Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (874) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Школьные страхи

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Школьные страхи

№25 (874) / 5 июля ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №24 (873)

Юлия Александровна, Вы упомянули о ЕГЭ. Сейчас ведь не только одиннадцатые и девятые классы сдают экзамены, но их хотят ввести и в начальной школе.

– Да, пробную ситуацию тестирования хотят ввести в начальной школе, и я слышала мнения многих психологов, которые не приветствуют, чтобы ребенок проходил это испытание и находился в подобной ситуации. Потому что это тоже страх, причем для всех: взрослых, педагогов, ребенка. Представьте, один маленький ребенок, который, собственно говоря, не знает, что ему нужно продемонстрировать, и окружающие, которые жутко этого боятся и все время его пугают. Он пугается страшилок, которые ему рассказывают окружающие. Более взрослые дети (даже по своему сыну могу сказать) говорят: не надо нас пугать, мы сдадим ЕГЭ, сдадим экзамены. А такая атмосфера мешает и настраивает как раз не на то, чтобы сдать, а на то, чтобы пугаться и напрягаться во время экзаменационных испытаний. Поэтому, может быть, для ребенка трудно не само испытание, а те условия и отношения, в которых он будет находиться на протяжении подготовки и непосредственно во время тестирования.

Если взять школу, то в ней очень много устоявшихся стереотипов, которые для ребенка и для родителя традиционно выступают устрашающими. И они переходят из поколения в поколение. Я работаю психологом много лет, и ко мне приходят родители с одними и теми же формулировками, которые они принесли из школы: бойтесь, вашего ребенка отчислят. Нужно бояться, что он с чем-то не справится. Все эти ограничения накладывают определенные отпечатки на состояния родителя и ребенка. Чем комфортней ребенку в школе, тем он лучше и эффективнее осваивает знания.

Юлия Александровна, а есть еще какие-то виды страхов?

– Есть страхи, которые возникли в результате уже испытанного события, то есть когда ребенок реально испугался. Это страх, который имеет какую-то почву. Ребенок может четко объяснить, почему он боится, и тогда с этой темой нужно будет работать специально.

Как тогда решать возникающий вопрос, если ребенок начинает бояться? И нужно ли это вообще решать? Почему мы заговорили о страхах, может быть, в страхах нет ничего ужасного, пусть ребенок боится?

– Начнем с того, что страх – это ограничение жизненной, позитивной и конструктивной активности. Из-за переживания страха (особенно необоснованного), человек не позволяет себе совершить то, чего он хочет, а значит, его желания и мечты будут всегда оставаться только в голове, возникнет чувство неудовлетворенности собой, которое нежелательно. Поэтому мы и говорим о страхе как состоянии, с которым нужно справляться. Начнем с того, что любой стереотип, который усвоил (ему внушает школа) человек, должен быть рассмотрен более детально и конструктивно. Надо понять, насколько то, что сказали в школе, действительно относится к тебе, или это такая масштабная страшилка, которая ни к кому конкретно отношения не имеет.

Второй момент – родителям никогда не прибегать к устрашению: «Бойся, потом у тебя это не сложится. Правильно делаешь, что боишься». Все эти установки, конечно, накладывают отпечаток на дальнейшее, возникновение тревожности в том числе. Если ребенок уже имеет какой-либо страх, самым эффективным средством (арт-терапевты меня поддержат) является рисование страха. Если у ребенка много страхов, то можно нарисовать каждый на отдельном листочке, можно рисовать красками, фломастерами, карандашами. А потом рисунок можно порвать, сжечь. Пусть ребенок подробно нарисует один страх, проговорит его, расскажет о нем, может быть, родитель как-то его прокомментирует, и порвет. И так поступать с каждым страхом, который есть или появляется вновь.

Если страх связан с каким-то отношением или какой-то ситуацией, то нужно обязательно в нее включиться и позволить ребенку преодолеть ее и увидеть, что это не то, чего стоит бояться. Для детей, у которых очень много разных страхов, есть хорошее средство – игротерапия, то есть проигрывание кого-то или чего-то. Бывает, что дети дошкольного возраста боятся каких-то монстров или чудовищ. В этих случаях можно поиграть с монстрами и чудовищами, для того чтобы понять, что вот они здесь, в твоих руках, и не надо их бояться. То есть постараться сделать страх максимально близким, а когда он близко, то уже не страшен.

Юлия Александровна, еще один вопрос: если не бороться со страхами, не обращать на них внимания и не придавать значения, что будет впоследствии?

– На самом деле тут как минимум две перспективы. Первая – когда любой страх перерастает в ограничение собственной активности и впоследствии мы увидим очень равнодушного, «спокойного», не интересующегося многими вещами ребенка. То есть в силу страха он будет специально ограничивать себя и заниматься только тем, в чем он уверен. Таким образом, мы не увидим его в каких-то разнообразных видах деятельности. И второй вариант – мы уже говорили о ребенке, который внутри очень тревожный и ему очень плохо, но чтобы скрыть это, он проявляет расторможенность и активность. Еще бывают очень боязливые дети, которые могут быть агрессивными.

Дорогие друзья, напоминаю о том, что у вас есть возможность задать свои вопросы Юлии Александрове лично по телефону +7(982)628-16-14. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Людмила Моисеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс