Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (874) → Преданные слуги Святых Царственных Страстотерпцев: подвиг веры и верности

Преданные слуги Святых Царственных Страстотерпцев: подвиг веры и верности

№25 (874) / 5 июля ‘16

Дивен Бог во святых Своих

Окончание. Начало в № 24 (873)

«Господь охраняет от отчаяния...»

После того, как власть захватили большевики, содержание заключенных, хотя и не сразу, значительно ухудшилось. Большевики заявили, что у народа нет средств содержать членов Царской Семьи, что Советская власть будет обеспечивать их жильем, а все остальное должно оплачиваться за их собственный счет. При этом пользование собственными капиталами ограничивалось получением каждым членом Царской Семьи лишь по 600 рублей, то есть 4200 рублей на всю Семью в месяц (для сравнения: до этого расходы Семьи составляли около 20–25 тысяч рублей ежемесячно).

Кроме того, в апреле 1918 года было официально объявлено об аресте царских подданных, которые переводились в «дом свободы» к Царской Семье (ранее слуги жили в доме напротив) и отныне также находились полностью на тюремном положении.

Однако арестованные старались переносить трудности своего положения с большим достоинством, терпением и смирением. Вера в Бога помогала им относиться ко всему по-евангельски. О внутреннем состоянии членов Царской Семьи могут свидетельствовать письма Государыни того периода. Так, в одном из них она писала о радости и тишине, которыми Бог наполняет ее душу: «Разве это не чудо! Не ясна ли в этом близость Бога. Ведь горе бесконечное, – все, что люблю, страдает, счета нет всей грязи и страданьям, а Господь не допускает унынья: Он охраняет от отчаянья, дает силу, уверенность в светлом будущем еще на этом свете».

Из писем и воспоминаний современников видно, что и слуги, в особенности доктор Евгений Боткин и графиня Анастасия Гендрикова, старались сохранять в то время мирное устроение души и бодрый, даже радостный дух. «Гендрикова старается быть радостной», – писал князь Долгоруков своей матери. «Гендрикова довольно спокойна, и опустошение ее дома в Петрограде ее не сильно впечатлило», – сообщал он же в другом письме.

Между тем, 9/22 апреля из Москвы прибыл чрезвычайный комиссар ВЦИК Яковлев. Он имел при себе мандат за подписью Ленина и Дзержинского, предоставлявший ему право вывоза Царской Семьи из Тобольска. Поскольку Наследник был в то время серьезно болен, с ним остались три великих княжны и несколько слуг. Государь, Императрица и Великая княжна Мария Николаевна вынуждены были покинуть Тобольск. Вместе с ними в неизвестный для них путь отправлялись также князь Долгоруков, доктор Боткин, камердинер Чемадуров, лакей Седнев и Анна Демидова.

Сохранилось свидетельство Гиббса о том, что Анне Степановне нелегко было решиться на такой шаг. В вечер перед отъездом она призналась ему: «Ох, господин Гиббс! Я так боюсь большевиков. Не знаю даже, что они с нами сделают». Однако она нашла в себе силы преодолеть этот страх и разделить судьбу Царственных страдальцев до самого мученического конца.

17/30 апреля, после неоднократной смены маршрута, поезд наконец прибыл в Екатеринбург, причем князь Долгоруков был сразу же отделен от остальных и отправлен в арестный дом №2 (ныне – здание Центральной городской клинической больницы №1).

Предчувствие кончины

Вскоре, 7/20 мая, из Тобольска на пароходе «Русь» выехали и остальные члены Царской Семьи. Вместе с ними поехали граф Татищев, графиня Гендрикова, дядька Цесаревича Нагорный, повар Харитонов.

Известно, что на пароходе комиссар Н. Родионов запирал по ночам Цесаревича в каюте, против чего очень протестовал матрос Нагорный. По воспоминаниям современников, «Нагорный вообще держал себя смело с Родионовым и свою будущую судьбу… предсказал себе сам». Он прямо говорил ей об этом: «Меня они, наверное, убьют. Вы посмотрите, рожи-то, рожи-то у них какие! У одного Родионова чего стоит! Ну, пусть убивают, а все таки я им, хоть одному двоим, а наколочу морды сам!» Большевики его просто ненавидели. «А! Давно я точу зуб на эту сволочь! Осрамил нас!» – говорил про него матрос Павел Хохряков. «Иначе и быть не могло, – отмечал впоследствии полковник Кобылинский, – один – «краса и гордость русской революции», а другой – преданный Семье человек, глубоко любивший Алексея Николаевича и им любимый. За это он и погиб: осрамил красу и гордость русской революции».

Баронесса С.К. Буксгевден, также отправившаяся из Тобольска в Екатеринбург, позже вспоминала, что в дороге Анастасия Гендрикова поделилась с ней своим предчувствием об их скорой кончине. По словам баронессы, в заключении Анастасия Васильевна была полностью погружена в духовную жизнь, много думала о смерти, «которая совершенно не приводила ее в ужас», и полностью отстранилась от всех земных дел и интересов.

10/23 мая прибыли в красную столицу Урала. Согласно постановлению Уральского областного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, генерал И.Л. Татищев, графиня А.В. Гендрикова, госпожа Е.А. Шнейдер и камердинер А.А. Волков были арестованы и прямо из поезда отправлены в арестный дом №2. Графиню А.В. Гендрикову и Е.А.Шнейдер поместили в общую больничную камеру – обе женщины были больны.

Рядом с арестным домом находилась действовавшая еще в то время Симеоновская церковь-школа. По воспоминаниям камердинера Волкова, узников водили в нее каждое воскресенье, причем служили там и заключенные священники. Богослужения проходили благоговейно и торжественно, многие плакали.

Через четыре дня в ту же тюрьму были заключены и Нагорный с Седневым. Известно, что Клементий Григорьевич до конца оставался заботливым слугой и отважным телохранителем юного Цесаревича. Защищая интересы Алексея Николаевича, он требовал оставить тому не одну, а две пары сапог, чтобы мальчик имел возможность сменить обувь, если она намокнет; превозмогая собственную усталость, с усердием и любовью служил Цесаревичу днем и ночью, когда тот болел. Когда помощник коменданта дома Ипатьева Мошкин хотел было забрать себе висевшую над кроватью Наследника золотую цепочку с крестиками и образками, особенно дорогими для Алексея Николаевича, Клементий вместе с Иваном Седневым остановили вора. Мошкин им этого не простил: вскоре обоих слуг арестовали и заключили в тюрьму.

Ипатьевский дом

Первыми из верных слуг, 28 мая/10 июня 1918 года, были убиты Василий Александрович Долгоруков и Илья Леонидович Татищев. Их останки были найдены через несколько дней в лесу за Ивановским кладбищем и по, свидетельству чекиста А.Кабанова, похоронены монахинями.

Вслед за ними, 15/28 июня, были расстреляны с группой заложников и Клементий Нагорный с Иваном Седневым.

Царским слугам, остававшимся еще в Доме Ипатьева, большевики снова предложили покинуть арестованных, но никто на это не согласился. Чекист И.И. Родзинский впоследствии рассказывал: «Вообще, одно время после перевода в Екатеринбург была мысль отделить от них всех, в частности даже дочерям предлагали уехать. Но все отказались».

Условия жизни в доме Ипатьева были несравненно более тяжелыми, чем в Тобольске. С целью изоляции Царской Семьи от внешнего мира здание обнесли двумя высокими дощатыми заборами, почти полностью закрывавшими его с улицы. Окна замазали белилами, так что только вверху оставался виден кусочек неба. Караульные вели себя грубо и разнузданно. В любое время они имели доступ во все комнаты, а в спальне великих княжон была даже снята дверь. Вообще, над юными царевнами постоянно всячески издевались: к ним приставали с самыми непотребными шутками, «сопровождали» их, когда те шли в уборную и обратно, в их присутствии нецензурно ругались, вечерами заставляли играть на пианино. Стены в уборной, в некоторых комнатах и на балконе были покрыты непристойными рисунками.

Особенно плохим было питание. Пищу доставляли из советской столовой, часто несвоевременно и один раз в день. Были случаи, когда приносили только то, что оставалось от комиссаров и солдат. Трапезы проходили за столом без скатерти, иногда на семь человек подавалось только пять ложек. Подчас во время обеда подходил какой-нибудь красноармеец, лез ложкой в миску с супом и говорил: «Вас все-таки еще ничего кормят». Иван Михайлович Харитонов, придворный повар, чем мог, старался исправить положение. Он сумел отремонтировать дымившую ранее плиту, благодаря чему узники перестали зависеть от доставки блюд из столовой; старался, насколько это было возможно, готовить питательную и вкусную еду.

В условиях заключения все чувствовали себя как бы одной большой семьей – вместе трудились, вместе кушали и отдыхали. Молились также вместе. Согласно показаниям бывших охранников дома Ипатьева, все узники вставали около 8–9 часов утра, «собирались в одну комнату и пели там молитвы»; нередко пели они и различные духовные песнопения. После молитвы был завтрак, в три часа дня садились обедать за общим столом; в девять вечера подавался легкий ужин, пили чай с остатками черного хлеба, затем ложились спать.

На пороге Царствия Небесного

В столь тяжелом положении только вера, как писал Пьер Жильяр, «очень сильно поддерживала мужество заключенных. Они сохранили в себе ту чудесную веру, которая уже в Тобольске вызывала удивление окружающих и давала Им столько сил и столько ясности в страданиях. Они уже почти порвали с здешним миром».

От имени членов Августейшей Семьи доктор Боткин обращался к коменданту Авдееву с просьбой о совершении богослужений, однако за все время были получены разрешения лишь на пять служб. Для их совершения приглашались клирики екатеринбургского Екатерининского собора: протоиерей Иоанн Сторожев и священник Анатолий Меледин, сослужил им диакон Василий Буймиров.

Последнее богослужение состоялось 1/14 июля 1918 года – за два дня до убийства. Служил обедницу отец Иоанн Сторожев. Когда диакон запел «Со святыми упокой», то Государь, а вслед за ним и все присутствовавшие, опустились на колени и усердно молились.

Слуги до конца остались верными Святым Царственным Страстотерпцам и вместе с ними приняли мученическую кончину. В ночь с 16 на 17 июля, в канун праздника святого князя Андрея Боголюбского, все они были зверски замучены в подвале Ипатьевского дома.

Вскоре последовали за мучениками графиня Гендрикова и гофлектриса Шнейдер: они были убиты в Перми в ночь на 4 сентября. Лишь в мае 1919 года, через восемь месяцев после убийства, их останки были обнаружены и перевезены на Ново-Всехсвятское (Егошихинское) кладбище Перми для погребения.

«Анастасия Васильевна Гендрикова, как глубоко религиозный человек, не боялась смерти и была готова к ней, – писал генерал М.К. Дитерихс. – Оставленные ею дневники, письма свидетельствуют о полном смирении перед волей Божией и о готовности принять предназначенный Всевышним Творцом венец, как бы тяжел он ни был. Она убежденно верила в светлую загробную жизнь и в Воскресение в последний день, и в этой силе веры черпала жизненную бодрость, спокойствие духа».

Таким образом, несомненно, что преданные слуги Царственных Страстотерпцев – князь В.А. Долгоруков, генерал И.Л.Татищев, графиня А.В.Гендрикова, доктор Е.С.Боткин, комнатная девушка А.С. Демидова, повар И.М.Харитонов, матрос К.Г.Нагорный, будучи и до революции верующими православными людьми, в заключении стали еще более религиозными, до конца сохранили в своем сердце любовь и верность Царской Семье. Разделив с ней все скорби и тяготы заключения, особенно сблизившись с Царственными Страстотерпцами в тот период, они прониклись и их высоким духовным настроением. Благодаря этому, верим, и ныне они также вместе с ними светло радуются в Царствии Небесном.

Алапаевские мученики.

В том же году приняли мученическую кончину от рук большевиков и другие члены Дома Романовых: вместе с преподобномученицами Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и инокиней Варварой в Алапаевске были убиты князья императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи.

Князья были младшими представителями Константиновской ветви династии Романовых, правнуками Императора Николая I. Их отец, великий князь Константин Константинович, был талантливым поэтом, переводчиком, драматургом, писавшим под псевдонимом К.Р. Он в течение многих лет возглавлял Петербургскую Академию наук. Но главное, – он был искренне верующим человеком и воспитывал своих детей в Православной вере и любви к Отечеству. С детства они навыкали общей домашней молитве, посещению богослужений, во время которых читали и пели на клиросе. Вместе с отцом они совершали паломничества по святым местам, в том числе, – в Оптину пустынь, где общались с преподобным Иосифом (Литовкиным). Большое влияние оказало на них и личное общение со святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским, который многократно посещал резиденции Константиновичей в Санкт-Петербурге, Павловске и Стрельне. С юности хорошо знали они и Великую княгиню Елизавету Феодоровну, поскольку их отец, Великий князь Константин Константинович, был близким другом ее мужа, Великого князя Сергея Александровича, и они общались семьями.

Документы и воспоминания современников свидетельствуют о том, что князья Константиновичи активно благотворили многим храмам, покровительствовали богоугодным заведениям и принимали деятельное участие в работе благотворительных обществ. Они непосредственно участвовали в строительстве нескольких церквей: например, церкви во имя Святой Ольги в селе Выбуты под Псковом, храма-усыпальницы во имя Святых Олега Брянского, Игоря Черниговского и Серафима Саровского в Осташево, Спасо-Преображенского храма-памятника в селе Тярлево, Казанской Иконы Божией Матери в поселке Княжеская долина в районе станции Вырица и других. Кроме того, князь Иоанн и его супруга, княгиня сербская Елена Петровна, принимали участие в строительстве и благоукрашении церкви Святого Великомученика Георгия, служившей усыпальницей королевской династии Карагеоргиевичей, а также благотворили сербскому монастырю Рождества Богородицы в Цетинье.

Именно по причине особой религиозности князя Иоанна Константиновича, Император неоднократно назначал его представителем Российского императорского дома на различных церковных мероприятиях: вместе с Великой княгиней Елизаветой Феодоровной он принимал участие в торжествах, посвященных прославлению Патриарха Ермогена, присутствовал на чине закладки Николо-Барградского храма в Санкт-Петербурге и др.

Во время Первой мировой войны все князья Константиновичи находились в действующей армии, отличились мужеством и отвагой, а князя Иоанна сослуживцы любили еще за то, что он всегда стремился по-христиански проводить павших воинов: организовывал отпевания, панихиды. 19 февраля/3 марта 1918 года в Петрограде во время архиерейской Литургии в Иоанновском женском монастыре на Карповке он был посвящен в иподиаконы.

После Октябрьского переворота князья Константиновичи были высланы в Вятку, где посещали богослужения в местном женском монастыре, а затем – в Екатеринбург, где также молились в местных храмах. Последние месяцы своей жизни они провели в Алапаевске вместе с Великой княгиней Елизаветой Феодоровной. В ночь на 18 июля 1918 года князья были сброшены живыми в шахту близ Алапаевска и скончались в страшных мучениях.

Секретарь комиссии
по канонизации святых
Екатеринбургской
митрополии
Н.Л. Стукова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс