Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (869) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 9

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 9

№20 (869) / 31 мая ‘16

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) – №19 (868)

Псалом 9-й… Здесь речь идет о тайне явления Сына Божия, Который пришел тайно в этот мир, и многие не узнали, не уразумели. Поэтому в Евангелии говорится, что и греха не имели те, кто не знал или не узнал, кто пребывал в сомнениях.

Пришествие Сына Божия от Девы – это великая тайна, ее не смог постичь даже тот, кто, обладая духовной жизнью, не имел дара проникновения в нее. Мы говорим о пророке Исаие, в сомнениях описывающем Пришествие Христа Спасителя, о переводчиках, о Симеоне Богоприимце, который в сомнении хотел даже исправить текст пророка... Даже и ангелы не могут уразуметь и содрогаются этой великой тайне явления Сына Божия.

Не меньшей тайной были и служение Самого Господа, Его смерть, Воскресение и Вознесение. Об этой тайне и пророчествуется в 9-м псалме, не раз взывается к сокровенным моментам явленного служения нашего Божественного Спасителя – не случайно псалмопевца Давида называют пророком.

«Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний». Исповедование бывает двоякого рода. С одной стороны, человек исповедуется в своих грехах, с другой – осознает свою немощь и воздает благодарение Богу. Конечно, самые возвышенные чувства – это чувства благодарности. Самый хороший человек, духовно совершенный – тот, кто умеет благодарить Бога не только за то, что Господь явил в жизни Свою милость, но и за посылаемые скорби. Благодарный и за испытание, по слову святого Златоуста, наносит удар диаволу, делает душу любомудрой, возвышенной. Замечательные слова: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний»!

Кто может воспевать Бога, кто может помнить о Нем? Только тот, кто любит Его: когда человек любит Господа или другого человека, а то и предмет, он постоянно думает о любимом, воспевает его, говорит о нем – любовь сподвигает его к славословию: «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний». Псалмопевец говорит, что мы любим Бога, благодарны ему за те великие дела и благодеяния, которые Он явил в этом мире, поэтому наши песнословия, наше веселое сердце направлены на Господа, сотворшего небо и землю. Это одна из самых важных заповедей Закона Божия – возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим… На любви к Богу основываются и исполнение заповедей Божиих, и Закон Христов, и христианская добродетельная жизнь.

«Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего». Здесь пророчество о Божественном Спасителе нашем, Который явился в этот мир и сразил врага рода человеческого, связал дьяволу руки, дал возможность человеку духовно реализовываться: Он своим явлением изгоняет князя тьмы из нашей жизни.

«Яко сотворил eси суд мой и прю мою, сел eси на Престоле, судяй правду». Кто может сесть на престоле и судить? Сам Господь, только Он может воздать обижающим человека. Святые отцы указывают, что в этом псалме есть прямое пророчество о Вознесении Господнем. После Своего Вознесения Господь сел на Престоле, судяй правду.

Знание Священного Писания, Нового Завета позволяет в пророчествах Давида совершенно по-другому раскрыть эти удивительные места.

«Запретил eси языком, и погибе нечестивый, имя eго потребил eси в век и в век века. Врагу оскудеша oружия в конец, и грады разрушил eси, погибе память eго с шумом». Здесь – снова пророчество о Божественном Спасителе. Некоторые толкователи говорят, что сей псалом был написан Давидом после того, как он победил сирийцев. Поэтому он говорит, что с Божией помощью был совершен суд над нечестивыми народами, Господь возвысил тот народ, который почитает Его. Здесь глубочайший мессианский смысл, новозаветный – Господь побеждает Своим учением зло языческого народа, научая Свой народ правде и истине, которая не дает места в жизни врагу рода человеческого. Он наделяет оружием победы тех, кто пошел за Христом, и лишает этого оружия служащих врагу рода человеческого. И они становятся безоружными, потому что есть догматы, есть святое Учение. А догматы очень важны для нас: они – указатели, ведущие человека в Царствие Небесное. Они отсекают неведение человека. Из-за неведения люди ходят в этой жизни и не могут узнать, куда пойти, чтобы жить в правде, обрести ее в вечности, то есть с Богом. А когда есть указатели, догматы, вероучение церковное, человек знает, как ему идти спасительным путем.

«И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой, и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте». Здесь нужно помнить: некоторые помышляют, что жизнь будет проходить так, как они захотят. На самом же деле, нужно никогда не забывать о том, что будет Суд Божий. Он каждому воздаст по делам его и по заслугам. И это суд праведный, где не будет никакого лицеприятия, коррупции, лести человеческой, здесь не нужны будут защитники и адвокаты – здесь все откроется перед Богом, и каждый получит по своим заслугам.

«И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех». Псалмопевец Давид о себе никогда не говорил, что он великий военачальник, что у него прекрасная армия и ему хватает средств ее содержать, что он такой удачливый, всегда побеждает. Давид никогда про себя так не говорит, напротив – он себя называет нищим и убогим – во всех его трудностях и скорбях ему помогает Господь, Он – его опора и надежда. Сам Господь – это та сила и богатство, за счет которого царь Давид побеждает в битве. Мы можем говорить так же о скорбном в духовном отношении времени – оно самое близкое для человека, приводящее к Богу, когда Господь являет Свою милость.

«И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил eси взыскающих Тя, Господи». Здесь псалмопевец Давид переводит все наше упование на Господа: тот, кто уповает на Бога, никогда не остается побежденным. А если Господь и не сразу являет милосердие Свое, то этим показывает, что только хочет укрепления в вере верного Ему.

В псалмах Давида золотой нитью проходит мысль, что подлинную победу имеет только уповающий на Бога. Когда не смущается его сердце, увеличивается его упование, и тогда человек действительно может достигать каких-то результатов и быть оправданным, если он даже был оклеветан и поруган перед обществом.

Псалмопевец Давид не открывает истины, которые пришли ему на ум, он просто предлагает нам в пример собственную жизнь. Упование на Бога его никогда не подводило, он не смущался именно в этом, а был очень тверд. И эта твердость давала ему уверенность, показывала его высочайшую веру и упование перед Богом, а Господь, видя такую верность Ему, никогда его не оставлял.

«Не в силе Бог, а в правде» – именно эту правду противопоставляет святой псалмопевец Давид всякой силе, которая окружала его. Он утверждает, что если народ хочет быть возвышенным, то в любом случае он должен обращаться к Богу, и Господь никогда не оставит. Эта надежда, это упование не посрамит человека, потому что Господь любит нищих духом, смиренных и кротких людей, уповающих на Него. И если Господь не дает до времени победу, то опять-таки не надо смущаться. Через испытание, через проверку Господь все равно явит Свою правду, и она будет утверждаться на земле.

«…яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих». Здесь Псалмопевец говорит, что незабвенна будет кровь убитого человека – убийство вообще не может быть забыто пред Лицом Божиим. Это величайший грех, который может совершить человек, поэтому пусть никто не обманывается – Господь всегда видит убогих. Молитва убогого человека всегда будет услышана, и Господь явит свою правду.

«Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных…». Здесь Давид молится уже не только о настоящем, но и о будущем. Он не может успокоиться даже тогда, когда явлена победа. И каждый христианин в своей жизни имеет назидание, чтобы мы помнили слова апостола Павла: «Блюдите, как вы опасно ходите», ведь враг рода человеческого ищет возможности навредить нам. Но если мы будем пребывать в молитве, в уповании на Бога (как псалмопевец Давид молится, чтобы Господь избавил его от врат смертных) , Господь будет покрывать человека от всех врагов, как видимых, так и невидимых.

«Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони, возрадуемся о спасении Твоем». Сион – место, где пребывает Бог. Есть Сион земной, а есть, по апостолу Павлу, град Сион Небесный – это небо, Царствие Божие. «Врата дщери Сиона», по словам святых отцов, – двери Церкви Христовой, которые открывают для всех Небо и вводит человека в эти Небесные обители только открытыми церковными дверями: других дверей, через которые мы будем входить в Царство Небесное, нет. Через них Господь и дарует человек спасение, приобщая через таинства к Себе, соединяя человека с Собой и тем самым дает каждому из нас возможность воспользоваться Его духовным подвигом, через Его страдания, смерть, искупительную Жертву, которую принес Господь на Голгофе ради всего человечества.

«Да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающии Бога»… Душа человека, который живет и думает, что не будет никакого наказания, как бы он ни жил, и здесь, на земле, пребывает в темноте, и после смерти он прикоснется к аду.

«Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца». Кто терпит поношение, он не может быть замечен Богом, об этом говорит следующий стих: «Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою». Нищие и убогие не будут забвенны, потому что Господь пробудится ото сна и увидит нищего и убогого, но в то же время мы должны понимать, что здесь еще есть пророчество о воскресении Христовом.

«Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть». Это прямое воззвание к Богу псалмопевца Давида, чтобы поставили законоположителя: в то время уже нет Моисея, а другим законоположителем стал наш Божественный Спаситель, и говорится о Его Воплощении.

«Яко хвалимь eсть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь eсть». Псалмопевец Давид всегда оплакивает дела грешных людей. Он говорит, что льстивые слышат похвалы от других, а лесть приводит их к неутешным делам.

«Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет, несть Бога пред ним. Оскверняются путие eго на всяко время, отъемлются судьбы Твоя от лица eго, всеми враги своими обладает». Остальная часть псалма говорит, что нечестивые хвалятся своим богатством, уповают на него, думают, что это нечестие будет основным в их жизни. Они собираются в разные собрания, чтобы увеличить свое зло, умножить свое богатство за счет неправедного отношения к бедным людям, и думают, что за это им никогда ничего не будет. Они даже говорят: «Смотрите, как мы живем, – богато и счастливо, и ничего с нами не происходит, а вы как были нищими, так и остаетесь»... И в конце псалмопевец Давид говорит, что Господь увидит нищего, нуждающегося в помощи, а грешного человека все равно поразит. Правда Божия восторжествует не только в вечности, но и здесь, на земле.

Псалом большой, имеет глубочайший мессианский смысл, утешает человека, живущего в нужде, смотрящего на богатого и сетующего: «Вот как он хорошо живет, и ему ничего не будет!»... Ничего перед Богом безответным не останется. Об этом должен помнить человек.

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс