Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (873) → Архимандрит Савва (Мажуко): Об иконе

Архимандрит Савва (Мажуко): Об иконе

№24 (873) / 28 июня ‘16

Свет невечерний

Здравствуйте, друзья мои. Современные мыслители, религиоведы и философы утверждают, что религия держится на чувстве священного. Das Heilige (пер. с нем. «священное»). Это некоторый трепет, переживание иного совершенно опыта бытия вечности. Того мира, присутствие того священного, которое вторгается в этот мир и наделяет его смыслом. Для нас с вами, для людей разумных, верующих, этот опыт священного присутствия является стержневым, очень важным. Потому что сложно себе представить человека, который бы не переживал вот этого состояния благоговейного трепета, даже ужаса перед тайной Бога, перед очами Божиими присутствия. В Библии есть таинственные строки о святом праотце Енохе, который, как говорят авторы Библии, ходил перед Богом. Таинственное выражение, сокрытое для нас, но в то же самое время близкое каждому верующему человеку, потому что передает и наш трепет, и нашу жизнь как хождение перед Богом именно этой фразой.

Мы ходим перед Богом, перед очами его. И стать верующим это значит однажды встретиться с этим священным, увидеть глаза любящего отца, который видит все твои поступки, читает на твоем сердце, слышит твои мысли и желания. И вот один из опытов присутствия священного в наших жизнях – это икона. В православной Церкви икона является очень важным атрибутом религиозной жизни. Мы знаем, что это священный предмет, сакральный предмет, без него невозможно себе представить ни богослужения, ни молитвы. Мы держим иконы в домах. Зачем мы это делаем? Опять же потому что мы хотим чувствовать, переживать вот это присутствие Божие в нашей жизни. Святыню переживать в нашей жизни. Те люди, которые помещают у себя дома иконы потому что это красиво или модно, пожалуй, они обедняют смысл и значение этого священного предмета. Потому что икона в доме нужна для того, чтобы перед ней молиться. И для верующего человека икона это прежде всего образ того невидимого священного, перед которым мы преклоняем колено. Перед которым мы молимся, склоняем свою голову. Как говорит один древний текст, преклоняем колени сердца своего. Очень красиво сказано.

В истории Церкви у иконы очень сложная судьба. Были периоды расцвета иконописи, иконопочитания. Были периоды иконоборческих революций. В самом раннем Средневековье, в Византии, на протяжении нескольких столетий было объявлено настоящее гонение на иконы. Святые образа уничтожались, сжигались, их рубили топорами, закапывали в землю. А тех, кто почитал иконы, кто с трепетом берег эти святыни церковные, памятники богословской мысли, этих людей уничтожали. На них самих делали священное изображение. И многих защитников иконопочитания мы сейчас уважаем, вспоминаем как святых людей, мучеников и исповедников веры христовой. XVI век в Европе был еще одним таким моментом революционного брожения иконоборческого, когда уничтожались и иконы и фрески. Сжигались книги, посвященные иконопочитанию. Уничтожалась даже самая память об иконе, которая была, скажем так, очень важным местом, очень важным моментом средневекового мышления богословского. Пожалуй, самым ярким эпизодом иконоборчества можно назвать наш двадцатый век. Это трагические страницы истории Русской Церкви, когда Церкви уничтожались вместе с иконами, подымались к небу огромные костры из икон. Иконы использовались для помостов, для строительства сараев. И многие-многие образы были таким варварским способом уничтожены. Но сейчас совсем другое время. Время, когда мы снова возвращаемся к иконопочитанию и попытаемся разобраться, что же это такое. Какой-то вариант идолопоклонничества или же за этим религиозным жестом, почитание иконы, стоит нечто очень глубокое. Глубоко переживание встречи с тем, кто изображен на иконе.

В древности икону освящали очень простым способом. Просто писалось имя того, кто изображен на этой фреске или этой иконе. Имя и образ – это то, что нас связывает с личностью, которая изображена на иконе. Потому что верующие люди поклоняются не доскам, не краскам, не металлу, из которого сделано изображение. Они преклоняют свои колени, склоняют голову, молятся, беседуют с тем, кто изображен на святой иконе. И начинается это почитание, это религиозный жест с благоговейного чувства благодарности и преклонения. Мы различаем эти два состояния: поклонение и почитание. Поклоняются единому Богу. Поклоняются всем сердцем, всей душой, всем помышлением. Но икона почитается как образ, образ Бога невидимого. Ведь Бог, однажды воплотившись, став человеком, Бог, который вошел в историю, он дал нам и образ, и возможность изображать его. Это Бог с биографией, Бог с человеческим сердцем. С человеческими руками и человеческим ликом. Бог навсегда и человек навсегда.

И получив вот это дар, откровения и присутствия Божиего в мире, мы изображаем и Христа, и матерь Божию. И на протяжении двухтысячелетней истории христианства сложился свой язык иконы. Потому что, произнося слово «икона», мы должны помнить, что речь идет не просто о предмете культа, как говорили в пошлом веке, не просто о сакральном священном предмете, но речь идет еще и о способе мыли изображения. Икона – это богословие в красках. И если мы с вами обратимся к древним иконам, например, наших великих иконописцев святых – преподобного Андрея Рублева или Феофана Грека, или Дионисия, великого иконописца конца XV начала XVI века. Мы увидим, что это люди, которые мыслили красками, мыслили композицией. И очень мало осталось людей, которые способны этот язык сейчас прочесть. Но есть те, что способны. Большинство – это люди, которые удивляются глубине мыли, глубине того сообщения, откровения, которое иконописец передает с помощью очень простых образов. Простых и в тоже самое время глубоких.

Итак, икона в доме, икона в храме, человек перед иконой. Мы перед иконой молимся. И молитва для нас это не просто заклинание, оккультные действия, очень красивые слова, но это прежде всего чудо встречи. Чудо встречи с тем образом, через который сияет свет вечности, свет Божества. Поэтому, друзья мои, когда вы стоите на молитве перед иконой помните о том, что сейчас совершается таинство встречи, и тот свет вечности, который льется из этого образа, образа, через который Господь смотрит на этот мир. Это свет пронизывает не только наши жилища, сам воздух, которым мы дышим, но и пронизывает и нас всех. Икона способна освящать все вокруг себя. И те люди, которые прикладываются к образу получают порой и исцеление, и утешение, и способны так же быть пронизаны, впитать в себя тот свет божественный, свет фаворский. Свет вечности, который исходит на нас через икону.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс