноте благодать Божественной Евхаристии. Как-то один юродивый, который путешествовал по разным городам, зашел к некоему человеку, когда в его селении был престольный праздник. Хозяин спрашивает: «Ну как? Ты был на этом празднике? Ты видел, сколько народу?» Народ стоял за стенами храма. – «Нет, не видел. Народу было мало». – «Как так, мало? А ты меня видел, я рядом с тобой стоял?» – «Нет, тебя не видел». И потом он объяснил, что видел только несколько людей, которые стояли в огненной молитве.

Это похоже на то, как Иоанн Грозный спросил у Василия Блаженного: «Почему ты не был на Божественной литургии?». – «А ведь ты, государь, тоже не был!». – «Нет, я был». – «Да нет, ты стоял и думал, как лучше устроить свое село на Воробьевых горах». Всем известный разговор.

– Да. В немирном состоянии ты постоянно помнишь человека, который досадил, все время думаешь, как бы ему отомстить... Когда такими помыслами сердце преисполнено, какая тут Божественная Евхаристия и Литургия? Поэтому: «Вонмем, святое возношение в мире приносити…» Это очень важно.

Я помню, когда служил в деревне, к нам приехал один корреспондент. Я крестил его, исповедовал перед Крещением. Он прожил у нас несколько дней. А потом в центральной газете написал обо мне, что я зомбирую людей. Я преисполнился огромным огорчением по отношению к этому человеку. Я, по милости Божией, никогда не знал и не чувствовал, что такое ненависть. Но вот эта обида, как заноза, сидела: «Какая несправедливость! Как бы его воспитать?» – конечно, в рамках правового поля. Боль была несносная. Я приезжаю к отцу Иоанну (Крестьянкину), рассказываю, – а он уже об этом знал и говорит: «Молитесь за него». Мне было очень трудно начать молитву о нем, но я молился. Потом это чувство заглохло, ушло, потом жалостью преисполнилось сердце по отношению к нему. В таком состоянии, в мире, мы и должны приступать к Божественной Евхаристии, в мире со всеми людьми, прощая им все недостатки, все озлобления на нас, потому что приносится святое возношение. Господь не имеет никакого греха. Апостол Павел говорит: «Подражайте мне, как я Христу». Мы должны подражать во всем Христу и святым. А Он нам дал заповедь: «Возлюби врагов твоих».

Это крайне тяжело.

– Это очень тяжело, но вне этого, хотим мы или не хотим, мы немирно приступаем к Божественной литургии. Это значит – с ущербом для себя. Этот возглас призывает людей к любви, к Господу, к тому, что сейчас будет совершаться. Мы должны в это время быть подражателями Господа, Который сказал, что дождь льется на злых и добрых, солнце светит над добрыми и над злыми людьми. С этого начинается Божественная Евхаристия.

После этого замечательного возгласа диакона все должны предельно сосредоточиться, пребывать в тишине молитвенной. А у нас в храмах, к сожалению, эта тишина не соблюдается. Ходят по храму во время службы. Наверно, это из-за безграмотности людей: они не знают, что совершается сейчас в алтаре. Даже некоторые священнослужители не понимают, как нужно стоять во время Божественной литургии. Я был на Божественной литургии и у греков, и у грузин – это постоянные разговоры, постоянный шум, обсуждение (я не осуждаю, в мыслях своих я, может быть, намного дальше отстою от Божественной Евхаристии, чем эти люди), но здесь нужно успокоиться и мыслями, и сердцем, и тем более устами. Никаких дел не должно быть, кроме литургических. Дела совершаются теми, кто служит во время Божественной литургии, – священник, архиерей, диакон, алтарники, чтецы, которые вовремя должны подать и разжечь кадило, положить ладан. Эти действия не вносят никакого диссонанса в службу. Господь на каждой Божественной литургии закалается, Он переносит смерть, погребение, Воскресение. Это жертва хваления, за которую мы прославляем Господа.

Священник или архиерей оборачивается в сторону народа Божия, произносит такие слова: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами». Таинство Евхаристии еще называют таинством Святой Троицы, потому что вся полнота Святой Троицы участвует в этом таинстве. Бог Отец посылает Сына Своего на искупительную Жертву. Господь Иисус Христос ничего от Себя не произносил и не делал. Он засвидетельствовал это в Евангелии – Богу Отцу «Он был послушлив до смерти, смерти же крестной». И, по Предвечному Совету Пресвятой Троицы, было установление таинства Божественной Евхаристии.

По благословению Бога Отца Господь Иисус Христос оставил нам это таинство на земле, Он был Учредителем этого таинства, Учредителем Церкви и Освятителем ее. Не случайно день Святой Троицы является днем рождения Святой Церкви. Дух Святой участвует в таинстве Евхаристии, Он животворит любое таинство Церкви, – тем более Тело и Кровь Господни животворят наши души: я думаю, что каждый человек, причащающийся Святых Христовых Таин, в той или иной степени испытывает животворящую благодать Святого Духа в себе – реально, практически. Мы можем это испытывать иногда не так ярко – лишь иногда ярко, но всегда человек, если он достойно причащается Святых Христовых Таин, испытывает благодать Святого Духа.

Многие люди задают вопрос: «А что значит «достойно»? Я не достоин сегодня причаститься Святых Христовых Таин». – «А какие основания есть на то, что вы так себя ощущаете?». – «Позавчера не постился»… Не этим измеряется достоинство, а тем, как я молитвенно подготовился: молитва очень важна в подготовке к Причастию. Но самое главное – раскаяние в своих грехах: не оправдывать ни один свой грех, хотеть исправиться, понимать, что только с помощью Божией можно исцелиться. Даже святые себя всегда ощущали недостойными Святых Христовых Таин – что уж говорить о нас? Что же нам тогда – не причащаться? Мы всегда должны себя ощущать недостойными. Это нормальное состояние. Но при этом мы не должны запрещать себе самочинно причащаться. Ведь Господь к нам идет, как в притче о блудном сыне, бросается на шею, прощает заблуждения, блудную жизнь, радуется возвращению, закалает тельца упитанного! Если Господь не захочет нас подпустить к Причастию, Он это сделает через священника или через другие жизненные обстоятельства. Если ты себя ощущаешь грешником, если ты хочешь исправиться с помощью Божией, если ты только в Боге ищешь спасения, ищешь помощи, исторжения глубочайших, длиннейших корней этих сорняков наших грехов, страстей, – тогда ты достоин. Может быть, недостоин, но по милости Божией совершается это таинство ради тебя. «Спаси меня, Господи, погибаю» – и Господь протягивает руку, Свою плоть протягивает нам, Свою Кровь, чтобы мы в конечном итоге не погибли.

Многие переживают ощущение недостоинства и не причащаются. Как же это изменить, чтобы люди причащались?

– Благодаря усилиям Святейшего Патриарха Кирилла, Священного Синода, Архиерейского Собора мы возвращаемся к святоотеческой традиции – к тому, чтобы народ Божий причащался как можно чаще. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Елена Клевцова,
Наталья Маслова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi46;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi52

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс