Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (866) → Протоиерей Сергий Рыбчак: Пасхальная радость

Протоиерей Сергий Рыбчак: Пасхальная радость

№17 (866) / 1 мая ‘16

Беседы с батюшкой

Православные верующие приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» сорок дней после Воскресения Христова (хотя чаще эти слова слышатся на Светлой Седмице). Какое значение имеет такое приветствие?

– Оно стало традиционным для любого христианина. Смысл его – смысл и суть христианской веры. Апостол Павел говорил: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна». Воскресение Христово стало событием, изменившим всю Вселенную. Поэтому Пасхальное приветствие – самое радостное, ликующее – символизирует знание, уверенность в этом величайшем событии.

Когда идет Светлая Седмица, эта радость еще сохраняется. В первую очередь у тех, кто бывает на Пасхальных богослужениях, приходит в храмы, чтобы причащаться, радоваться, еще и еще раз ликовать и поздравлять друг друга. Но для нашей страны это становится традицией и заменяет иногда простое «здравствуйте». И малоцерковные люди постепенно приобщаются к знанию и пониманию смысла этого приветствия.

Часто люди малоцерковные ставят Светлое Христово Воскресение в один ряд со светскими праздниками и слова «Христос Воскресе!» произносят формально, без понимания смысла. Стоит ли так отмечать этот день?

– «...кто не против вас, тот за вас», – по слову Господа. Человек участвует в празднике хотя бы косвенно. А позже может просветиться светом Христовой истины. Даже косвенное прикосновение к этой радости все равно просветляет душу.

Мы со съемочной группой были на улицах Екатеринбурга, чтобы узнать, как люди реагируют на приветствие «Христос Воскресе!». К нашему удивлению и радости, 90% людей, которые встретились, отвечали: «Воистину Воскресе!». Может быть, не с полным осознанием, но сам факт нас удивил. Хотя были и такие, кто проходил мимо или отвечал «спасибо».

– Многие знают и понимают, как нужно ответить. Это уже хорошо.

Сколько дней отмечается Пасха?

– Торжество, начинающееся в Пасхальную ночь, продолжается семь дней – до Фомина воскресенья. Это наиболее праздничные дни. Но Пасха имеет самое большое попразднество – сорок дней. Поэтому до отдания Пасхи – а это день накануне Вознесения Господня – идет период празднования. Пасха – самый большой праздник для всех христиан.

Как понять выражение, что Пасха и Светлая Седмица – как один день?

– По уникальному богослужению, которое совершается в наших храмах. В период этого торжества кардинально изменяется богослужение. Если человек хоть немного проживает богослужебный год, то понимает, о чем я сейчас говорю. Легче всего это ощутить, придя в храм Божий.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Воскресение Христово произошло две тысячи лет назад. Сейчас мы только вспоминаем это событие? Или повторяется каждый год?».

– Каждый год мы вспоминаем это событие, переживаем его в той мере, в какой Господь нам дает. Преображение нашей души через покаяние, борьбу со страстями, очищение нашего сознания, сердца, души, позволяет приобщиться к событию настолько, насколько у человека очищены душа и сердце.

Апостол Павел говорит: «Когда был дан закон, умножились беззакония». Сейчас Небеса открыты для каждого кающегося человека – Господь ищет любого грешника, чтобы дать ему возможность спасения. Но без нашей воли и желания спастись невозможно. Именно синергия – совместное действие Божией благодати и нашего усилия – приводит ко спасению. Но не всегда люди идут по этому пути. Поэтому Господь и говорил, что «много званых, но мало избранных».

Воскресение Христово открыло путь спасения. Кто хочет быть со Христом, должен следовать Его заповедям. К тем, кто не хочет идти путем спасения, относится поговорка: «Вольному воля, спасенному – рай».

Вопрос телезрительницы: «Можно ли читать акафисты на Светлой Седмице?».

– Это особая Седмица, когда любой христианин больше всего ликует в храме Божием, на богослужении. Пасхальный канон заменяет все акафисты, Пасхальные часы – утренние и вечерние молитвы. Я рекомендую читать Пасхальный канон, и вы будете чувствовать радость и благодать.

Перемены в богослужении лучше всего прочувствовать в храме, но все же – что это за перемены?

– Богослужения в Великий пост и Пасху очень отличаются от богослужений в обычное время. В течение года богослужение связано с покаянием, оно содержит просьбы ко Господу о помиловании. В Пасхальный период нет и тени этого, есть только ликующая радость. Поэтому в период Светлой Седмицы мы не читаем псалмов, покаянных молитв, к которым привыкли утром и вечером. Весь строй богослужения состоит в восхвалении Воскресшего Господа и радости о том, что нам незаслуженно даровано спасение души, если мы последуем за Господом.

Земные поклоны в этот период тоже отменяются?

– Да. Первые земные поклоны делаются во время чтения молитвы в праздник Святой Троицы.

Вопрос телезрительницы: «Как нам быть с крестной маленького ребенка, которая перешла из Православной веры в сектантство?».

– Печальный факт. Но это не отменяет обязанности родителей воспитывать ребенка в Православной вере. По всей видимости, крестная была недостаточно подготовлена к таинству Крещения и не очень хорошо знает основы христианской веры. Наши храмы помогают подобным людям, приходящим с желанием покреститься. Им было бы неплохо пообщаться со священником, задать ему волнующие их вопросы. Именно подготовка к таинству Крещения будет помощью крестным, родителям и самим новопросвещенным христианам.

Если крестная вашего ребенка не нашла ответов в Православии и ушла в сектантство, я думаю, она недостаточно общалась со священством.

Что означает слово «отдание»?

– Оно означает окончание периода празднования того или иного праздника. В греческой традиции именно в этот день проходит такое же богослужение, как на Пасху. Хотя в русской традиции богослужение изменено – оно не такое торжественное и праздничное. Но, тем не менее, это повторение того празднования, которое было сорок дней назад.

Есть так называемая Антипасха, что она означает?

– Пасхальная седмица – один единый праздник. Предел этой седмицы – Антипасха.

На Светлой Седмице все желающие могут подняться на колокольню любого из храмов и возвестить звоном всей округе о празднуемом торжестве. Что еще означает этот звон?

– Желание приобщиться к величайшему искусству колокольного звона есть в душе каждого верующего человека.

Главный смысл этого звона – возвестить всем о своей радости. Колокольный звон дает возможность оповестить и о начале богослужения и о том, когда оно закончилось. Есть праздничный звон, напоминающий о праздничном событии.

Вопрос телезрительницы Ларисы из Калининграда: «На Пасхальной службе батюшка переодевается во все цвета: белый, желтый, зеленый и др. Что это означает?».

– Действительно, раньше была такая традиция. На каждой песне Пасхального канона на утрене происходило переодевание. Оно не является уставным, традиция придумана с целью показать радость торжества. Но сейчас она отходит. Все священство переодевается единожды из белого облачения в красное перед Литургией в Пасхальную ночь и так служит до отдания Пасхи.

Каждый цвет богослужебного облачения, облачения престолов, аналоев символизирует то или иное значение праздника или празднуемого события. В Пасху это алый цвет. В Богородичные праздники – Небесный, голубой. В праздник Святой Троицы – зеленый. Цветовые символы придают еще большее значение тому или иному празднику.

Существуют символичные пасхальные блюда – крашеное яйцо, кулич, пасха. Обязательны ли они и каково их значение?

– Обязателен артос. А кулич и творожная пасха появились позже. Известно предание, как равноапостольная Мария Магдалина вручила императору-язычнику Тиберию яйцо и рассказала ему о Воскресении Христовом. Он не поверил, но сказал, что скорее яйцо покраснеет, чем слова ее будут правдой. И яйцо покраснело. Исходя из этого предания традиционным символом Пасхи стало красное яйцо. А кулич – бытовое подобие артоса. Артос по-особенному освящается в первый день Пасхи, потом обносится крестным ходом вокруг храма, а в субботу Светлой Седмицы раздробляется, чтобы эта святыня сохранялась верующими и употреблялась в определенных случаях жизни, например, в болезни, унынии, в предстоящих испытаниях, как великая агиасма – святая вода, которую мы храним весь год и употребляем во укрепление наших духовных сил.

Расскажите подробнее, что такое артос.

– В переводе с греческого «артос» – «квасной хлеб». Это большая просфора, которая выпекается с изображением Воскресшего Господа. После праздничного Пасхального богослужения артос особым чином освящается. Еще издревле, после Вознесения Господня, апостолы оставляли хлеб и место для Господа, Который должен был прийти. Потом этот хлеб раздроблялся. Традиция освящения артоса идет с тех времен в память об апостольском установлении.

На Светлой Седмице Царские врата открыты. Артос стоит перед ними, символизируя присутствие Бога?

– Апостолы оставляли хлеб для Христа, и мы им подражаем. На службе артос находится возле иконы Спасителя. Когда богослужение заканчивается, он оставляется перед Царскими вратами.

Светлое Христово Воскресение мы также называем Пасхой. Многие говорят: «Пасха – еврейский праздник. Почему вы называете свой праздник так же?».

– В переводе с еврейского «песах» означает «проходить мимо». Соответствующие события известны из Книги Исход: Моисей выводил народ из египетского рабства. Последняя казнь была очень страшной– все первенцы египетские погибли. Только тогда фараон отпустил еврейский народ. Таким образом, слово «пасха» связано со страданиями. Исход израильского народа был из дома рабства, наша же Пасха —исход из рабства греху, тот, который совершил Господь Своей крестной смертью. Наша Пасха хоть и созвучна ветхозаветному празднику, но является освобождением от власти греха. Тем более, что новозаветная Церковь нисколько не отрицает ветхозаветную. Те события, которые происходили во времена пророка Моисея, мы почитаем.

Вопрос телезрительницы Наталии из Нижегородской области: «В последнее время у меня очень сильное уныние и отчаяние. Я была крещена в младенчестве, но не знала Бога. Господь принял меня, как принял блудного сына, и я ощутила это духом. Я возгорелась духом к исполнению заповедей, но потом очень быстро остыла. Теперь я переживаю, не сбудутся ли на мне слова Господа: «…знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!». Сколько лет можно пребывать в таком теплохладном состоянии? Могу ли я иметь надежду, что возвращусь к Богу? Как избавиться от уныния, которое меня очень тяготит, мешает быть близкой к Богу, и как ревностно подвизаться?».

– Сам Господь говорит, что до седмижды семидесяти раз нужно прощать брата, который грешит против нас. Любовь Божия превосходит все наши мыслимые и немыслимые пределы. Надежда умирает последней. А раз она у вас есть, значит, нисколько не сомневайтесь в своем покаянии, лишь бы это покаяние было искренним.

Безусловно, Господь принимает всякого кающегося грешника, даже если он сто раз падал и сто раз вставал. У святителя Тихона Задонского есть замечательные слова: «Если ты на пути спотыкаешься и падаешь, не хнычь, вставай и снова иди». Самое главное – не сбиться с правильного направления. Судя по тому, как вы цитируете Священное Писание, вы знаете об этом направлении. Не унывайте, искренне покайтесь, и Господь примет вас с величайшей любовью. А любовь Его безмерна.

Вопрос телезрительницы: «В одной из вечерних молитв святого Антиоха есть фраза: «Просвети тело мое Твоей страстию бесстрастною». Объясните это место, пожалуйста». И второй вопрос: «Я по мере своего воцерковления заметила, что мне стало не очень интересно общаться с бывшими знакомыми, подругами. Я перешла в другую сферу интересов. Это грех гордыни? Как найти золотую середину, не обидеть людей и не остаться в одиночестве?».

– Подобные вопросы очень часто задают люди в самом начале обретения веры и воцерковления. У них возникает проблема с общением. Господь об этом предупреждал. Даже домашние становятся врагами.

ННе надо бояться. Если вы обрели истину, веру, если вы на правильном пути, достоинство каждого христианина – доверять своему Спасителю. Господь неведомыми путями приведет ко спасению, к состоянию, которое будет полезно для вас и ваших ближних. Духовная жизнь – это изменение качества души. Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Незлобие и смирение помогут вам вновь обрести друзей – тех, кто были друзьями, но перестали ими быть. Они обязательно изменятся, если вы изменитесь сами. Вспомним слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это благодатное состояние нам и нужно стяжать.

Что касается «страсти бесстрастной», то у нас есть страсти безобразные – те, что являются следствием нашей испорченной природы и с которыми мы боремся. Есть естественные страсти, являющиеся потребностью нашего физического состояния. После Воскресения Христова Его человеческая природа удивительным образом изменилась, Господь проходил через стены, закрытые двери. Но испугавшиеся апостолы были Им успокоены: «Я не дух. Дух плоти и костей не имеет». Он просил их поесть. Оставались в Нем страсти бесстрастные, но они уже не довлели над Ним.

Нам бы научиться эти естественные страсти не превращать в безобразные страсти, которые становятся господами, а мы их рабами! Это настоящая мера, которой мы должны достигнуть. Если мы овладеем своими страстями хотя бы на уровне естественных, это будет великое дело.

В Великую Субботу в храме Гроба Господня происходит чудо сошествия Благодатного Огня. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Первое упоминание об этом чуде восходит к очень далекой древности. Кажется, еще Григорий Нисский и Иоанн Дамаскин писали о нем. Об этом чуде упоминается у многих паломников тех далеких времен. Само по себе данное явление удивительно. В Великую Субботу накануне Пасхи происходит концентрация вспышек огня, превращающихся в общий Огонь, которым можно зажигать свечи. То, что происходит в храме Гроба Господня, меня каждый год удивляет. После возжигания свечей храм – сплошной костер, так как каждый из паломников держит не по одной пачке свечей. И ни одежда, ни волосы никогда не загораются, никто за эти годы не пострадал. Я считаю, это второе чудо. Несмотря на то, что в светской прессе (особенно сейчас) началась кампания по дискредитации этого чуда, могу сказать только одно: причина в проблеме с интерпретацией слов. Я все время вспоминаю игру, которая проводилась с подростками на молодежных встречах, когда 6 – 7 человек остаются за дверями. Одному из них мы читаем простейший текст. Он должен следующему входящему пересказать содержание, насколько возможно ближе к тексту. Третий, четвертый уже пересказывают то, что всех повергает в смех. Когда дело доходит до десятого человека, текст совершенно теряет первоначальный смысл. Интерпретация слов Патриарха или какого-то епископа, – это и есть игра в пересказ. Если бы чуда сошествия Огня не происходило, об этом не говорили бы многие сотни лет, и не было бы такого количества паломников. И я всегда с трепетом ожидаю в Великую Субботу известия со Святой Земли о схождении Благодатного Огня.

Пасхальное богослужение требует активного участия священников и прихожан. Нам возглашают «Христос Воскресе!», мы отвечаем «Воистину Воскресе!». Всю ночную службу эти слова повторяются. Сам верующий причастен к ходу богослужения. Как Вы считаете, необходимо ли привлекать верующих к обычному богослужению?

– В нашем храме есть такая традиция – один раз в месяц дети из воскресной школы становятся в центре храма и поют всю Литургию. Мы накануне всегда предупреждаем прихожан, что будет детская Литургия. Случаются ошибки. Но, тем не менее, все богослужение совершается детьми. Прихожане умиляются и включаются в это богослужение, помогая детям подпевать на ектениях. У нас в храме для всех, кто хочет участвовать в клиросном пении, вход свободный, но не у всех, конечно, есть способности.

Бывают ли так называемые миссионерские Литургии для детей или для недавно пришедших в храм взрослых?

– В нашем храме мы не практикуем такое. Хотя после Литургии в воскресенье я уже двадцать лет провожу беседы. Каждый может задать любой вопрос по богослужению, Священному Писанию, духовной жизни. Мы много раз обсуждали богослужение. Я периодически посвящаю этому время, чтобы все получили ответы на свои вопросы. В этом проявляется наше миссионерство. Сами миссионерские богослужения мы не дерзаем пока проводить.

Как прошло празднование Пасхи в Вашем храме? Хотелось бы от Вас услышать чудесные Пасхальные истории – они ведь есть в любом храме.

– Ожидание Пасхи – это, в первую очередь, переживание Страстной седмицы. Чем глубже человек переживает, сострадает, постится, тем радостнее у него бывает на душе. Богослужение прошло очень радостно. У нас всегда много причастников. Это те, кто переживал с нами все события. Кроме Пасхального праздничного богослужения, освящения куличей, у нас в этот вечер главным мероприятием является детский праздник. Дети готовят концерт, ставят спектакль, сценки. Актовый зал бывает полон.

Главное чудо в нашем храме – когда человек злой становится добрым, вор – честным, блудник – нравственно чистым.

Мне приходится окормлять центр для наркозависимых «Подвижник». Происходит много чудес и с ребятами, и с нашими прихожанами, которые искренне стараются помочь этим ребятам, поддержать их. Когда мы видим изменения в бывших наркоманах, алкоголиках, это и есть те чудеса – и Пасхальные, и не Пасхальные. Пасха объединяет нас всех в этой радости.

Еще раз поздравляю всех вас с праздником Пасхи. Да сохранит вас Господь в радости и мире.

Христос Воскресе!

Расшифровка:
Наталья Маслова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс