Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) – №23 (872)
– Чтобы подтвердить и объяснить эту избирательную открытость рая, святитель Игнатий приводит в пример свидетельства многих святых, которые видели или приобрели это Небесное богатство. Он цитирует Макария Великого, Григория Синаита, Симеона Дивногорца, преподобную Феодору, Евфросинию Суздальскую. И далее святитель указывает, что «место рая определяется Священным Писанием на востоце». Почему же нам так важно знать о рае, об этом месте, уготованном для избранников Божиих, ведь большинство из нас себя к таковым причислить не могут?
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – К сожалению, довольно часто встречаются такие люди, которые говорят: «Ну, куда уж мне в рай? Детям бы или еще кому-нибудь». Это такая форма болезненного самолюбия, наверное. Человек говорит: «Не хочу туда». А когда его спрашиваешь: «А в ад-то хочешь?» – он отвечает: «Ну, а что я больше заработал…». Понятно, что у нас нет опыта адской жизни, но если представить, что там можно бесконечно страдать, то захочешь ли ты туда? И человек встрепенулся – не хочет. А почему тогда ты не хочешь стремиться попасть в то место, куда тебя приглашают? И человек вроде бы начал задумываться. А если ему это противопоставление не ставить, то он вполне этой поговоркой удовлетворен. Цель – это попасть к Господу на Его бесконечный Царский пир, как говорится в Евангелии. Вместо того, чтобы что-то духовное в дальней перспективе сделать, человек отговаривается: «Ну мне-то зачем, пусть кто-то другой». Как будто если ты сам живешь так, что в рай тебя не возьмут, дети у тебя будут лучше – с чего? Яблоко от яблони недалеко падает. Ты должен пример показать, должен стремиться.
– Ах, как успешно мы умеем прикрываться своей греховностью, оправдывая тем самым свое нерадение и нежелание бороться за то, чтобы и перед нами открылись врата рая. Отсюда и поговорка: «Рад бы в рай, да грехи не пускают». А если спросить себя: «А сам-то ты свои грехи желаешь отпустить? Да еще и прогнать их от себя подальше?». Или тебе не очень-то и хочется с ними расставаться? Но тогда ты сам себя и не пускаешь в рай.
Протоиерей Андрей Канев: – Гарантии того, что мы попадем в рай, не дает ни Крещение, ни священный сан, ни наши дела. Евангельское чтение на Неделе о Страшном Суде (3 неделя подготовки к Великому посту) говорит о том, какие наши дела, как мы относимся к себе и близким, почему Суд «Страшный». Потому что никакими человеческими делами человек не может искупить свои грехи. Поэтому эта тема очень интересна: мы не гарантируем попадание человека в рай, но необходимо стремиться. Как ты будешь стремиться к добру, если ты добра не знаешь? Как ты будешь стремиться ко Христу, если ты даже не знаешь о Нем, к чему Он призывает, какие образы райской жизни Он дает в Евангелии? Человек живет на помойке, а он: «Ну и буду жить на помойке». Ему предлагают перейти через улицу – там дом хороший для него сделан. «Ну что я туда пойду, ведь я грязный». Если грязный – помойся. Грешный – кайся и надейся! Вера без надежды тоже мертва.
– Возвращаясь к «Слову о смерти», повторим: у нас есть свидетели, которые побывали в раю и видели там все своими глазами.
Протоиерей Андрей Канев: – Свидетели есть, но надо им еще и верить, а у нас так: если я читаю святых отцов, и там что-то не по-моему, то я говорю: «Это Средневековье, это античное время, они это еще не понимали, у них не было гаджетов, и ни в чем они не разбираются».
Перед тем, как подходить к этой теме, у нас должно быть сформировано доверие к Преданию Церкви. А то очень горько читать критику на то или иное произведение, лежащее в основе работ великих людей, в том числе святителя Игнатия (можно встретить критику прохождения мытарств блаженной Феодоры или других произведений святых отцов). Надо верить этому – люди писали не потому, что им нужно было написать «горячие» новости, а потому, что этот опыт проверен духовной жизнью.
– Святитель Игнатий в своих трудах тоже многократно обращается к таким авторитетным источникам. Так, в «Слове о смерти», размышляя о посмертной участи людей, он приводит слова апостола Павла, который некогда был восхищен в рай до третьего неба. И об этом событии сам апостол говорит, что не знает, в теле или не в теле было это восхищение. Но слышал он там неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
Протоиерей Андрей Канев: – Мне достаточно понять, что Небес много, и не разбираться в этом вопросе. Как Господь говорит, что обителей много приготовлено, так же и апостол Павел – попал по воле Божией на третье небо, как он это называет.
Это же все человеческое обозначение – мы не понимаем этого, не видели, и он свой опыт передать не может. Но мы должны понимать: уровни святости разные, поэтому этих обителей много – и для великих людей, и для нас, простых грешников. Всех нас помилуй, Господи! Местонахождение разное, и это нужно принять за основу, как и по отношению к аду – страдания тоже не у всех одинаковые: люди грешат по-разному, и наказаны будут по-разному, и одарены Божией милостью будут по-разному. В Евангелии приводится такой пример: если много возлюбил, много и получил.
Мне кажется, не надо считать эти уровни, не надо увлекаться глубиной этой темы нам, простым людям. Часто бывает, что человек увлекается, а сам своих грехов не видит, заповеди не изучал, но зато хорошо знает расположение Небес. Нам достаточно знать, что это есть.
– «Слово о смерти» – это большая исследовательская работа, в которой святитель Игнатий не просто говорит о том, что есть в духовном мире. Свои слова он подтверждает ссылками на Священное Писание, богослужебные тексты, жития святых, творения святых отцов. В этом произведении святитель собрал богатейший материал, прежде никем не собиравшийся и не приводившийся в систему. «Слово о смерти» – это обширный свод систематизированных выписок, взятых из вышеназванных источников. При этом его статья является одновременно и душеполезнейшим чтением для христиан, желающих разобраться в том, что ждет душу человека по окончании земного пути. На ее страницах читатель встретит множество свидетельств о загробном мире людей, которые там побывали и передали увиденное нам в назидание. И этим свидетельствам, например преподобной Феодоры или блаженного Андрея, мы верим без оглядки и опаски. Но ведь и в наши дни и среди наших современников такие свидетели тоже встречаются, а можем ли мы им доверять?
Протоиерей Андрей Канев: – Эта тема очень интересна, и этих свидетелей достаточно много. Когда мы с вами начинаем читать свт. Игнатия (Брянчанинова) и видим эти ссылки, то можем поинтересоваться, ведь никто не запрещает. Но недавно моя знакомая прислала ссылку на видео (времени не было посмотреть, но примерно представляю, что там – много таких ходит в интернете), где человек получил такой опыт. Сразу скажу, такому я бы не доверял, потому что в этих фильмах, как правило, отсутствует духовная оценка. Если интересно, я бы порекомендовал обратиться к проверенному источнику. Думаю, что лукавый должен устраивать такие духовные диверсии. В том числе и здесь: невоцерковленный человек, который ничего не знает о Христе, но показывает свой некий опыт. Что он там видел, кого видит и насколько это справедливо – это большой-большой вопрос. (Продолжение следует)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.