Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (869) → Протоиерей Андрей Канев: Признак активности христианина – его участие в таинствах

Протоиерей Андрей Канев: Признак активности христианина – его участие в таинствах

№20 (869) / 31 мая ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) – №19 (868)

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Есть право и лево, есть синонимы и антонимы. Противоположность любви – ненависть. Любви «на 50%» не бывает. Речь не о тех христианах, которые находятся на пути ко Христу, которые пытаются, трудятся в деле исполнения заповедей. Мы говорим о людях, которые не пытаются даже узнать о вере, не пытаются себя изменить, довольны своей греховной жизнью, греховными понятиями. Они ничего не делают для спасения, хотя их внешняя жизнь может казаться приличной. Это тоже признак ненависти ко Христу, ведь если любишь, то пытаешься хоть как-то интересоваться объектом своей любви. А если ты равнодушен, то уже ненавидишь, не хочешь видеть Бога в своей жизни. По статистике около 80% россиян – христиане. Представьте, что хотя бы половина из них начнет интересоваться Евангелием и тем, какой должна быть христианская жизнь – у нас Россия будет другая!

- Другая – это отличная от сегодняшней. По статистике, рождественские богослужения в почти полуторамиллионном Екатеринбурге посетили всего 20 000 человек, что составляет не многим более 1% от числа жителей.

Протоиерей Андрей Канев: – Посетили… А сколько причастились? Ведь признак активности христианина – его участие в таинствах. Ведь христианство – это не протестантизм, где только нужно принять «Христа в сердце» и быть нравственным человеком. Православие предполагает активное приближение ко Христу. А это означает не только разговоры, чтение высоких духовных произведений, но и наличие покаянной практики. Если ее нет, то ты ко Христу не идешь. А значит, эти слова мы должны применять не к каким-то иноверцам, блудникам или убийцам, а к самому себе. Иду ли я ко Христу? Люблю я Его, как Он хочет, или пытаюсь изображать, как мне нравится?

Святитель Игнатий предупреждает в другом произведении, что если у христианина неправильные понятия о вере, неправильные чувства, неправильная молитва и посты, это может привести к гибели его души. Таким образом, если человек пытается быть христианином, но не сравнивает свой опыт со святоотеческим, живет не с Церковью, то, внешне исполняя ритуалы, он может оказаться не там, куда хотел попасть. Приведу наглядный пример: моя цель – попасть из пункта А в пункт Б. Однако я не соблюдаю правила дорожного движения и в навигаторе забил дорогу, которая мне кажется более интересной. Куда я уеду? Не туда, куда собирался. Так же и гибель души грозит тогда, когда человек ориентируется лишь на свое мнение, доверяет неправильному опыту. Это то, что называется жизнью по самоволию, по гордости. Уж лучше мы будем знать о диагнозах и возможности свернуть не туда, то есть о грехах и борьбе с ними, чем мы будем пытаться изображать правильную христианскую жизнь, но поздно будет, когда мы скончаемся и нас осудят. Для закрепления этой темы мы должны вспомнить притчу о мытаре и фарисее.

– В ней говорится о том, как два человека – мытарь и фарисей – пришли помолиться в храм. Фарисей встал впереди, чтобы все видели его молящимся. Он считал себя праведником, потому и не просил у Бога милости, а лишь благодарил Его: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди – грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя поодаль, не смел даже поднять глаза на небо. Но ударяя себя в грудь, он говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Фарисей возвысил себя и унизил мытаря, а Господь оправдал молитву грешного мытаря и осудил мнимую праведность фарисея. Безо всякой радости фарисей пошел в дом прежним надутым ханжой, а в смиренной кающейся душе мытаря родилось живое чувство сокрушения о своих грехах и надежда на милосердие Божие. Эту притчу Господь заключил словами, что мытарь пошел в дом свой оправданный более, нежели фарисей.

Протоиерей Андрей Канев: – Фарисей был религиозным человеком, многим, и мне в первую очередь поучиться бы у него быть настолько благочествивым: он молится, когда нужно (а молились они больше, чем мы), постится, когда надо, жертвует сколько нужно. А результат-то какой? Религиозность фарисея не помогла улучшить духовное состояние, а наоборот привела к ухудшению: он видит, что он лучше других. Вот конкретный пример гибели души. Притча чем заканчивается? Фарисей вышел из храма осужденным за то, что приписал себе дарованное ему Богом и осудил других людей.

В народе преобладает ветхозаветное понимание греха: не пойман за убийство, за кражу – значит, все нормально. Христианское же понимание состоит в том, что смертный, тяжкий, убивающий душу грех – это гордость.

– Говоря о родстве душ человеческих и ангелов, об их подобии, святитель Игнатий рассматривает такие свойства ангелов, как подчиненность времени и пространству, и говорит о взаимосвязи этих понятий. Человеку неподготовленному понимать сказанное святителем сложно. Но знать об этом христианам необходимо. Несмотря на то, что в сознании помимо воли возникает вопрос: а что дадут мне эти знания об ангелах?

Протоиерей Андрей Канев: – Приходят оглашаться наши родные русские люди, которые не знают основ веры. Горько слышать о «врожденной духовности», «генах Православия» в нашем народе. Новый какой-то ген – «врожденное благочестие». И если не открыть их, то начинается работа лукавого по подкидыванию разных ложных представлений. По этому поводу можно писать фольклорные притчи, например: в одном из учреждений катехизатор с любовью рассказал, что Бог Всемогущий, Он всегда с нами, всегда нас поддержит, мы всегда можем к Нему обратиться. Реакция людей была прямо противоположная: «Он что, знает, что мы делаем дома?». Они всерьез надеялись, что многоэтажки скрывают от Бога их проступки. Это означает неправильное мировоззрение, неправильное представление о Боге...

Говоря, что ангелы имеют свое тело, святитель Игнатий предупреждает, что не нужно их обожествлять, путать с Богом. Этим он ограничивает возможность по-язычески понимать духовный мир. Там царит порядок, а не хаос, и без Божией воли они не могут влиять на нас. В народе же часто такое представление – духи злые могут на тебя влиять без воли Божией. Ангелы подчинены природе, а бестелесен только Господь. Он находится везде одновременно, тогда как ангелы в одно время находятся в одном месте. Это служебные духи.

– Ангел – это святой бесплотный дух, возвещающий и исполняющий волю Божию. В переводе с греческого это слово означает «вестник». Они были сотворены прежде видимого мира, и их назначение заключается в служении Богу: борьбе с Его врагами, воздаянии Ему почестей, посредничестве с человеком, передаче людям Божественной воли. Таково учение Церкви об ангелах. Но современные люди нередко черпают свои знания из самых разных источников, порой даже языческих. При такой неразборчивости путаницы не избежать.

Протоиерей Андрей Канев: – В язычестве падшие духи себя выставляют богами, и многотысячелетняя история человечества представляет собой поклонение бесам.

Святитель Игнатий говорит, что духи имеют эфирное тело. Это тоже материя, но невидимая и неосязаемая. Чтоб мы не путали Бога с ангелами, и не умаляли Господа до ангелов, знали, что Господь находится везде в пространстве, вне времени. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс