Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Как отмечают издатели, в серии «Духовная проза» печатаются лучшие художественные произведения авторов, чье творчество неразрывно связано с православным мироощущением. Это романы, повести и рассказы о судьбах верующих людей, об испытаниях веры, надежды и любви. Среди уже вышедших книг серии – «священническая» проза Николая Агафонова, Михаила Шполянского и Александра Дьяченко. Эти истории – смешные и грустные, трогательные и пронзительные – основаны на реальных событиях или навеяны встречами с удивительными людьми.
Автор книги «Схолии» – священник Александр Дьяченко, настоятель храма в честь Тихвинской Иконы Божией Матери в с. Иваново Владимирской области. Родился в 1960 году в Москве, в семье военного. Окончил Православный Свято-Тихоновский институт. Бакалавр теологии. Публикуется во всероссийском еженедельнике «Моя семья». Автор нескольких книг.
«Схолии» – необычная книга. В ней собраны рассказы батюшки о своих прихожанах, друзьях, о себе и своих близких. И эти рассказы становятся своего рода развернутым комментарием к другой линии повествования – дневнику Надежды Ивановны, простой верующей женщины с очень непростой судьбой. Линии сплетаются в единое целое, обнаруживая удивительные связи, существующие между людьми, казалось бы, абсолютно чужими, даже жившими в разное время, – но «в память вечную будет праведник».
«Затрудняюсь, – пишет отец Александр, – точно определить жанр этой книги, пусть будет повесть, написанная по следам реальных событий».
Одна из центральных в повести – личность Андрея Кузьмича Логинова, жителя села Старая Рачейка Сызранского района Самарской области. Малограмотный крестьянин, он стал одним из тех, кого сегодня мы называем подвижниками веры и благочестия XX века. Если задаться целью и покопаться в интернете, можно найти некоторые сведения об Андрее Кузьмиче (правда, их совсем немного, и по ним нельзя судить о том, как он подвизался, как молился, почему взял на себя подвиг отшельнической жизни. Совсем непонятно, как обошли его стороной страшные гонения в нашей стране на христианскую веру. На эти вопросы и отвечают дневники Веры Ивановны Шалугиной (в тексте повести – Надежды Ивановны), внучки старца Андрея Кузьмича).
Как отмечает священник, «читая историю этой семьи, растворяешься в событиях того времени. Написаны они в конце 1990-х годов с единственной целью – сохранить память. Передать внукам то, о чем они никогда из других источников не узнают. Пережив потерю самых близких и дорогих ей людей, Вера Ивановна сама оказалась на грани жизни и смерти. Ее состояние было таково, что никто не надеялся на благополучный исход. В те дни она и начала писать свои воспоминания о том, чего нельзя забывать. Может, благодаря дневнику она и выжила. Во многом это очень личные записки, потому в книгу я позволил себе включить только ту их часть, которую можно читать любому стороннему человеку.
Вошли в книгу и наставления дедушки Андрея Кузьмича, адресованные, в первую очередь, его детям и внукам. В них раскрывается личность подвижника, укорененность его духовного мировоззрения на Священном Писании и наследии святых отцов. Читая их, я невольно представлял себе то время. Храмы в округе разрушены или приспособлены под клубы, бани, школы. Подавляющее число священников репрессировано, даже говорить о вере небезопасно. За найденное при обыске Евангелие можно было угодить в концлагерь. Но боголюбцы остались и нуждались в духовном окормлении. Многие из узнавших о старце Андрее Кузьмиче шли к нему за советом и молитвенной поддержкой».
Еще одна характерная сторона дневников Веры Ивановны, по словам автора, – то, что старец Андрей, его семья и люди, у него окормлявшиеся, никогда не считали себя врагами существующей власти. Все происходящее с ними они принимали как данность, как Божие попущение, смирялись и продолжали спасаться. Нам известно о подвигах мучеников и исповедников нового времени. Но почти не знаем мы о жизни простых верующих людей, тех, кто жил в годы гонений. Просто жил, работал, учился, создавал семьи. И в то же время сохранял свою веру – молился, участвовал в таинствах, растил в вере детей. Они не совершали, подобно мученикам и исповедникам, открытых, явных подвигов веры, но, когда наступило их время, пришли на руины и стали первыми строителями восстанавливаемых храмов. Стали теми, кто объяснил нам, людям от веры далеким, что эти стены с выбитыми окнами и остатками фресок на осыпающейся штукатурке станут местом, где мы начнем обретать самих себя.
Как отмечает автор, «почти все события, описанные в книге, реальны».
В предисловии книги он пишет: «В юности мне казалось, что жизнь, которую я проживу, еще не началась, что она наступит когда-то завтра, где-то там, в неведомых мне замечательных далеких мирах. Я не понимал, что уже живу и что моя жизнь творится здесь, в окружении людей, хорошо мне знакомых. Со временем я научился смотреть вокруг себя и замечать тех, кто живет рядом. Эта книга о тех, кого я полюбил и продолжаю любить, даже если их уже и нет с нами. В ней нет ни одного проигравшего, несмотря на кажущийся поначалу трагизм ситуации, здесь все – только победители. В первую очередь, преодолевшие самих себя».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.