Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (866) → Иеромонах Аркадий (Логинов): О праздновании Пасхальной (Светлой) седмицы

Иеромонах Аркадий (Логинов): О праздновании Пасхальной (Светлой) седмицы

№17 (866) / 1 мая ‘16

Беседы с батюшкой

Давайте поговорим о празднике Светлого Христова Воскресения, который мы и встретили не так давно...

– Не просто встретили, а продолжаем, потому что дни Светлой Седмицы – это продолжение Пасхального торжества, и все семь дней празднуются как день один, Пасха. По словам святителя Григория Богослова Пасху величаем Праздником из праздников и Торжеством из торжеств.

Что для современного человека это событие – Воскресение Христово?

– Это событие в истории человечества является переломным, как и жизнь Иисуса Христа от воплощения до смерти и Воскресения. Случившись тогда, оно ничуть не утратило свое значение до сего дня и во все последующие поколения. По словам апостола Павла, «Если Воскресения Христова не было, то тщетна вера наша и упование наше». То есть, если это событие вычеркнуть из истории человечества, то утрачивается сам смысл бытия – тогда в жизни человека все ограничивается его смертью. Умер – и все, и больше ничего. Именно в этом и заключается значение этого события Воскресения Христова, что по словам апостола Павла, «Христос есть первенец из мертвых, начаток от усопших». Смерть перестала быть.

Сразу мне могут возразить: ведь человек умирает. Но смерть перестала быть абсолютной. Раньше человек умирал, и все. Да, мы знаем, что человечество жило верой, надеждой, Бог дал эту надежду на пришествие Мессии и спасение. Но все человечество до пришествия Мессии жило лишь ожиданием этого, теперь же мы живем уверенностью, что смерть побеждена Христом, что ад разрушен. Как пишет свт. Иоанн Златоуст, хоть мы и умираем по закону человеческого естества, но это не есть смерть в ее абсолютном выражении, то есть переход в небытие, это лишь временное разлучение души и тела, которое имеет быть преодолено в воскресении всеобщем во Втором славном Пришествии Христовом, и потому это уже не смерть, но лишь успение, то есть образ сна. Мы засыпаем, чтобы потом быть пробужденными. Вот в этом и заключается смысл события Воскресения, потому что на Воскресении зиждется вся наша вера. И смысл содержания апостольской проповеди исключительно сводился к этой теме.

Христос пришел в мир и пострадал для того, чтобы, Воскреснув, воскресить и нас и соединить нас с Богом. Ибо по воскресении, когда души умерших вновь соединятся с телом… Что означает воскрешение? Воссоединение, восстание, слово «воскреснуть» означает «восстать». Воссоединение природы человека, духовной и телесной природы, мы говорим «души усопших»: не просто человека усопшего поминаем мы, а душу усопшего раба Божия, потому что это не человек в полном смысле этого слова. Так вот, по воскресении из мертвых мы уже будем иметь новую жизнь во Христе и со Христом.

Жизнь в обожении, об этом говорит апостол Петр, и наша земная жизнь этим осмысляется, она приобретает смысл, приобретает смысл нравственного совершенствования, преодоления того, что есть проявление в нас смерти, то есть преодоление греха, греховных наклонностей. Ибо это есть уготование нас к вечности, состояние нового бытия.

Современный человек проникается духом времени. И раньше были и сейчас есть попытки изучения жизни Иисуса Христа именно в таком контексте и ключе, что Воскресения не было, – как с этим быть?

– Еще прежде Своих страданий, в Своей последней прощальной беседе с учениками, которую приводит в своем Евангелии апостол Иоанн Богослов Христос прямо сказал: «В мир Я пришел, и мир не принял Меня, и вас не примет». Мир, лежащий во зле, всегда будет противиться Христу, и число спасаемых всегда будет малым стадом – Христос говорит: «малое стадо Мое». Потому что для человека проще отказаться от самого факта Пришествия в мир Христа, чем, приняв Его, трудиться, совершенствоваться, изменяться, преодолевать какие-то наклонности, свойственные падшей природе человека.

Состояние греховности и состояние греховной природы человека по грехопадении святые отцы часто сравнивали с болезнью. Ведь есть больные, которые борются за жизнь, стараются выполнять предписания врача, верят, стараются делать все, чтобы преодолеть болезнь. А есть люди безвольные, которые считают: «все умрем, так чего же стараться?». Получается, а зачем тогда что-либо менять в себе? Зачем делаться лучше, если все равно все это обратится в прах? Поэтому некая граница полагается, что мир будет отрицать Христа и прилагать усилия, чтобы противостоять Ему и всегда будет противиться слову проповеди о покаянии во имя Воплотившегося, распятого и Воскресшего Христа. А раз уж Сам Христос сказал, что будут вас за имя Мое гнать, вас не будут принимать, нам не на что здесь рассчитывать, не на что надеяться.

Но Церковь Христова никогда не ставила себе задачи спасти всех, Церковь Христова проповедует Христа Воскресшего всем, тех, кто откликается, тех и принимает, тем и содействует во спасении. И мы никогда не спасем всех, ибо спасение человека, можно так сказать в каком-то смысле, дело рук самого человека. Оно выражается в чем? В том, что он услышать должен: «могущий слышать да слышит», – говорит Христос.

Есть люди, которые слышат, есть люди, которые не слышат, и во времена Христовы, тогда, когда Он совершал столь великие чудеса. Вот кто когда еще в истории человечества воскрешал мертвецов или пятью хлебами способен был накормить пять тысяч? Эти чудеса удивляли людей, после насыщения хлебами толпа людей разыскивала Христа. Он говорил «вы ищете Меня, потому что Я накормил вас, но вы должны знать, что тот хлеб, которым Я накормил вас, – это манна чудесная пища с неба падавшая, которую ели ваши отцы, и они ели и умерли, но тот не умрет, кто будет вкушать Мою плоть, которую Я дам, Я есть хлеб, сошедший с небес». И что мы видим после этих слов Христа? Даже многие из учеников покинули Его. Так будет всегда, и всегда на слова Церкви о Христе будут раздаваться те же самые возгласы: «ату их! Распни! Распни Его!».

Воскресением Христовым наши дела земные не отменяются?

– Нет, конечно. Вся суть учения о спасении Церкви заключается в том, что человек есть совершенное творение, а совершенство возможно только тогда, когда тварь независима от Творца. Мы зависимы от Бога, потому что Бог есть Источник жизни, мы не самобытны, как Бог, наше бытие не имеет начала в самих себе. Мы пришли в этот мир не потому что захотели, потому что наши родители этого захотели, они нас родили, мы родились – уже в этом зависим, но в остальном в жизни нашей мы свободны, и вот эта свобода есть тот совершенный дар, который Бог нам дал, и свобода предполагает волеизъявление: следовать или не следовать. Хочу – спасаюсь, не хочу – не спасаюсь.

Христос пришел в этот мир, воплотился и страдал на Кресте за всех, для того, чтобы каждый имел эту возможность, но спасение, совершенное Христом в Его Воскресении, – оно в потенции, то есть зависит от того, захочу я съесть эту ложку каши или нет, приму я Христа или нет, последую Ему или нет. Но этот нравственный выбор неминуем. Нельзя просто сделать вид, что я не знаю, нельзя этого сделать, потому что это не возможно.

Христос сказал, что будет проповедано Евангелие это всякой твари, так что всякий человек услышит эту проповедь, и перед всяким человеком этот выбор будет стоять – быть с Богом или отказаться от Бога.

Почему Христос не является Пилату или книжникам и фарисеям, к тем, кто Его судил. Ведь они же ждали, когда Он сойдет с Креста, может, они уверовали бы?

– Абсолютно точно, что не уверовали бы. Христос совершал такие чудеса, которые никто никогда не совершал, и это не уверяло ни книжников ни фарисеев, напротив, они замышляли убить и Лазаря, которого воскресил Христос, чтобы не было даже воспоминаний о Нем. Так что и явись Христос им, это ровным счетом ничего бы не изменило. Поэтому Христос является не всем, избранным.

Надо сказать, что Христос и приходит в этот мир тайно, Сыном плотника для всех, в Назарете, пишут евангелисты: «и не совершил Он чудес за неверие их». Потому что все жители города Его знали, Он там вырос до 30-летнего возраста. Они знали – мальчишка и мальчишка, как в других семьях, они даже как пророка Его не воспринимали, почему сказал Христос: «нет пророка в отечестве своем». Поэтому бессмысленно было тем, кого Христос назвал вождями слепых, являться по Воскресении.

Как все промыслительно происходило на самом деле, да? После положения Тела распятого Иисуса во гроб, которое было совершено наспех ради приближающейся субботы, на другой день эти старейшины не погнушались, хотя это был праздничный день, они пришли к Пилату и просили его приставить стражу ко гробу. Они говорили, что тот обманщик говорил, что он на третий день воскреснет, надо приставить стражу, чтобы ночью ученики тело Его не украли из гроба и потом сказали, что Он воскрес.

Евангелисты пишут о чем? Когда женщины в первый день недели рано, еще до рассвета спешат ко гробу, описывает Матфей, и сделалось великое землетрясение в глубине... Воскресение произошло в глубокой тайне от всех, и оно останется навеки тайной. Землетрясение это было ради явления ангела, который отвалил камень, закрывавший гроб, а у гроба стояла стража. Они стали свидетелями этого, как и эти женщины пришедшие ко гробу, они словно онемели, как парализованные были. Они были свидетелями. Потом, придя в город, поведали старейшинам о том, что было. И что же, пишет евангелист? Те дали им денег, чтобы те распространили весть, что «мы спали, а ночью пришли ученики и украли тело» И пишет евангелист о том времени: пошла молва среди иудеев и слух был пущен. Какой же был смысл являться?

Другое дело Второе Пришествие Иисуса Христа. Первое Его Пришествие на землю было в зраке раба, то есть в образе раба, простого человека, не узнанного никем, лишь той малой горсткой, тем малым стадом избранных, которое призвано было стать закваской для всего человечества, апостольской двунадесятицей, которая силой своего слова...

Ведь они все были люди простые, рыбаки, апостол Матфей был налоговым инспектором, мытарем, но в общем-то люди простые, и они с силой, с убеждением проповедовали, ведь в ближайшие годы после всех этих событий Церковь Христова увеличивалась и проповедь христианства распространялась с той скоростью, с которой перемещелись апостолы в пределах вселенной, в основной части в Римской империи и образовывались церкви и общины не только среди иудеев, которые знали Писание, которым слово проповеди было понятно, То, о Котором говорили пророки, о Котором проповедовал Моисей, Он пришел, вы Его распяли, но Бог воскресил Его. И те, кто веровал, принимали эту веру. Но и язычники...

Проповедь апостола Павла очень быстро выходит за пределы Священного Писания, она обращена и к язычникам и многие обращаются и апостол Павел называет, «что есть вера – это уверенность в вещах невидимых, как в видимых». Хотя мы видим, что по Воскресении и ученики, апостолы Христовы не все уверовали в Него. Женщины прибегают от гроба, свидетельствуют от ангела, что гроб пуст; что вы ищете живого среди мертвых, Он Воскрес, как вам говорили прежде. Они прибегают к ученикам, те не верят, слову не верят, они спешат ко гробу, Петр и Иоанн. Петр вошел во гроб, а Иоанн не стал входить, он увидел, что над входом лежат погребальные одежды, и уверовал... Иоанн уверовал сразу, он был самым юным и о себе он говорил, что был самым любимым учеником Христа. А Петр, войдя в гроб, и увидел и даже пощупал, что пустая ткань, нет тела и только тогда поверил... Фома, который не присутствовал среди учеников...

В первый день Пасхи читается Евангелие, в котором повествуется, что Христос является многократно в этот день и женщинам, которые спешат от гроба, Марии Магдалине является, является ученикам, идущим в Эммаус, и наконец, ближе к вечеру является в той самой горнице, дверь была закрыта, потому что ученики пребывали в страхе, не было только Фомы. Христос явился среди них, и они все еще не верят Ему. И когда ученики рассказали об этом Фоме, он сказал «не верю, пока сам не пощупаю». По прошествии семи дней на день восьмой мы празднуем Неделю Фомину, уверение Фомы, мы читаем, что по прошествии восьми дней Христос вновь является ученикам и обращается к Фоме, призывает его подойти и вложить свой палец в Его раны от гвоздей, чтоб он почувствовал, что не призрак Христос, что истинно Воскресение. И когда Фома это сделал, он сказал «Да, Господь мой и Бог мой». Христос говорит: «Блажен ты, ты увидел и уверовал, но блаженнее те, кто не видит и будет веровать».

Поэтому проповедь апостольская, повествующая о всех этих событиях, обращена к людям, обращена к нам. И в том заключается весь смысл, что тот, кто верой принимает, верой и познает. Потому что рационально это событие не может быть никоим образом оценено, никаким опытом не может быть оценено, эмпирически познано. Это событие, которое составляет величайшую тайну – как само боговоплощение, так и Воскресение Христа из мертвых, и поэтому это есть предмет нашей веры.

Мы должны в эти дни испытывать духовную радость, именно духовное ликование должно нас наполнять. Но мы, будучи людьми из плоти, всякий праздник встречаем не только духовно, но и телесно, поэтому в эти дни Церковь предлагает нам утешение, но приоритеты должны оставаться, и в эти дни нужно больше стараться бывать в церкви, чтобы с радостью воспевать «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

И вот с этой Пасхальной радостью идти в свой дом и делиться этой радостью с нашими ближними, чтобы люди видели нас сияющими, чтобы этот свет Воскресения струился из нас, чтобы наша вера действительно преображала нас.

Расшифровка:
Ирина Еремина

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс