Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (869) → Про отца Иосифа

Про отца Иосифа

№20 (869) / 31 мая ‘16

Зарисовка

Когда я работал ответственным редактором в издательстве Пафнутьева Боровского монастыря, то с главным редактором издательства отцом Иосифом (Королевым) мы виделись почти каждый день и даже дружили, как может дружить горячий грузинский парень с кротким и тихим монахом, поставленным над ним начальником. Отец Иосиф как мог терпел мою дружбу, хотя давалось это ему с трудом и не всегда. Как-то раз я купил себе новую куртку. В салоне, когда примерял на футболку, было нормально, а когда надел поверх пуловера, оказалась маленькой. Куртка хорошая, удобная, и теперь ее нужно было срочно кому-нибудь подарить. Но кому? Отец Фотий – большой, ему точно не налезет. Отец Макарий – высокий, будет коротко. И тут в редакции появляется худенький и добрый отец Иосиф. К тому же осенью, зимой и весной в сером длинном драповом пальто из советских старых фильмов про субботники. В руке потертый большой чемодан со священническим облачением и всем необходимым, чтобы пособоровать или причастить какую-нибудь бабушку, на ногах стоптанные всепогодные ботинки, на голове выцветшая скуфеечка, на лице – кроткая улыбка. «Отец Иосиф! У меня для вас подарок!» Он с изумлением смотрит на меня и тихо качает головой: «Что вы, зачем?» – «Затем, что куртка мне мала, а выбросить жалко!» – «Пожалуйста, не надо!» А я смотрю на его чудное драповое пальто и говорю: «Надо!» Да и наши издательские сотрудницы вступились: «Берите, берите, отец Иосиф! Ахалашвили все равно от вас не отстанет!» Чтобы не спорить, отец Иосиф снимает свое пальто и за смирение надевает куртку. Она оказалась ему в самый раз, и как он не отнекивался, всей редакцией мы заставили ее взять. Повздыхав, отец Иосиф куда-то уходит. Возвращается с целым ворохом верхней одежды. Собрал все, что у него в келье висело, и принес. «Денис, выберите, что вам подойдет. Это будет вам ответный подарок». И так на меня посмотрел, что я не стал спорить, а сразу стал примерять. Подошла кожаная куртка. Как я ее надел, он сразу заулыбался: «Прямо на вас шита! Носите с Богом!», – одежду в охапку и бегом из редакции, чтобы я не передумал.

В другой раз захотел я подарить отцу Иосифу частицу камня, на котором тысячу дней молился наш великий преподобный батюшка Серафим Саровский, благословленную мне братьями-монахами из Валаамского монастыря. У отца Иосифа в храме Покрова на Высоком, где он служит настоятелем, была замечательная писаная икона преподобного Серафима. «А что, – думаю, – если камень распилить, в эту икону вставить, а другую часть подарить настоятелю монастыря, отцу Серафиму? Всем будет хорошо, и мне радость!» У отца Иосифа был знакомый камнерез, который мог камень аккуратно распилить. На том и порешили. Послушаний у отца Иосифа много, и чтобы не потерять камень, он оставил его на рабочем столе в редакции и уехал по делам. В его отсутствие кто-то решил у него на столе прибраться. Видит, камень на бумагах лежит, явно не драгоценный. Взял и выбросил, не раздумывая. Прихожу в редакцию, отец Иосиф сидит мрачнее тучи и тихо повторяет: «Простите меня, простите!»

Как-то раз я сломал единственные очки – отец Иосиф, у которого сильная близорукость, тут же снимает свои и говорит: «Денис, возьмите, это хорошая оправа! Поедете к окулисту, закажите стекла, и все будет хорошо!» И щурится на меня с улыбкой, как крот на солнце. Когда у меня перетерлась дужка деревянного нательного крестика, он принес крест, вырезанный из дерева с Елеонской горы, который ему подарил один монах из греческого монастыря возле храма Гроба Господня в Иерусалиме. И сейчас этот крест на мне. А его любимая икона святителя Луки Крымского – в ординаторской Московского института травматологии, где мне спасли ногу от ампутации. «Вы к врачам поедете, а у них работа такая, что им без помощи Божией никак нельзя! Отвезите им икону святителя Луки!»

Когда мы познакомились много лет назад, отец Иосиф был послушником Олегом, келейником у духовника монастыря схиархимандрита Власия (Перегонцева) и моего духовного отца, к которому я старался приезжать из Екатеринбурга каждый год. И каждый год с содроганием наблюдал, как кроткий маленький послушник стоял посреди волнующейся бурной толпы желающих попасть к старцу на прием. Учитывая мягкий характер послушника и его природную застенчивость, это было самое тяжелое послушание, какое только можно было для него придумать. И сейчас народ в ожидании встречи с батюшкой бывает не сахар, а тогда, в 90-е, чего только не происходило! То какие-то личности с охраной хотят через головы остальных без очереди, то списки этой самой очереди, которые одно время для порядка заводили, украдут, чтобы потом себя первым записать, то просто кому-то плохо станет. Только Господь ведает, что будущему иеромонаху пришлось тогда пережить. До сих пор помню его умоляющие глаза и тонкий срывающийся голос: «Братия, умоляю вас! Не обижайте друг друга, не злословьте, не ссорьтесь, пожалуйста!»

На кроткой доверчивой душе отца Иосифа как печать на воске отразилась любовь батюшки, его великое долготерпение и сострадание людям. Хотя по виду они совершенно разные: один радостный и мудрый монастырский патриарх, другой – тихий смиренный монах, но с людьми отец Иосиф так же терпелив, добр и участлив до крайности.

Хотя ему постоянно куда-нибудь нужно по монастырским делам, машины у него нет – когда-то была, пока он ее не подарил одной бедной многодетной семье. Вторую тоже подарил и теперь ходит повсюду пешком.

Его вера в человеческую доброту непоколебима. Допустим, надо нам ехать в администрацию Боровска, чтобы передать беженцам из Украины деньги и подарки, собранные в монастыре, а машины нет, все в монастыре разъехались по делам. Отец Иосиф, не раздумывая, мешок с подарками на плечо, и на дорогу. Я замечаю ему, что идти несколько километров, он удивленно смотрит из-под очков: «Нас с вами на трассе обязательно кто-нибудь подберет! Увидят монаха в рясе с мешками и сразу остановятся!» И вот мы шагаем по жаркой обочине, смотрим на проезжающие машины, водители которых не обращают на нас никакого внимания, отец Иосиф на мой недовольный взгляд качает головой и искренне удивляется: «Как странно, обычно останавливаются. Это, наверное, потому, что сегодня понедельник, все на работу опаздывают!»

В мире детей и чистосердечных монахов люди, просвещенные светом Божественной любви, живут по законам ангелов, и если порой и поступают плохо, то не от жестокосердия, а по недоразумению. При виде чьих-то неблаговидных поступков и откровенного зла, он краснеет и пугается, как ребенок при виде гадюки, но никогда не осуждает. За все время, что мы с ним общались, я ни разу такого не видел. В его жизни Бог бесконечно добр и милосерден и только и ждет, чтобы осыпать Своих чад милостями и подарками руками своего кроткого слуги, и по-другому он поступать просто не может. Хотя некоторые жестокие и циничные люди, принимающие доброту за слабость, в глаза его обманывали и злоупотребляли его добротой и терпением, своего смиренного отношения к людям он никогда не менял и не поменяет. Когда кому-то рядом плохо, он просто места себе не находит.

Вот идет отец Иосиф после службы из Покровского и встречает соседских мальчишек, грязных, неумытых, скучающих. Другой бы благословил, иконки грошовые дал и дальше пошел успокоенный, а этому обязательно надо расспрашивать. «Чего такие грустные, носы повесили, почему в храм не ходите?» Мальчишки переглядываются, плечами пожимают: «А чему радоваться-то, дядя?» И уже в воскресенье отец Иосиф устраивает для всех окрестных мальчишек из неблагополучных и благополучных семей поход на реку. И не просто так, бабочек половить и благочестивые беседы проговорить, а с рыбалкой, купанием, настоящим пейнтболом, умопомрачительной ухой (совсем не из той рыбы, что они наловили), чудными пирожками и расстегаями, которые добросердечные покровские матушки всю ночь до утра пекли, с веселыми озорными играми и песнями под гитару у костра. Глядишь на этих вчерашних скучных унылых мальчишек, а глаза у них уже другие, не пустые и грустные, а радостные и счастливые. А в это время отец Иосиф, видя, что все хорошо, незаметно от костра уходит и тихо уезжает в монастырь по строительным делам.

Некоторые, незнакомые с жизнью православных монастырей, думают, что монахи – это такие вечные курортники без забот и хлопот. Живут на всем готовеньком, целыми днями лежат на печи, пирожки трескают и о Боге рассуждают. К реальности это имеет отношение не больше, чем статьи о попах-мироедах из советского журнала «Безбожник».

Реальная жизнь православного монаха выражается одним словом – служение. Служение Богу и людям, где за каждым – Христос, Которому они посвящают свою жизнь.

После окончания Московской духовной академии отец Иосиф руководит издательством Боровского монастыря, работает экспертом в Издательском совете Русской Православной Церкви, преподает в Калужской семинарии, входит в различные государственные и общественные Советы, и уже много лет служит настоятелем на подворье Пафнутьева Боровского монастыря храме Покрова на Высоком.

Обычно мы встречались в пять утра на братском молебне, а расставались часов в одиннадцать вечера в редакции, куда после всех неотложных дел он приходил писать статьи, редактировать и готовить лекции для студентов семинарии, которые, в отличие от нормальных людей, он не скачивал из интернета, а добросовестно писал, иногда до утра. И во всем остальном поступает так же. После подарков и дежурных фраз в администрации к беженцам отец Иосиф едет крестить их маленького ребенка, затем ищет для кого-то жилье, а для кого-то работу. Когда мы ездили с ним в дом престарелых, я после репортажа там ни разу не появлялся, а он постоянно к ним приезжает соборовать, исповедовать, причащать или просто по душам поговорить, утешить. Не может по-другому.

Храм Покрова на Высоком, жемчужину деревянного зодчества первой половины XVII века (1621 г.), который старше знаменитых Кижей на сто лет, где он с самого начала восстановительных работ, он не просто скрупулезно отреставрировал, там сейчас Царские врата и алтарные – точная копия тех, что хранятся в Государственном Калужском музее, но и сделал одним из самых популярных храмов Подмосковья. Сейчас здесь не только благодатная молитва под сводами четырехсотлетнего деревянного храма, прекрасно оборудованный святой источник преподобного Пафнутия с бюветом, но и замечательная воскресная школа с профессиональными преподавателями, трапезная с настоящей русской печью и кухней, какую и в Москве не часто встретишь.

Здесь проводят такие праздники для местной детворы и ребят из всех окрестных детских домов, где выступают известные музыканты с духовными концертами, на которые съезжаются гости из Москвы, Калуги, из Обнинска и Малоярославца. И на земле, где каждый уголок украшен трудами и молитвой великого Боровского чудотворца – преподобного Пафнутия, теперь звучит радостный детский смех. А это очень важно, когда детская вера начинается не с запретов и тяжелых правил, а с радости и благодарения Богу.

Ехать сюда из столицы чуть больше часа на машине, и словно попадаешь в старинную русскую сказку, только наяву. На Высокое приезжают и губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, и известный московский священник Алексий Уминский, и паломницы из Лондона. И всем здесь искренне рады. А когда тебе по-настоящему рады, это сразу чувствуется. И неважно, откуда – из Лондона или соседней деревни. Пришел – значит, от Бога.

Про отношение к жизни отца Иосифа, расскажу один характерный случай. Как-то, говорю, мол, на сайте вашего храма ни слова о новом здании строящейся воскресной школе, куриной ферме, и других начинаниях, а все о семейных праздниках, походах да концертах. А вот писали бы о своих благих начинаниях, глядишь, кто-нибудь бы и помог! Отец Иосиф улыбнулся и отвечает: «Да, наверное, вы правы. Что-то надо бы написать. Только когда заранее афишируем, сложно все идет. Мы больше привыкли молиться….» В этом «мы больше привыкли молиться» – он весь.

Когда Святейший Патриарх Кирилл приезжал в Калугу на день празднования памяти святого мученика Кукши, просветителя вятичей, отцу Иосифу доверили сослужить Святейшему на освящении диорамы Павла Рыженко «Стояние на Угре». Другой прыгал бы до потолка, а потом весь интернет фотографиями как он с Патриархом служит, завалил, а этот вздыхал и искренне сокрушался: «Там столько хороших людей будет, ну я-то там зачем?!»

А однажды нам в издательство кто-то банку принес меда. Утром иду, смотрю, а у нас на окне мед стоит. Знаю, что отцу Иосифу. Думаю, придет – чай с медом будем пить.

Проходит дня три – тишина. Отец Иосиф ходит мимо меда, и не замечает. Через неделю я не выдержал, и говорю ему: «А там, на окне, банка с медом стоит. Это не вам случайно принесли?» Он себя по лбу хлопнул и говорит: «Как хорошо, что вы про мед вспомнили! Тащите его скорей в редакцию, это нам один добрый человек благословил! А я все время забываю об этом. Простите меня!» В общем, когда некоторые чужое без раздумий берут, другие свое взять забывают. За это мы их и любим.

Денис Ахалашвили

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс