Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (867) → Архимандрит Савва (Мажуко): Беседа Иисуса Христа с самарянкой

Архимандрит Савва (Мажуко): Беседа Иисуса Христа с самарянкой

№18 (867) / 3 мая ‘16

Свет невечерний

Можем ли мы представить себе христианина без Евангелия, без того, чтобы он не слушал и не читал священный текст? Когда я размышляю над страницами Евангелия (а мы ведь должны читать Священное Писание), когда я представляю себе других людей, читающих Священный текст, меня невольно пронизывает какой-то необъяснимый трепет от того, что события, которые описывают Евангелия, происходили с живыми, конкретными людьми. Это были исторические личности. Мы даже не сомневаемся в их существовании. Апостол Петр и апостол Иоанн Богослов, Мария Магдалина – это люди, которые разговаривали с Господом! Апостол Павел, которого Господь назвал по имени, которому явился на пути в Дамаск, был ослеплен светом сияния Его Славы, и Господь разговаривал с ним! Каково это – пережить общение с Богом напрямую и остаться живым после этого, ведь Христос – это наш Бог, Автор этого мира, наш Творец: из Его рук вышли наши жизни, жизни наших близких, да и жизнь всего мира!

И вот мы с вами читаем такой банальный эпизод: сидит Христос у колодца и разговаривает с женщиной. Просто утомившийся Путник, Который в полдень сидит в тени колодца и видит женщину, идущую с ведром набрать воды. Евангелист Иоанн Богослов описывает эту историю простыми, краткими словами; очень подробно он передает лишь содержание беседы Христа с самарянкой. Это было настолько необычно для иудейского мира того времени, настолько странной и богословски содержательной была эта беседа, что в тексте Иоанна Богослова мы чувствуем постоянное изумление, которое автор не может скрыть.

Вот Христос сидит у колодца, ученики Его ушли в город. К Нему подходит женщина, и Христос обращается к ней: «Дай Мне воды пить». Женщина с изумлением спрашивает: «Как Ты, будучи иудей, просишь меня, женщину самарянку?» Мы с вами думаем: «Ну что ж в этом такого особенного – Христос заговорил с женщиной?» Но, друзья мои, мы упускаем из вида естественный, античный расизм, который был свойственен каждому народу того времени. Нам это непонятно: мы говорим, что все люди равны, вне зависимости от цвета кожи, пола, социального происхождения, образования, политических пристрастий, культурных вкусов.

Мы с вами воспитаны уже в христианской цивилизации, и терпимость и приветливость стали настолько естественными для нас, что мы не можем себе представить, что может быть как-то иначе. А между тем еще Сократ, великий мудрец, который стоит у истоков нашей западноевропейской философии, говорил: «Я благодарю Бога за три вещи: за то, что я мужчина, а не женщина; свободный, а не раб; эллин, а не варвар». Для каждого дохристианского народа был характерен этот расизм; все, по большому счету, были фашистами и шовинистами. Для иудеев общение с самарянами, людьми другой крови и какой-то странной синкретической, смешанной религии, было позором – они просто не разговаривали с ними. Тем более прикасаться, пить из одного сосуда! Вспомните толстовских казаков-старообрядцев (беспоповцев): чтобы напоить кружкой воды, например, русского офицера, они держали в доме специальную посуду, потому что нельзя было пить из одной посуды воду, принимать пищу, даже водку пить из тех же рюмок, из которых пили нечестивые русские никониане. Если такая посуда использовалась, это считалось осквернением, поэтому ее тут же выбрасывали.

Так вот, Христос совершает революцию на глазах у людей, которые были свидетелями этой беседы. Иоанн Богослов восхищается этим, он передает эту историю с восторгом и изумлением. Христос беседует не просто с самарянкой (с кем иудею беседовать нельзя), Он беседует еще и с женщиной, а это уж совсем никуда не годится! Как это Учитель разговаривает с женщиной? Женщина не способна и не должна учиться, она не может постигать богословские истины! Она едва ли способна даже к дружбе, этой высочайшей добродетели (так считали в то время, в том числе древнегреческие философы). Но и этого мало! Из разговора мы узнаем, что женщина, с которой говорит Христос, не просто самарянка, не просто женщина, а еще и нечестивая женщина. Даже по нашим меркам она хватила через край. Христос говорит ей: «Пойди, приведи своего мужа». Она ему отвечает: «Нет у меня мужа». И Господь говорит: «Правильно ты сказала, потому что ты имела пять мужей и тот, который теперь с тобой, не муж тебе». Даже для нашего времени шесть замужеств – это уж слишком, а для того времени это было признаком какого-то дикого нечестия: таких людей сторонились даже ближайшие родственники. И кстати, это объясняет, почему эта женщина пришла к колодцу в самое пекло, когда никто за водой не идет: она была одинокой; скорее всего, ее презирали и подруги, и близкие, и сограждане. А вот Христос не презирал! Именно этой женщине, недостойной вкупе, Господь открывает истину о Себе. Он говорит о том, что Бог есть Дух, а это откровение чрезвычайно высокое. Он говорит о том, что Христос, Мессия, Который должен прийти и спасти этот мир, есть Он – Тот, Который сидит рядом с нею у колодца, беседует с ней!

Кроме того, обратите внимание на момент, который меня просто восхищает в этой истории. С чего начинается разговор? Христос – Бог, Творец этого мира – просит женщину – блудницу, самарянку, то есть наполовину язычницу – дать Ему воды попить. Просит! Он не обращается к ней: «Эй, грешница, иди сюда!» Или: «Женщина, подойди поближе!» Или: «Эй, ты, самарянка-еретица, слушай, что Я тебе скажу!» Нет! Вся беседа пронизана какой-то благоговейной нежностью по отношению к собеседнице. Христос ведь не всем открывался так ясно, так отчетливо, как в беседе с этой женщиной. Он ее ни разу не укорил, не проклял, не позволил Себе порицание ее образа жизни, ничего этого нет! Он начинает разговор с просьбы.

Разве это не урок для нас, христиан? Так мы должны разговаривать с людьми: к каждому относиться с благоговейной нежностью, как Христос в беседе с самарянкой. Это для нас урок. Среди всех истин, которые содержатся в этой удивительной беседе, над которыми можно долго размышлять, предаваться настоящим богословским медитациям, это самый простой урок, который по силам понести каждому из нас.

Расшифровка:
Наталья Коваль

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс