Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (867) → Протоиерей Вадим Буренин: О паломничестве на Святую Землю и земной жизни Спасителя

Протоиерей Вадим Буренин: О паломничестве на Святую Землю и земной жизни Спасителя

№18 (867) / 3 мая ‘16

Беседы с батюшкой

Расскажите, почему эта тема Вам так близка и интересна?

– В Святую Землю я езжу уже не первый год. С конца 90-х годов неоднократно посещал ее с паломниками из Санкт-Петербурга, Москвы и других мест России. Сначала мне пришлось паломничать со светским гидом, что было ужасно, потому что светский человек, имеющий слабое представление о христианских святых местах, не знакомый со Священным Писанием, не может обеспечить грамотное духовное паломничество. Когда мы стали путешествовать с православными гидами, паломничество стало в большей степени духовным. А в последнее время мы с прихожанами организуем паломничество самостоятельно, так как сейчас я сам в состоянии рассказать верующим о местах, которые мы посещаем.

Важно побеседовать на эту тему еще и потому, что наши соотечественники приглашаются в паломничество на Святую Землю, и многие люди приходят в храм и спрашивают советов. Кроме того, насколько я знаю от братьев во Христе, приходят и в другие храмы, соборы и монастыри и обращаются с различными вопросами на эту тему, поэтому хотелось бы донести до верующих православных христиан важные православные взгляды, которые во многом непреходящи. Особенно сейчас, когда духовная жизнь в России возрождается, для многих эти вопросы становятся животрепещущими. Казалось бы, многие на сегодня посетили и Турцию, и Египет, и другие страны, а на Святой Земле не бывали. Кто-то еще только собирается поехать, и таких людей на самом деле немало.

Я как раз один из тех, кто на Святой Земле не бывал. У меня два вопроса, и первый из них: паломничество на Святую Землю в пост – это не развлечение?

– Здесь необходимо рассмотреть вопрос следующим образом: если православные христиане желают паломничать от Московской Патриархии и паломничество предусматривает пребывание в монастырских стенах с соблюдением всего, что необходимо выполнять во время поста, то такое паломничество будет во славу Божию. Если же ехать по путевке от туристического агентства, то это будет просто некая экскурсионная поездка, но не паломничество. Вполне возможно, что во время такой поездки не раз будут происходить различные искушения, и людям придется вспоминать о каких-то вещах даже с сожалением.

Второй вопрос: нужно ли каким-то образом настраиваться на эту поездку, и нужна ли какая-то агитация со стороны тех, кто там уже был?

– На нашем приходе мы всегда очень трепетно относились к вопросам паломничества. В первую очередь посещаем святые места в Петербурге, области и окрестностях с целью катехизации нашего народа и его исторического просвещения. Ведь история становления нашего государства шла параллельно с историей становления Русской Православной Церкви. Церковная история раскрывается практически во всех местах нашей необъятной Родины, поэтому паломничать можно много и плодотворно.

Говоря о дореволюционной истории, мне бы хотелось вспомнить нашего великого писателя Николая Васильевича Гоголя, который перед тем, как посетить Святую Землю, съездил в Киево-Печерскую лавру. Сейчас нашим соотечественникам, особенно мужчинам, посетить Киево-Печерскую лавру сложно, зато есть возможность посетить Троице-Сергиеву лавру. Очень важно читать Священное Писание, потому что на основе знания Священного Писания и библейской истории паломничество по Святой Земле будет проходить с большей пользой, чем у людей, которые не знакомы со Священным Писанием и имеют очень слабое представление о христианстве в целом.

Что касается агитации, – я думаю, что нужно вести не агитацию, а очень хорошую катехизаторскую деятельность, помогая людям в нашей стране в их духовном становлении. Многие родились в Советском Союзе и храмы не посещали. Во многих местах храмов не было или до них было не добраться. В 90-е годы храмы начали открывать, но их нужно было реставрировать, поэтому духовенство все силы отдавало восстановительным работам.

По мере становления и возрождения Русской Православной Церкви возрождается и миссионерская деятельность, поэтому паломничество на Святую Землю можно рассматривать как один из важнейших элементов просветительской работы, которая ведется сейчас и будет вестись и дальше. Более того, возродилось Императорское православное Палестинское Общество, которое тоже очень многое делает, чтобы паломничество на Святую Землю для людей было более понятным, в этом участвуют и иерархи Русской Православной Церкви, и Священноначалие, и миряне – это делает его комплексным и, самое главное, правильно поставленным. В лоне Церкви сейчас в этом направлении проводится титаническая работа, и в дальнейшем, надеемся, паломничество на Святую Землю будет важной составляющей духовной жизни христиан нашей страны.

Иногда люди, не расположенные к паломничеству, были сагитированы кем-то из прихода поехать на Святую Землю, но по прибытии туда перед ними встают вопросы: «Что я здесь делаю? Зачем я здесь?». Что отвечать на подобные вопросы и как их избежать?

– У себя на приходе я в обязательном порядке беседую с каждым человеком, который принял для себя решение паломничать вместе с нами, рассказываю о том, что во время поездки происходит. Такая детальная беседа помогает человеку понять, необходимо ли ему ехать или следует подождать и еще подготовиться. В отличие от светских поездок, которые ставят своей задачей извлечение материальной прибыли, паломничество, которое совершается в лоне Церкви, основной задачей видит духовную помощь людям; чтобы духовная помощь была грамотной, нужно человека подготовить, а слово «агитация» здесь совершенно неприемлемо. Прежде всего нужна разъяснительная беседа.

Надо сказать, что у меня на приходе, например, из священнослужителей никто не паломничал ни разу, кроме меня, и во многих других приходах священнослужители ни разу не посещали Святую Землю, при этом они говорят, что еще не достигли такого духовного состояния, чтобы паломничать. Можно вспомнить святых отцов, например, святителя Григория Нисского, который посетил Святую Землю и потом говорил, что ее посещение не обязательно, да и заповеди у нас такой нет. Очень важно, чтобы каждый человек понимал, что паломничество на Святую Землю совершается не ради того, чтобы поставить галочку. Безусловно, нет! Человек должен отдавать себе отчет, что паломничество – это серьезная духовная работа над собой, от которой он должен получить духовную пользу, а не вред.

К сожалению, были случаи (даже со священнослужителями, протоиереями, иереями, иеромонахами и монахинями), когда начинались серьезные испытания, которые наносили вред душам не только самим паломникам, но и окружающим. Поэтому паломничество должно быть совершенно осознанным и совершаться по благословению. Недаром наше Священноначалие уделяет этому большое внимание и в обязательном порядке просит, чтобы в епархиях велась работа, направленная на то, чтобы паломничество на Святую Землю проводилось с пользой для человеческих душ.

Даже человек, который подготовился и осознанно поехал на Святую Землю, сталкивается с искушением попасть в суету, связанную с куплей-продажей сувениров, святынь, и разными мнениями о святости того или иного места. Как от этого абстрагироваться? И нужно ли?

– Когда человек едет в паломничество на Святую Землю, он должен понимать, что едет в совершенно другой мир, который очень сильно отличается от нашего европейского образа жизни. Необходимо быть готовым к определенным искушениям и испытаниям.

Говоря вроде бы о простых вещах, нужно заметить, что при выборе гостиницы очень важно обратить внимание, в каком квартале она будет находиться: еврейском или арабском. В арабском квартале ночью человек будет обязательно разбужен, потому что с минаретов будут доноситься соответствующие звуки, и так будет происходить в течение всего дня. Для многих это становится шоком, и люди, проснувшись среди ночи, потом не могут заснуть, и в течение дня паломничество становится еще большим искушением, потому что хочется спать, мучают воспоминания ночных кошмаров и связанных с этим ужасов. Был случай, когда паломники ночевали в арабском квартале, и там была перестрелка. Им пришлось выбираться из гостиницы в тот момент, когда перестрелка прекратилась. Они вышли и, немного отойдя, снова услышали стрельбу. Другие паломники, например, не могли добраться до арабского квартала, потому что там перекрыли дорогу, жгли покрышки, и люди просто не могли доехать, так как их не пропускала полиция. Могут и такие быть искушения, и к этому надо быть готовыми. А некоторые туристические агентства предлагают дешевые туры с этаким марш-броском по Святым местам, не предупреждая о проживании в самых дешевых арабских гостиницах, где может произойти все, что угодно. Испытанием могут быть какие-то проблемы со здоровьем – например, расстройство желудка и тому подобное. Об этом можно говорить практически до бесконечности.

Паломничество, которое организуется в лоне Русской Православной Церкви, продумывается и с точки зрения бытовых моментов. Немалое значение имеет вопрос обеспечения транспортом. Для небольшого туристического агентства, если с транспортом возникают какие-то проблемы, заменить его быстро может быть нереально. Когда паломничество организуется Церковью, такие ситуации практически исключены. Самое главное, такое паломничество предусматривает участие православного духовенства, когда священнослужители помогают духовно окормлять паломников.

Это относится и к молитве. Так, по прилету на Святую Землю паломники посещают, как правило, наш Троицкий собор в Иерусалиме, где можно отстоять всенощное бдение и исповедоваться, чтобы ночью причаститься в Храме Гроба Господня за воскресным богослужением. Те, кто посещает Святую Землю с обычной экскурсионной группой от туристического агентства, такой возможности лишены. Каждый раз на Святой Земле ко мне подходили люди и спрашивали, где здесь можно исповедоваться, и приходилось им объяснять, что здесь во время службы не исповедуют. Для многих людей это становилось большим расстройством. Они просили, чтобы я исповедовал их, но мне приходилось говорить им, что здесь дается соответствующее благословение, и я сам молюсь в соответствии с теми правилами, которые заведены в Храме Гроба Господня. Нужно понимать, что паломничество – это не прогулка по парку, а серьезный труд, к которому в обязательном порядке необходимо готовиться.

Расскажите о крестном пути Спасителя, стоит ли участвовать в процессии?

– Говоря о крестном пути, мы должны понимать, что со времен Христа вырос целый культурный слой. Значительную часть этого пути мы проходим через арабский рынок, поэтому вас будут приглашать зайти в лавочку и что-то приобрести. Этот путь не идеально точно повторяет крестный путь Спасителя. Но пройти по нему и вспомнить, что Господь прошел от претории до Голгофы, мы можем. В претории мы вспоминаем Евангельские повествования, которые для нас очень важны. Во время всего крестного пути мы вспоминаем о страданиях Христа.

Если получается, то мы заходим туда, где есть возможность вспомнить о Лифостротоне, о темнице Христа. К сожалению, не всегда мне с паломниками удавалось посетить ее – она принадлежит грекам и обычно закрыта. Когда мы ее посещали, была возможность представить себе хотя бы отчасти, что было во времена Христа, каким пыткам подвергался Господь наш, Спаситель мира, что Он вынес.

Затем мы подходим к месту, где остался отпечаток руки Христовой. Очень хорошо видно, что этот камень с отпечатком вынут из другого места и вставлен в кладку более позднего периода времени.

В конце крестного пути мы посещаем Порог Судных Врат. До 1917 года это место было особенным. Оно находилось в ведении Императорского православного Палестинского Общества. В настоящее время с этой территорией имеются определенные проблемы. При этом светские экскурсоводы, а иногда и не светские, проходят мимо этого места, даже не упомянув о нем. Мы должны понимать, что не все так гладко, есть определенные сложности, о которых необходимо знать и относиться к ним с пониманием.

Вопрос телезрителя о земной жизни Спасителя, о том, где были 70 Его учеников после предательства Иуды.

– Вопрос о земной жизни Иисуса Христа и о последующих событиях после распятия – это вопрос, который волновал и волнует как христиан, так и представителей других религий вот уже на протяжении последних двух тысячелетий, и будет волновать до скончания века. Мы руководствуемся Священным Преданием, которое дает возможность познакомиться с тем, чему учит наша Церковь.

Тем, кто задает этот вопрос, я всегда отвечаю, что сейчас есть интернет, катехизаторские курсы, воскресные школы, выпущено много литературы. Что мешает познакомиться с тем, что вас заинтересовало? Если вам что-то непонятно, то можно прийти и задать вопрос о соответствующих местах в Священном Предании, получив надлежащие разъяснения. Но когда человек не имеет никакого представления о Священном Писании, в двух словах рассказать о всех 70-ти апостолах в данный момент физически невозможно. К сожалению, иногда и в храм приходят люди с подобными вопросами. В таких случаях я отвечаю, что есть церковная библиотека, а она имеется практически при каждом храме, есть катехизаторские курсы – приходите и начинайте изучать, более подробно знакомиться с тем, что на данный момент важно.

Без ваших усилий тот материал, который мы будем стараться вам изложить, не задержится в вас. Человек должен понимать, что ему необходимо трудиться, трудиться и еще раз трудиться. Я всегда вспоминаю слова Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

У нас почему-то многие хотят безо всякого труда знакомиться с христианством. Известно, что подвижники прилагали много усилий к изучению Священного Писания. Например, преподобный Серафим Саровский за неделю прочитывал Священное Писание Нового Завета. Иоанн Кронштадтский блестяще окончил семинарию и Санкт-Петербургскую академию, а на первое жалование, которое получил, приобрел собрание сочинений Иоанна Златоуста и в течение всей своей жизни очень внимательно изучал его сочинения. Это пример, достойный подражания, пример труда над собой. Архиереи тоже много внимания уделяют своему духовному совершенствованию, читают Священное Писание и творения святых отцов. Воцерковление – это серьезный труд! Поэтому я искренне желаю тем, кто задается различными вопросами, попытаться в них разобраться.

Хорошо, если эти вопросы не праздные, а идут из внутренней потребности духовного совершенствования – нередко люди приходят к нам на катехизаторские курсы и задают такие вопросы, которые человек никогда бы и не задал, если бы более ответственно к себе отнесся.

Вопрос телезрителя: «Можно ли и нужно ли отправляться в путешествие на Святую Землю детям?».

– Все зависит от родителей и духовника. Если благочестивые родители воспитывают ребенка в Православной вере, ребенок посещает воскресную школу, и духовник благословляет посетить Святую Землю, то это благо.

Но здесь встает вопрос о возрасте ребенка: если ребенок совсем маленький, то, наверное, это нецелесообразно, ведь паломничество по Святой Земле – это большой труд, и маленький ребенок будет капризничать, что будет тяжело как для родителей, окружающих, так и для самого ребенка. Кроме того, родители должны знать, сможет ли ребенок паломничать целую неделю, если речь идет о традиционном паломничестве, которое совершается в течение 7-ми дней. Еще один момент важен: посещал ли он когда-либо ночную службу? Потому что все паломники посещают ночную службу в Храме Гроба Господня, и ребенку, который никогда не был на ночной службе с родителями на Пасху, это будет очень тяжело. Здесь нужно задуматься, будет ли от этого духовная польза. Может быть, лучше подождать, пока он подрастет.

Родители должны подойти к этому очень ответственно. Бывает, некоторые принимают для себя безапелляционные решения, желая, чтобы ребенок был с ними, и думают, что все у них будет хорошо, а сами ни разу не были в таком паломничестве и не имеют о нем никакого представления. Может, до этого в разных местах у них действительно было все благополучно, но посещение Святой Земли – это особое паломничество. Большое значение имеет и время года. Если это будет жаркий период, ребенку будет очень трудно справиться с такой нагрузкой.

Кстати, и взрослым, которые страдают различными заболеваниями, тоже необходимо задуматься, насколько такое паломничество пойдет им на пользу, так как это большая нагрузка на организм. Неоднократно были случаи, когда даже священникам становилось плохо во время паломничества. Так, если у кого-то есть заболевание опорно-двигательной системы, то в какой-то момент оно может обостриться, и дальнейшее паломничество будет просто невозможным. Вместо этого придется просидеть в автобусе или гостинице.

Не подменяются ли паломничеством другие приоритеты в системе ценностей, например, Причастие или келейная молитва?

– Когда мы посещаем Святую Землю, то стремимся к тому, чтобы паломничество помогло нам в духовной жизни. Святую Землю посещали многие святые, например, Николай Чудотворец. Кто-то из праведников вовсе не бывал там, а чья-то жизнь после поездки туда круто перевернулось, например, князь Андрей Боголюбский много пользы вынес для своей души, что и отразилось на его жизни.

Для кого-то, наоборот, оторванность от повседневной молитвенной жизни, которая ведется в этом случае, становится изменением, и вынести это немногие могут. В таких случаях можно только навредить душе.

Мне неоднократно приходилось сталкиваться со случаями, когда во время поездок по Святым местам люди пишут записки и начинают давать их кому попало, а потом сами мучаются от того, будет записка прочитана или нет. Когда человек приходит в храм у нас в России и подает записку, то верит, что поминовение будет совершено. Там же возникают случаи, когда записки подаются каким-то арабам, и неизвестно, прочитают они их или нет. Люди мучаются, и эта нервозность передается всем окружающим. У человека появляется внутреннее расстройство, в течение длительного времени остается внутренний дискомфорт от того, что он разрывается вопросом, правильно поступил или нет.

Внутренний дискомфорт возникает и когда люди прикладываются к мощам святых, которых они не знают и о которых не имеют никакого представления. Таких мощевичков много, и если прикладываться к ним в разных местах, то в голове возникает каша, с которой просто не справиться. Поклонение величайшей святыне уже не воспринимается должным образом.

Расшифровка:
Таисия Зыкова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс