Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Дела милосердия – самое явное доказательство нашей любви к Богу, которая не должна выражаться в одних лишь словах. В размышлениях святых отцов тема милосердия звучит постоянно. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, именует добродетель милосердия царицей добродетелей, а его собственная жизнь дает нам подлинный идеал деятельной христианской любви.
Размышления святителя об этой важнейшей стороне духовной жизни человека собраны в книге, которая вышла в свет в издательстве «Благовест» в серии «Святые отцы о милосердии».
Книга представляет собой сборник изречений святителя Иоанна Златоуста о милосердии, взятых из его многочисленных творений. Автор-составитель Л. Исправникова отмечает: само понятие «милосердие» в творениях святителя многогранно. Подчеркивая, что Бог есть Источник и пример милосердия для человека, святитель обстоятельно разъясняет, каким образом конкретный человек может исполнять заповедь Божию: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд» (Лк. 6, 26).
По учению святых отцов, добродетель милосердия занимает совершенно особое место среди всех христианских добродетелей. Читая Священное Писание, мы слышим слова Господа: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). И в Евангельской притче о Страшном Суде ясно сказано, какие дела необходимы, чтобы мы были приняты в Царство Небесное: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить больного и заключенного, принять странника (см.: Мф. 25, 35 – 36). Господь наш Иисус Христос обращается к нам со словами: «Давайте, и дастся вам; мерою доброю утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6, 38). У апостола Павла читаем: «Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9, 6). Псалмопевец Давид воспевает милосердных: «Блажен, кто помышляет о бедном и нищем. В день бедствия избавит его Господь» (Пс. 40, 2).
Стремясь приблизить Библию к жизни своей паствы, показать нравственный смысл Писания, святитель Иоанн обращался в своих проповедях и сочинениях к самым разным богословским темам. Но добродетели милосердия в его размышлениях всегда посвящено особое место – его учение о милосердии можно назвать поистине всеобъемлющим. Беседы святителя всегда жизненны, он обращается к конкретным людям и, прежде всего, учит любви. В беседе на Первое Послание к Коринфянам свт. Иоанн пишет: «Подлинно никакой подвиг не может быть великим, если он не приносит пользы другим. Это видно из примера того, который принес талант целым и был наказан за то, что не умножил его. Так и ты, брат, будешь ли оставаться без пищи, спать на земле, есть пепел и постоянно плакать, но и не оказываешь никакой пользы другим, то не делаешь ничего важного».
Святитель Иоанн Златоуст многократно напоминает о превосходстве милосердия над многими другими добродетелями: она выше девства и поста, а молитва должна сопровождаться делами милосердия, чтобы иметь свое действие. Милосердие больше дара чудотворений. Чтобы пояснить, насколько важно милосердие, свт. Иоанн даже сопоставляет служение милосердия со священническим служением – самым святым.
Святой описывает добродетель милосердия в самых возвышенных и поэтичных образах: «Она постоянно смотрит вверх и окружается великою славою Божией; она есть дева с золотыми крыльями, разукрашенная и имеющая лицо белое и кроткое; она легка и быстролетна и предстоит престолу Царскому. Когда мы подвергаемся суду, она внезапно прилетает, является и избавляет нас от наказания, осеняя своими крыльями. Богу она угодна более жертвы, о ней Он часто беседует: так она любезна Ему!». Святитель подчеркивает, что в делах милосердия мы – соработники Богу, а Сам Господь участвует в наших делах милосердия, помогая нам, – ведь все принадлежит Ему, а от Него дается в дар. Собственным может быть у человека только доброе дело.
Милостыню следует понимать очень широко – кроме вещественного подаяния, существует и личное служение страждущим, духовная милостыня: советом, утешением, сочувствием. Руководство ближнего ко спасению – высшее проявление милосердия, через него человек больше всего уподобляется Богу... Здесь важны единодушие, чувство христианской общности, ответственности и взаимного попечения, сердечной заботы. Наибольшую духовную пользу приносит именно «духовная» милостыня. Поэтому христианская жизнь без милосердия и милостыни невозможна. Только путь милосердия ведет к совершенной добродетели – любви.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.