Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Многие современные христиане считают чтение Ветхого Завета необязательным занятием, на которое не стоит тратить свое драгоценное время. При этом они забывают слова Господа нашего Иисуса Христа: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5, 39). Это наставление Спасителя относится не только к новозаветным книгам Священного Писания, но и к ветхозаветным. Ведь все Писание богодухновенно и свидетельствует о Боге.
Многие святые отцы потрудились над толкованием священных Книг, в их числе – великий проповедник и экзегет IV века святитель Иоанн Златоуст.
По словам протоиерея Георгия Флоровского, «как проповедник и как учитель, святитель Иоанн Златоуст был прежде всего экзегетом. И с какой-то резкостью указывал всегда на Писание как на основной, достаточный и обязательный источник и вероучения, и нравственного назидания. «Кто согласен с Писаниями, тот христианин, – говорил он, – а кто с ними не согласен, тот далек от истины...». Всех и каждого Златоуст постоянно и настойчиво призывает к прилежному чтению Библии. «Не ожидай другого учителя, – наставляет святой отец, – Есть у тебя Слово Божие – никто не научит тебя, как оно...». Наверное, не раз святитель говорил, как много внимания люди уделяют светскими ремеслами, заботе о своем доме, хозяйстве. Но на вопрос: «Кто-нибудь из вас, здесь присутствующих, может прочитать один псалом или какое-либо место из Священного Писания?» с сожалением отмечал: «Конечно, никто»... «И не только это худо, – продолжает святитель, – а то, что, не радея о духовном, на дела сатанинские вы быстрее огня… И чем оправдываются, если станешь их обвинять? Я, говорят, не монах, но имею жену и детей, хлопочу о доме. От того-то и выходит весь вред, что чтение Священного Писания считаете приличным для одних только монахов, тогда как сами гораздо больше имеете в этом нужды. Кто живет в мире и каждый день получает новые язвы, для того особенно нужно врачевство, поэтому чтение Писания считать излишним гораздо хуже, чем не читать его».
Внимая этим словам святителя, мы и предлагаем вашему вниманию его толкования, которые станут огромным подспорьем в изучении Священного Писания.
В первой части книги читатели найдут краткий обзор всех ветхозаветных Книг, чрезвычайно полезный для первого ознакомления с библейским текстом. В предисловии святитель Иоанн пишет: «Цель обоих Заветов одна: исправление людей. И удивительно ли, что такова цель Писания, когда и сама природа существует для пользы человека? Для него Бог создал и великое небо, и пространную землю, и безмерное море, чтобы люди, видя величие сотворенного и удивляясь Создателю, доходили до богопознания. Все это для человека». Святитель отмечает, что в Ветхом Завете есть Книги исторические, каковы следующие восемь: Книга Бытие, повествующая о сотворении мира и о жизни угодивших Богу; Исход, повествующий о чудесном освобождении иудеев из Египта; Левит – о жертвах и священнослужении. Потом идет Книга Чисел, «потому что Бог повелел сосчитать народ иудейский, и было насчитано шестьсот тысяч, происшедших от одного человека – Авраама». Далее следует Второзаконие, потому что Моисей вторично объяснил им Закон. Далее – Книга Иисуса Навина, он после Моисея был вождем иудеев, ввел их в Землю Обетованную и разделил ее по жребиям между двенадцатью коленами. После – Книга Судей, потому что, по смерти Иисуса, управление иудеями перешло к знатнейшим людям и господствовали разные колена. Затем Руфь, краткая Книга, история иноплеменницы, бывшей замужем за иудеем. Далее – четыре Книги Царств, в которых повествуется о событиях при Сауле, Давиде, Соломоне, Илии и Елисее, до плена вавилонского. За Книгами Царств – Книги Ездры.
Кроме исторических Книг, есть «в Ветхом Завете Книги нравоучительные, как то: Притчи, Премудрость Сирахова, Екклезиаст и Песнь Песней». Есть и «пророческие, как то: шестнадцать пророков, Руфь и Давид». И все эти книги вкратце изъясняет нам святой наставник.
Во вторую часть вошли беседы святителя Иоанна на Книгу пророка Исаии, которые принадлежат к лучшим его творениям. Как всегда, у великого педагога и моралиста библейский текст становится поводом для этического научения – урок христианской нравственности извлекается из каждой темы Книги Исаии.
Святитель отмечает: «Превосходство пророка Исаии весьма ясно можно видеть и из самой Книги его, но в совершенстве показывает это апостол Павел, который знал лучше всех добродетели его и говорил Св. Духом. Объясняя смелую речь пророка, нераболепный образ мыслей, высокий ум и большую ясность пророчества о Христе, он выразил все это одним словом: «а Исаия смело говорит: «Меня нашли не искавшие Меня, Я открылся не вопрошавшим о Мне» (Римл. 10, 20). Велика также и сострадательность этого пророка. Он не только восставал против народного безумия и с великой смелостью, свободной речью и высокими мыслями возвещал евреям угрожавшие им скорбные обстоятельства, но и сам среди этих обстоятельств скорбел и сокрушался не меньше подвергшихся им и плакал горче угнетенных ими»...
О Священном Писании святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не будем, возлюбленные, пренебрегать своим спасением – все это написано для нас в научение наше».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.