Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Макарий, в начале передачи хочу спросить Вас: как Вы встретили Пасху?
– В этом году праздник Пасхи для меня уникальный – первый раз за свою священническую жизнь я не совершал Пасхальное богослужение, а по просьбе нашего Священноначалия сидел в телевизионной студии и участвовал в комментировании англоязычной передачи из Храма Христа Спасителя. Этот материал передавался для слушателей, говорящих по-английски. Весьма своеобразная встреча, но, наверное, это тоже нужное служение.
Точно так же, как это происходит на русскоязычных каналах, надо нести Пасхальную весть на разных языках всем людям земли. Это дело православной проповеди.
Интересно происхождение слова «пасха». Ведь Пасха – изначально еврейский праздник?
– Изначально пасха – это праздник исхода еврейского народа из египетского плена, и это подробно описано в библейской Книге Исход.
Слово «пейсах» означает «обход», присутствует в Священном Писании Ветхого Завета и вошло в текст Нового Завета, поскольку в эти дни Спаситель был арестован, распят и Воскрес. Из текста Нового Завета это слово вошло в греческий язык, затем в наш, славянский, и так и осталось. Некоторые греческие слова переходят в славянский без перевода, другие модифицируются на родной язык. Слова «пасха» в языках германского происхождения нет. Бывает, что лучше было бы не переводить какие-то слова, но оставить в их греческом произношении, например, как «логос». Во время Пасхального богослужения читается Евангельское повествование от Иоанна: «В начале было Слово» – приходится пояснять, что это за особенное «Слово», что в греческом языке это «Логос», и каково значение этого понятия в греческой философии.
Вопрос: «Можно ли читать утренние и вечерние молитвы не вслух, а про себя, чтобы не мешать своим родным?».
– Здесь настораживает слово «можно». Молитесь вы, это ваша молитва. Не вы для молитвы, но молитва для вас, поэтому ответ крайне прост: как лучше вашей душе.
Более или менее общепринято, что молитва произнесенная более доходчива для человека – только не надо думать, что для Бога. Человеку желательнее молитва с произнесением вслух, но могут быть разные обстоятельства. Надо взвесить и принять свое решение. Разрешения спрашивать не надо, это может быть опасно: когда люди начинают спрашивать разрешения, они становятся лишь исполнителями предписанного.
Вопрос телезрителя из Нижнего Новгорода: «Как правильно скрещивать руки, когда подходишь к Причастию?».
– Это вопрос обычая: обычно сначала кладут левую руку, а поверх нее правую. Никакого догмата здесь искать не надо. Надо понять, с какой целью мы скрещиваем руки. Люди начинают искать в этом какие-то символы, а дело в том, что это для того, чтобы был порядок: не размахивать руками, не зацепить случайно Чашу, не мешать друг другу, священнику и диаконам. Надо это почувствовать, проникнуться серьезностью момента.
Многие миряне до конца не понимают, в каком духовно напряженном состоянии находится духовенство в момент причащения, ведь всякое бывает, все надо предусмотреть и быть крайне внимательным.
Когда начинается причастие духовенства в алтаре, мы просим причащающихся мирян выстраиваться на середине храма по направлению к амвону со скрещенными руками, и тогда, по предварительной оценке их числа, мы можем решить, как будет раздробляться Агнец для святого Причащения. Это вещи важные, и люди должны их понимать и чувствовать.
Вопрос: «Мой брат отказывается ходить в Церковь, потому что, на его взгляд, священнослужитель должен соответствовать тому образу, который дал Христос: не иметь двух одежд, не брать в дорогу ни сумы, ни хлеба. Но у наших нынешних священнослужителей рясы расшиты золотом, прихожане целуют им руки после благословения, они ездят на дорогих машинах. Может быть, служение Богу мы превратили в работу?».
– «И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах. Сии поедающие дома вдов и напоказ долго молящиеся примут тягчайшее осуждение» (Мк. 12, 38). О ком говорил Христос?
Совершенно ясно, что это Евангельское обличение фарисеев и религиозной верхушки того времени, к сожалению, вырванное из контекста, – это не догмат о Церкви, который формулирует Спаситель, но конкретный разговор с окружающими Его людьми.
Другая сторона, что ваш брат вольно или невольно попал под влияние церковных антипроповедников или, грубее, проходимцев. Вырываемые из контекста фразы совершенно путают его. «Не берите двух одежд» – это один конкретный эпизод, когда Христос посылает Своих учеников на проповедь среди тогдашних иудеев. Почитайте послания апостола Павла к Титу, Тимофею – как он в совершенно иных терминах описывает служение священника.
Не старайтесь спорить с вашим братом, таким молодым людям надо идти навстречу (как это бывает в некоторых видах японской борьбы, когда стараются потреблять энергию противника) – эту пытливость, юношескую ершистость направить к исследованию вопроса, направить его на встречу со священником. Брат встретит живого представителя духовенства, и пелена потихоньку начнет сходить с его глаз, но это не означает, что «прозрение» произойдет мгновенно. Постепенно происходит освобождение души и сознания от предрассудков и, будем говорить прямо, от антицерковной пропаганды.
По поводу дорогих машин. Как сказал мне один автомеханик: «Ты, батюшка, этот «чермет» еще и чинить собираешься?». А что мне делать?
Вопрос: «Верно ли, что спасутся только православные христиане? Что люди других вер и люди, духовно непросвещенные, жившие и умершие при советской власти, в том числе невинно убиенные, будут преданы геенне? О ком молился Патриарх в Бутове и Крымске – только о православных или обо всех погибших?».
– Вопрос почти риторический, почти не требующий ответа. Каждому здравомыслящему человеку ясно, что выносить решение за Господа Бога – прямое безумие. К сожалению, вырывая из контекста некоторые высказывания авторитетов прошлых веков, какие-то наши современники по каким-то странным соображениям начинают говорить такие вещи: эти спасутся, а эти не спасутся. Не надо быть большим богословом или мыслителем, чтобы четко уяснить для себя: это в руках Божиих, а не наших. В наших руках – быть христианами, православными, любить страну, людей, мир. И в этом мире у людей разные судьбы и разные пути.
Совершенно ясно, что наш российский народ, прошедший через мясорубку тяжелейших испытаний, будучи разделен самыми разными скорбями и даже расколами, все равно остается нашим народом, и мы должны отдавать нашу сознательную любовь всему нашему народу, всей нашей стране.
Вопрос телезрительницы из Рязани: «Объясните, пожалуйста, такие слова в каноне ангелу-хранителю: «Христов храм сущее сердце мое, свиней умных житие страстьми соверших», что значат слова «свиней умных»?».
– Слово «умный» – не очень удачное. Вообще, таких слов довольно много, называются они «паронимы», когда одно и то же слово имеет разные значения в разных языках. Что такое «умный» в русском языке, нам понятно, в славянской речи этим термином часто обозначается «нематериальный, невидимый, духовный».
«Умные свиньи» – это невидимые бесовские силы. Иногда бывает и наоборот, это слово приложимо и к добрым, благотворным силам. Могу вам порекомендовать одно: если вы при молитве «спотыкаетесь» об это слово, возьмите мягкий карандаш, аккуратно зачеркните слово «умные», надпишите сверху слово «невидимые» или «бесовские» и произносите его.
Вопрос: «Как, с христианской точки зрения, следует относиться к стремлению в совершенстве изучать иностранные языки по «беспереводной» методике? Многие отдают своих детей в ясли при языковых центрах, где они говорят только на иностранном языке. В школе ввели обязательный ЕГЭ по английскому языку, всюду международные языковые центры тестирования учителей и учащихся, все это относится к показателям качества обучения. Все ли здесь относится к методикам преподавания или есть другая, религиозная подоплека?».
– Не вижу никакой религиозной подоплеки. Массовое изучение иностранных языков в нашей средней общеобразовательной школе и в вузах до последнего дня просто никуда не годилось. Люди изучают годами иностранные языки и в результате ничего не могут. Чтобы улучшить качество преподавания иностранных языков, требуются разные методики, пособия, требуется конкуренция преподавателей и методик. Как говорит апостол Павел: разногласия между вами должны быть, дабы выявились искусные. Это одна сторона.
Другая сторона: знание иностранных языков – безусловная ценность, это ясно из истории мира, Церкви, России, прежних поколений. Цитируют Гете, который писал, что человек, который знает только один язык, не знает ни одного, – настолько стимулирует процесс мышления знание иностранных языков.
Что касается религиозного аспекта. Человеку, который привык к культуре иностранных языков, будет гораздо легче заглянуть в такие древние языки, как греческий, латынь и иврит, когда речь зайдет об исследовании Писания (у апостола Павла есть высказывание: исследуйте Писание). Наивно полагать, что его можно исследовать по Синодальному переводу на русский язык. Чтобы исследовать, надо хоть как-то представлять, что такое оригинальные языки Священного Писания. Способность хотя бы найти по словарю древнегреческое или древнееврейское слово, понять, что оно значило, как употреблялось в оригинале – это очень важное качество для каждого грамотного, образованного человека.
Сегодня мы все должны быть образованными. 150 лет тому назад мы не могли быть все образованными, большинство было крестьянами. Но сейчас, когда большинство из нас имеет высшее или среднее специальное образование, нам много дано, значит, с нас много спросится. Поэтому, дорогие друзья, изучайте иностранные языки.
Вопрос: «Как объяснить свекрови, что нельзя сутками смотреть телевизор, что рядом с ней сидит десятилетний ребенок, который сутками смотрит всю эту чушь? У нас двухкомнатная квартира, и невозможно держать ребенка на привязи. Муж не хочет слышать мои замечания, считает, что я просто накаляю обстановку. У меня просто нет сил терпеть».
– Этот вопрос гораздо труднее, чем предыдущий, распространенный и болезненный. Это ахиллесова пята нашей семьи – скученность и вынужденность контактов со старшим поколением, которое может не разделять наших взглядов.
Дорогая телезрительница, я бы посоветовал вам начать с того, чтобы установить единомыслие с мужем. Если вы не будете с ним едины мыслями, едины устами, у вас все равно ничего не получится. Ваши слова к свекрови будут бессмысленны. Если вы найдете единство с мужем, тогда уже вдвоем сможете придумать какое-то техническое решение. К примеру, купить свекрови какой-нибудь планшетный телевизор, наушники к нему. Радикальнее же – отделиться от нее и жить отдельно, но это кто как может. По тому, что вы рассказали о свекрови, она не обладает должными воспитательскими качествами. Но центр вашего внимания – это ваше единство с мужем, ваше супружеское единение.
Вопрос телезрительницы из Пензенской области: «Можно ли на Светлой Седмице причащаться без говения?».
– Вообще-то, не можно, а нужно. Каждый раз, когда служится Божественная литургия, священник выходит со Святыми Дарами и, обращаясь к вам, произносит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Как готовиться к Причастию, вам подскажет ваш приходской священник. Подойдите к нему с вопросом, и он даст вам личное пастырское наставление. Этот вопрос надо решать индивидуально.
Вопрос: «Как научиться радоваться? Как исправить свое каменное, недоброе сердце?».
– Эти вопросы – одни из самых таинственных. С одной стороны, одни из самых важных для человека, с другой, абсолютно таинственные. Ведь мы не знаем этого человека – что у него за жизнь, какие обстоятельства.
Мы сразу, конечно, вспоминаем общие рецепты: молитву, церковную жизнь – какие-то общие рецепты, которые должны привести к индивидуальному катарсису, очищению и просветлению человеческой души. Участвуйте в церковной жизни – богослужениях, таинстве Покаяния, усиливайте свою домашнюю молитву, заботьтесь о своих близких, делайте им добро, иными словами, трудитесь и трудитесь. Святые отцы говорят: имеешь мало любви – делай дело любви, и любовь придет. Любовь – не только наши отношения с ближними, но и наша любовь к Богу, наше соединение с Ним, исправление нашего сердца в направлении Христа.
Вопрос телезрительницы из Калуги: «Меня восхищают лужицы, когда в них отражается небо, скажите, пожалуйста, так ли и наша жизнь отражается в Небесах?».
– Кому-то вопрос может показаться наивным, но из таких вопросов и складывается христианское мировоззрение. Возьмите Первое Послание апостола Павла к Римлянам и перечитайте первую главу о том, как люди, далекие от христианства, в каждом добром проявлении Божественной заботы о нас, в природе и красоте этого мира видят отблеск Творца.
Это серьезная тема, и она присутствует в искусстве. Благодарите Бога каждый раз, когда вы в том или ином окружающем вас явлении сумеете увидеть Божественный замысел красоту, добро, и передавайте это ближним. Не скрывайте это в себе, вспоминайте притчу о талантах, разделяйте этот талант с вашими ближними, пусть и они получают радость.
Вопрос: «Как правильно читать утреннее и вечернее правило? Как чувствуешь или беспрестанно?».
– Вопрос опять-таки индивидуальный. Существует церковный Устав, по которому совершается богослужение, там можно посмотреть, как правильно совершать ту или иную службу, найти ответ. На личную молитву Устава нет. Личная молитва очень важная; часто совершается такая ошибка, когда требования Устава переносятся на личную молитвенную жизнь.
Где же получить совет? Думаю, что лучше всего задать эти вопросы на Исповеди священнику, который вас знает. Он выяснит все особенности вашей молитвенной и духовной жизни и даст индивидуальный совет. Не ищите общих рецептов, они могут быть лично для вас совершенно не подходящими.
Вопрос телезрителя из Волгоградской области: «В акафисте Иисусу Сладчайшему, в четвертом икосе есть строчки – «Иисусе, вышних Создателю, Иисусе, нижних Искупителю, Иисусе, преисподней Потребителю». Поясните, пожалуйста, что это означает».
– Сначала надо сказать, что слово «акафист» – очень емкое. Самый первый акафист – Пресвятой Богородице, созданный около VI–VII века, замечательный памятник древнехристианской поэзии. Затем по его примеру стали сочиняться другие акафисты, гораздо менее ценные и предпочтительные для молитвенной жизни. В нашу церковную жизнь входит лишь один акафист Пресвятой Богородице, который мы читаем или поем в Субботу Акафиста. Все остальные – своего рода литургическая самодеятельность.
«Иисусе, вышних Создателю» означает, что весь мир, в том числе и высший, ангельский, создан Самим Богом. «Нижних Искупителю», «нижние» – это мы, люди, и нас Господь искупает. «Преисподней Потребителю» – подразумеваются бесовские силы, которые будут уничтожены, их власть исчезнет за счет Божией воли в конце веков.
Вопрос: «Три месяца назад нам с мужем встретился человек, который направил нас на путь истинный. Сначала у мужа было рвение изучать святых отцов, но потихоньку он начал отступать. Пост выдержал почти весь, но неделю назад начал роптать, перестал молиться, в храм ходит с трудом, в связи с чем возникает очень тяжелое настроение».
– Ситуация характерная, так бывает. Три месяца – слишком короткий срок. Можно привести простую аналогию: спортсмен берет старт на длинную дистанцию, каковой является наша человеческая жизнь, и сразу рвется изо всех сил... Ведь он не пробежит марафонскую дистанцию, быстро выдохнется. Такая бывает ситуация со многими верующими. Не надо рваться, здравая мера необходима во всем. Ничто не должно быть без меры – важный христианский принцип.
Вам, как жене, надо резко переменить климат супружеской жизни: вместо обличений и подстегивания кнутом надо обратиться к нему с пониманием, состраданием, сочувствием. Чтобы он увидел, что жена-христианка – самая лучшая жена. Что христианская семейная жизнь – самая лучшая семейная жизнь, а христианский образ жизни и мысли – самый правильный, самый благотворный и самый прекрасный. Это не так легко сделать, но разумная жена всегда может направить супружескую жизнь так, чтобы в ней были радость, счастье, веселье, добро, взаимопонимание, а не взаимные упреки, требования, придирки, на что, к сожалению, наши православные женщины оказываются падки, и часто это бывает в буквальном смысле реванш сатаны.
Большое спасибо за беседу, отец Макарий. Благословите наших телезрителей.
– Спасибо всем. Господь всех благословит. Христос Воскресе!
Расшифровка:
Юлия Подзолова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.