Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (865) → Избушка во главе угла, или история храма Сорока Севастийских Мучеников в Камышлове

Избушка во главе угла, или история храма Сорока Севастийских Мучеников в Камышлове

№16 (865) / 26 апреля ‘16

Зарисовка

Окончание. Начало в №15 (864)

Валентина Романовна Дудина, прихожанка храма Сорока Севастийских Мучеников в Камышлове: – Чтобы получить разрешение на храм, только в Москву они ездили 18 раз. Это совершенно невиданное дело! И сейчас мало кто захочет столько раз ездить и толкаться по кабинетам, а тогда, когда их отовсюду гнали, орали на них, издевались, преследовали, только Господь знает, сколько им пришлось претерпеть за свою веру. Они ездили в Москву на поезде или на старых «Жигулях» одного нашего прихожанина. Деньги на поездку собирали, как могли: брали с пенсии, что-то продавали, во всем себе отказывали, даже бутылки приходилось собирать...

Когда приход все же открыли, власти делали все мыслимое и немыслимое, чтобы его закрыть. Устраивали разные проверки, строили каверзы. А отец Владимир мало, что храм закрывать не собирался – хотел его расширять. Народ, изголодавшийся по вере, на службы валом валил, и места в храме катастрофически не хватало. Во время службы весь двор был занят верующими и все равно места мало. С Божией помощью мы купили два стареньких домика на материалы, разобрали своими руками, и потихоньку на себе перетащили. Один нес доски, другой гвозди, третий кусок железа...

Храм Сорока Севастийских Мучеников – в самом полном смысле этого слова народный храм. Все – от разрешения до креста на куполе – люди вымолили и выстрадали сами. Наша чудесная Анфиса Ивановна Ашуркова работала в литейном цехе и выписала, якобы для своего дома, окалину, которой мы засыпали крышу. Я сижу на крыше – засыпаю, отец Владимир ведра подает, его сыновья подтаскивают. Матушки пожилые обед готовят. Вечером после работы, многие даже домой не заходили – шли храм строить. Все вместе, всем миром, не так, как сейчас привыкли – на все готовенькое.

Раньше такого потребительского отношения, как сейчас часто встречается, к Церкви не было. Люди духом горели и боролись за свою веру, за свой храм. Я не была бухгалтером, но когда приезжала комиссия из Свердловска проверить наши финансовые дела, не находила никаких нарушений. Я каждую бумажку по сто раз проверяла, все записывала, учитывала.

Помню, как проверяющий с лупой сидел и рассматривал на свет автобусные и железнодорожные билеты отца Владимира. Попробуй, скажи, что поехал в Талицу, а билетов не предоставь, сразу вопрос: «А где поп Зязев был? Куда ходил, с кем разговаривал?» Даже чтобы бабушку пособоровать он должен был брать разрешение в горкоме партии, иначе – церковная пропаганда и подсудное дело. Я ездила в Москву в Совет по делам религий с отчетами кто, когда крестился, соборовался, венчался, где купили свечки и иконки, за сколько продали и куда дели деньги. Люди из КГБ сидели и внимательно изучали, как мы тут на приходе возле кладбища живем.

Под кровом Матери Божией

Когда у нас в храме от тесноты и недостатка воздуха на службе стали гаснуть свечи и люди начали падать в обмороки, так что карету «скорой помощи» вызывали чуть не каждое воскресенье, отец Владимир стукнул кулаком по столу и сказал: «Мы их просили, умоляли по-хорошему, а раз по-хорошему не получается, будем расширять храм сами, и пусть, если хотят, сажают меня в тюрьму!» И мы самочинно сделали в храме пристрой. А люди все шли и шли. Так родилась идея вернуть Покровский собор. Подписи собирали так: брали обычную толстую школьную тетрадь, расчерчивали лист на шесть частей: «Я такой-то, прошу вернуть Камышловский собор верующим. Фамилия, имя, отчество. Дата, подпись» Все делалось вручную. Таких заявлений мы собрали около четырех тысяч.

Обычно в Москву мы ездили с нашим алтарником Игорем Балабановым, который тогда только пришел из армии, а сейчас известный протоиерей. В этот раз на руках были подписи, которые для нас на вес золота, и решили, что надо ехать большим числом. Отец Владимир благословил восьмерых добровольцев. Меня поставил старшей. Благословились – и на поезд. Тетради с подлинниками в одном месте, машинописные копии в другом. К местной уполномоченной по делам религий Галине Зайковой отец Владимир пришел, когда получил от нас телеграмму, что мы благополучно добрались до Москвы. Пришел, руками разводит: «Пока я был в Талице, мои камышловские прихожане куда-то в Москву уехали. Может быть в Троице-Сергиеву лавру, к преподобному Сергию помолиться».

А в столице в это время проходил Международный фестиваль студентов и юношества. Всех неблагонадежных и просто несимпатичных людей из Москвы как во время Олимпиады в срочном порядке вывезли. А у нас из молодых и симпатичных только Игорь. Мне уже за сорок, остальные просто бабушки в платочках. Доехать нам дали только до Владимира, дальше поезд не шел. Мы выходим на перрон, впереди неизвестность. Голодные, усталые, одни в чужом городе, никого не знаем, идти некуда, и того гляди, арестуют. На электрички билеты не продают, в вагон пускают только с паспортом. Как бабушка из Камышлова объяснит, что ей до зарезу нужно в Москву? Мы в одну кассу, в другую, везде отказ. Что делать? Стали молиться. «Да воскреснет Бог», «Богородице Дево», Символ веры и 90-й псалом. Господи, помоги! И вдруг мне мысль на сердце пришла: брать билеты нужно в Новогиреево, где у меня сестра живет. Это не Москва, да и звучит вполне по-деревенски, что от бабушки в платочке подозрения не вызовет. Только в одной-единственной кассе на всем вокзале молодая неопытная кассирша продала мне туда билет. Через несколько человек подходит Игорь, она и ему продала. Наших бабушек мы боялись за билетами в очередь ставить – одно слово не то ляпнешь, сразу вызовут милицию, кругом повышенные меры безопасности.

Нам с Игорем пришлось разыграть целый спектакль с переодеванием.

Один раз я подойду за билетом с распущенными волосами, другой раз – с заколотыми. То кофту надену, потом иду в блузке с брошкой. Игорь один раз купит билет с видом студента в футболке, другой как рабочий в пиджаке. Когда билеты купили, нужно в вагон садиться, а у нас прописка даже не из Московской области! И в разные вагоны нам нельзя. Если наших бабушек где-нибудь на полустанке вдруг высадят – как ее искать?

До сих пор не знаю, как нас в электричку пустили. Расселись по разным местам, раздельно. Нам нельзя было, чтобы нас досматривала милиция – драгоценные подписи на храм везем! Одно остается – молитва. И хотя по вагонам постоянно милиционеры и разные проверяющие ходили, к нам за все время никто ни разу не подошел! Я сидела с «Роман-газетой» в руках, внутри лежал молитвослов. Пресвятая Богородица нас хранила, и до Москвы мы доехали без приключений.

Совет по делам религий находился на Смоленской площади в двухэтажном особняке с огромными лестницами, тихими кабинетами и сотрудником КГБ на входе. Здесь работали так, чтобы ты навсегда забыл дорогу сюда. И надо заметить, свое дело они знали хорошо. Вежливый сотрудник на входе часто выдворял людей раньше, чем они попадали в тихие кабинеты наверху. Если выпроводить посетителей сразу не получалось, он незаметно нажимал кнопку, и сверху прибегал инспектор по фамилии Подшебякин. Это был более профессионально подготовленный сотрудник, чьей задачей было ласково, без ругани и эксцессов, поговорить с просителями, но так, чтобы они оказались за дверями. В советском государстве, где религия была под запретом, никаких религиозных проблем у граждан не должно было быть в принципе, а если проблемы все же появлялись, значит, кто-то плохо работает и кому-то грозил партийный выговор, а то и похуже. В самых трудных случаях подключался еще один сотрудник, специалист из одного закрытого института психологии при ЦК, где работали разные экстрасенсы, маги и чародеи, которые должны были с помощью тайных знаний и темных сил, не просто подавлять волю человека, а буквально сжить его со света. Он появлялся вроде бы случайно, садился где-то сбоку и просто пристально смотрел на неудобного посетителя, пока другие проводили с ним пространные беседы. Иногда этот сотрудник подходил, старался до тебя дотронуться, брал в руки твои вещи, совершал какие-то пассы руками. Против этого у нас было только одно – молитва и упование на Бога. Мы прекрасно представляли, с кем имеем дело, и каждый раз шли туда как в последний раз.

Когда первый сотрудник остановил нас на входе, я стала спокойно объяснять и ждать Подшебякина. Тот прибежал и потащил нас в какой-то темный коридор, где завел свою обычную пластинку про «вам не сюда», «вам к Патриарху». Я его на полуслове оборвала, показала пачку подписей. Он коршуном в них вцепился, а я говорю: «Пожалуйста, это копии, оригиналы у нас!» У товарища Подшебякина на лице появляется растерянное выражение лица, он смотрит на часы. Пятница, вечер, конец рабочего дня. «А может их того, взашей?» Нам говорят, что сегодня приема уже не будет и выставляют за дверь.

Мы снова на улице, стоим, молимся. И тут мне пришла мысль, что нужно пойти в ЦК партии на Лубянку. Спускаемся в метро.

На площади Дзержинского я бабушек на скамеечку усадила, а сама осталась наверху высматривать какого-нибудь чиновника, чтобы с ним в ЦК пройти. Смотрю, какой-то важный хорошо одетый товарищ с портфелем из телячьей кожи. Я к нему. Он оглядел меня с ног до головы, но сжалился: «Я в министерство опаздываю, но провожу!» Приходим мы с нашими бабушками в ЦК партии. Милиционер на входе, который скучая брючки чистил, даже в лице при нашем появлении переменился. Но выставить нас я ему уже не дала. Быстренько бабушек по креслам в фойе рассадила, а они у нас старенькие, не вытолкают же нас – иностранцы кругом! Я дожидаюсь какого-то секретаря и хорошо поставленным голосом начинаю рассказывать ему о вопиющих нарушениях партийной политики в вопросах отношения к Церкви и религии. Надо было видеть его лицо! Через пару минут, откуда ни возьмись, появляется вежливый сотрудник в штатском. Я ему все объясняю, показываю подписи. Он все сразу понимает и быстро уходит куда-то наверх. И возвращается с выписанным пропуском на восемь человек! Нас провели в кабинет с ореховой мебелью и огромным портретом Ленина на стене к некоему товарищу Михайлову. Товарищ Михайлов широким жестом предлагает кресла: «Присаживайтесь, сестры! Кто вы, что, откуда?» Наша бравая Анфиса ему говорит: «Пока мой муж с фашистами на войне воевал, я работала на военном производстве в литейном цехе, ковала оружие победы, ездила на тракторе, и имею правительственные награды за доблестный труд». Другая наша бабушка – та всю жизнь в колхозе, Герой труда. Игорь – отличник пограничной службы. А я вообще советский ученый со степенью по научному атеизму…. Товарищ Михайлов нас внимательно выслушал, куда надо позвонил, а потом говорит: «В понедельник вас ждут в Совете по делам религий и все ваши вопросы решат!»

В выходные мы переночевали у моей сестры, а в воскресенье съездили в Богоявленский, помолились у «Казанской», и отправили нашим в Камышлов телеграмму: «Погода нелетная. В понедельник идем к начальнику аэропорта». Чтобы, значит, молились усердней – завтра все решится.

А в понедельник поехали на прием к самому председателю Совета по делам религий товарищу Харчеву. Такое злое выражение лица, как у него тогда было, я за всю жизнь видела всего три раза. У товарища Харчева было такое выражение лица – страшное. Видимо, партийные товарищи из ЦК уже сказали ему, что думают о его работе, и теперь он просто рвал и метал. Но мы на его ругань не отвечали, слушали и молились. Он покричит, потом куда-то в книжечку посмотрит – и цитату из Библии какую-нибудь про всякую власть от Бога и другими фразочками, которые комсомольские агитаторы любили пользоваться. Только для лектора по научному атеизму эти цитаты – просто смешно.

Я начинаю говорить ему о праве советского человека на исполнение своих религиозных потребностей, записанном в Конституции. «Как же говорю, это право реализовывать, если вы у верующих все храмы забрали? Если мы молимся в маленькой избушке на окраине, где от тесноты в обмороки падаем? А среди наших прихожан не какие-нибудь темные несознательные личности, а ветераны войны, фронтовики, передовики производства, известные уважаемые труженики?» И подписи ему протягиваю. Он подписи посмотрел, сказал, что вопрос с передачей храма одними подписями не решается. А вот храм Сорока Севастийских Мучеников расширить они нам разрешат. «Сколько вам нужно пристроить? Сто, двести, триста квадратных метров? Пожалуйста!»

Вернулись мы домой, конечно, радостные. Власти, которые к храму бульдозеры гоняли и отца Владимира с нашими бабушками давить собирались за самовольное строительство, от нашего батюшки отвязались. Но храм-то Покровский не отдали. И отдавать не собираются. А мы каждую неделю туда ходим, акафист Покрову читаем, молимся Пресвятой Богородице, чтобы вразумила и помогла. Власти все входы и выходы досками заколотят – мы оторвем, залезем и молимся. Внутри на святом месте – грязь, мрак, фрески с выколотыми глазами – мерзость запустения. Мы молимся и плачем, молимся и плачем...

В возвращении Покровского храма участвовали известный правозащитник-диссидент, американский священник и французские дипломаты

Милиция нас ловили. Увозили на «воронке» в отделение в наручниках, составляли протокол, ругали, увещевали. И тогда нам с отцом Владимиром пришла идея обратиться к кому-нибудь из известных в стране правозащитников или иностранных священников, которые могли бы помочь вернуть нам Покровский собор. Среди московских православных друзей я знала нескольких человек, которые такими вопросами занимались. И я отцу Владимиру об этом сказала. Он мне в глаза смотрит и говорит: «Ты понимаешь, что если тебя власти арестуют, чем тебе это грозит? Это будет уже антигосударственная деятельность и сядем мы с тобой надолго! Это все, мать, не шутки! Может, даже пострадать придется!» А я говорю: «Как благословите!»

Эту историю отец Владимир вам наверняка не рассказывал, потому что еще долго за нее его могли посадить, а я сейчас расскажу, как было дело.

Чтобы вернуть Покровский собор, я с двумя сопровождающимися, встречалась в одном из храмов Подмосковья с известным в советское время правозащитником Александром Огородниковым и священником Русской Православной Церкви За Рубежом, протопресвитером Виктором Потаповым из знаменитого сегодня на весь мир православного Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, где он служил вместе с отцом Серафимом (Роузом). После службы в храме мы поехали с отцом Виктором на частную квартиру, где нас ждали французские дипломаты, с которыми у него еще по Америке были хорошие доверительные отношения. Отец Виктор сказал, что им можно доверять, и я могу рассказать о нашей беде. И я все им рассказала. Про храм в избушке, где люди от недостатка воздуха в обморок падают, про четыре тысячи подписей. Про то, как нас забирали, травили. Про прихожан, которых в тюрьмы по надуманным обвинениям сажают, с работы увольняют, в «психушку» закрывают. А в конце разговора отдала французам собранные нами подлинники подписей.

Уже через два месяца на переговорах между советским правительством и правительством Французской Республики был поднят вопрос о преследовании верующих в СССР на примере храма Покрова из маленького уральского городка Камышлова. Между двумя странами должны были быть подписаны какие-то важные экономические соглашения, и французы использовали эту историю в качестве давления на советское правительство. Французам сказали, что это какое-то недоразумение и вопрос о передаче Покровского собора верующим решили в течение одного дня.

Последствия свалились на нас незамедлительно. Разгневанный начальник Свердловского КГБ позвонил Владыке Платону и сказал, что если он попа Зязева не спрячет, который за этим наверняка стоит, через три дня может больше его не искать. Так прямо и сказал. Владыка позвонил отцу Владимиру и сказал: «Я опасаюсь за вашу жизнь, немедленно приезжайте ко мне!» Отца Владимира убрали с глаз подальше на глухой приход, а мне пришлось из Камышлова на несколько лет уехать. О чем нисколько не жалею, потому что милостью Божией я объехала 34 епархии, побывала во множестве монастырей и святых мест по всей стране, где встретила множество замечательных батюшек и верующих людей. Слава Богу за все!

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс