Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №18 (867)
Сегодня наша программа будет посвящена проблеме, когда ребенок вдруг, по каким-то причинам не хочет учиться. Почему это происходит?
– Тема желания учиться не всегда связана с эмоциями ребенка и то, что он просыпается утром с фразой «Я не хочу учиться», часто связано с особым отношением или переживанием, которое есть у ребенка чуть глубже, чем утреннее какое-то настроение. Родители должны внимательно и чутко относиться к каждому слову и каждому проявлению каких-то формулировок «хочу-не хочу», «могу – не справлюсь».
Я предлагаю к теме подойти чуть глубже. За словами «не хочу учиться» стоит либо какое-то напряжение, волнение, которое присутствует в школе, он вспоминает о том, что придется находится рядом со сверстником или рядом с педагогом.
Вспоминая о том, что урок – это мероприятие, требующее каких-то усилий или преодоления себя, а может быть, разочарований в себе, ребенок тоже говорит «я не хочу учиться». Здесь важно разобраться, что стоит за словом «не хочу». Поэтому, услышав его, родителю следует задать несколько проясняющих вопросов: «А что вдруг случилось?», «А что будет в школе, если ты туда пойдешь?», «А если ты останешься дома, то чем ты будешь заниматься тогда, когда все ребята в школе?»
А какие могут быть причины того, что ребенок вдруг не захотел в школу?
– Чаще всего причина нежелания лежит в том контексте, в том формате, в котором учится ребенок. К основным причинам относится не совсем комфортная ситуация в классе. Что мы к ней отнесем? Это строгая учительница, у нее очень жесткие требования и наказания, ребенок испытывает, может быть, тревожность и страх перед такими наказаниями, таким отношением. И поэтому, думая о том, что ему нужно вернуться в школу, он переживает напряжение, волнение и страх.
Вторая причина – отношения в классе настолько недружественные, может быть конфликтные, что ребенок не хочет в них входить и сталкиваться с конфликтом, прежде всего, в отношении себя.
Следующая причина: ребенку реально трудно учиться. Возможно, у него запаздывают какие-то интеллектуальные навыки и он не может справиться с заданиями, которые дает педагог. Сравнивая себя с другими детьми, или когда педагог сравнивает, ребенку очень трудно принять вот эту критику и понимание, что «я хуже», а следовательно ему не хочется идти в школу, чтобы не испытывать вот это ощущение какого-то унижения даже.
Следующая причина: ребенок реально не понимает все, что делается в классе, то, чему его обучают. И это тоже может быть связано с какой-то интеллектуальной, познавательной дисгармонией, а также с тем, что темп мыслительной деятельности либо ребенка, либо педагога не соответствуют друг другу и то время, которое он проводит в школе, 4-5-6 часов, он проводит практически впустую для себя, он не понимает, о чем идет речь. И этот трудоемкий процесс напряжения вызывает нежелание быть в нем.
Другая причина – отсутствие учебной мотивации. Ребенок еще находится в игровом процессе, ему хочется играть, отдыхать, развлекаться, а это все напряженное и очень серьезное обучение… У него не возникает желания вникать и как-то включаться в него. Поэтому он может на занятиях отвлекаться, получать замечания от педагога, и далее уже не хотеть идти снова к этим замечаниям. Среди причин – и мнение родителя, которого ребенок не очень официально, но понял, что школа – это что-то не очень обязательное. И раз это не столь значимо, то ребенок не воспринимает это как процесс, который требует определенных усилий, в том числе и ходить, находиться в школе и заниматься.
Также это может быть очень строгое наказание родителей за то обучение и тот результат, который ребенок получает. Боясь наказания, боясь строгости родительской, ребенок не хочет в школу, потому что понимает, что не все у него может получиться.
Как быть, если у него все-таки не получается?
– Если у ребенка страдают интеллектуально-познавательные процессы, то их нужно развивать отдельно. Они ни в коем случае не будут развиваться педагогом по ходу учебного материала. Поэтому придется родителю уделить внимание специальным образом, чтобы ребенку развить внимание, волю, память и так далее. Для этого есть специальные упражнения, можно этим заниматься самостоятельно через ту литературу, которая сейчас вполне доступна. Если у ребенка не сформированы мотивационные процессы, он не хочет учиться, то тоже нужно понять, чтобы ребенку понравилось в школе, может быть найти какой-то предмет, который его заинтересовал, и тогда, идя за этим педагогом и предметом, он пойдет в школу за новыми знаниями. Если же это строгое наказание или строгое обучение, то даже можно поговорить с педагогом и сказать: «Мария Ивановна, Вася не хочет идти в школу, он очень боится, боится, что у него не получится. Могли бы Вы более мягко говорить о тех его ошибках? А может быть его больше хвалить? А может быть, если он не готов ответить, позволить ему не отвечать или уже повторить за кем-то, чтобы смелость возникла на основе повторения, подражания и так далее.
Самим родителям, конечно, нужно откорректировать свое воспитание, свое реагирование на результаты обучения и если ребенок получил двойку или замечание, то вначале разобраться, почему так получилось, оказать необходимую помощь, чтобы больше этого не возникало, и дальше помогать ему. А наказание – это будет каким-то исключительным методом воспитания и обучения, которое связано с тем, что ребенок специально что-либо нарушил. То есть основной упор родительский идет на поощрение. Если же нагрузка для ребенка большая, и он не хочет в школу, потому что это тяжело, уделить внимание тому, как правильно отдыхать, чтобы ребенок успевал за время отдыха действительно отдохнуть, а не напрячься еще больше. Бывает так, что ребенок устает в школе, а когда он приходит из школы, родители говорят: «А теперь дома выполняешь такие домашние обязанности, делаешь это, это, это. А теперь за уроки». Ребенок говорит: « А отдохнуть?» «А ты уже отдохнул, когда выполнял какие-то другие дела». Поэтому есть смысл, чтобы разобраться в регламенте, чтобы ребенок понял, что школа – это интересно, школа позволит приобрести что-то необычное для себя, необычное знание, знание, которое поможет в жизни. Школа – это место, которое делает тебя счастливым, потому что есть друзья. В школе появляются какие-то новые взгляды на жизнь и так далее. И школа – это то, что интересно и родителю тоже.
А если ребенок не хочет идти в школу по причине того, что некомфортно себя там чувствует с детьми?
– Отношения в классе играют очень большую роль и в успеваемости ребенка и в его желании учиться. И, к сожалению, много школ не уделяют внимания тому, чтобы вначале создать какие-то дружеские отношения в классе, а потом приступить к обучению. И этому нужно уделять специальное внимание. И если педагог не справляется, тогда нужно приглашать специалиста, который будет в классе специально работать над тем, чтобы отношения были дружескими. А родителям спрашивать у ребенка «С кем ты дружишь? Как ты дружишь?» И может быть, дать ему какие-то советы, как дружить.
Например, позвони своей однокласснице, соседке по парте и спроси, выучила ли она этот урок, а может быть что-то интересное в этом уроке по литературе у нее появилось и она поделится с тобой этим, чтобы просто завязался какой-то диалог, тема для общения.
Конечно же, начало этих тем – школа. Но дальше она может перейти в какие-то другие уже форматы. Например – начали с учебных предметов, перешли на то, а чем же занимается она в данный момент, выяснится, что занимается она лепкой, рисованием, а может быть она занимается в художественной школе и готовится к выставке. Появляется какой-то новый интерес, новый взгляд на своего одноклассника. Этот интерес перерастает в дружбу. Поэтому учить налаживанию отношений и дружбе пока задача родителей, раз классный руководитель пока необходимости в этом не видит.
Если ребенку в классе некомфортно, то есть смысл прийти в школу и понаблюдать за ребенком, как дети общаются в урочное и неурочное время, и убедиться для себя, что ребенок либо находится в этом дискомфортном состоянии или все-таки это для него какой-то кажущийся вариант дискомфорта, а на самом деле это нормальная, строгая дисциплинарная система школы. И ребенок ее воспринимает не как норму, а она на самом деле является нормативной, поэтому если это так, то ребенку имеет смысл сказать: «Ты знаешь, это уже школа, это не детский сад, это более строгая система. Есть педагоги, авторитетные люди, которых мы слушаем, к мнению которых мы прислушиваемся, правила которых мы выполняем. И есть у нас определенные нормы поведения в школе. И это дать в таком виде, чтобы ребенок понял, что так живут все, так живет вся школа, вся система. Не только к тебе одному, ты не какой-то особый ученик, которого заставляют выполнять правила, а остальным можно не выполнять, нет, это общие правила. И я думаю, когда оно осознает себя частью этой системы, ему будет гораздо проще. (Продолжение следует)
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.