Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (864) → Протоиерей Петр Мангилёв: Общество потребления

Протоиерей Петр Мангилёв: Общество потребления

№15 (864) / 19 апреля ‘16

Беседы с батюшкой

Сейчас часто звучит термин «общество потребления». Мы привыкли к существованию супермаркетов, возможности быстро купить любую услугу. Возникает ощущение, что порой можно купить даже дружбу или любовь. Иногда люди, заходящие в храм, тоже начинают сравнивать Церковь с местом, где можно заказать ту или иную услугу. Такие люди считают, что, если они поставили свечу, их желание обязательно должно быть исполнено, так как они за это заплатили. Доводилось ли Вам, как настоятелю, встречаться с подобным отношением людей к храму и Церкви?

– Каждому священнику приходится с этим сталкиваться. Описанное вами – это древний соблазн, язычество в чистом виде, построенное на принципе «ты мне – я тебе». Выстраивается некая договоренность с Богом по принципу: человек что-то жертвует и в ответ что-то получает. Даже если мы – христиане, это не освобождает нас от рецидивов языческого отношения к жизни, но мы должны уходить от подобной ситуации.

С другой стороны, часто мы сами, священнослужители и прихожане, сознательно трудящиеся в храме, поощряем такого рода отношение. Почему это происходит? Человек, приходящий в храм и желающий получить какую-то услугу, хочет сделать все как можно проще, не затрачивая больших усилий и не меняя себя. Иногда мы впадаем в соблазн и провоцируем человека на подобное поведение, ведь и нам так бывает проще: выписал ему «рецепт» – «сделай то-то и то-то и получишь необходимое», и вот уже не нужно затрачивать на человека свои душевные силы.

В нашей жизни бывает так, что, сталкиваясь с личной духовной проблемой, решение которой требует неких усилий, мы часто не хотим ничего принципиально менять. Просто хотим, чтобы то ли иное обстоятельство ушло из нашей жизни, и мы при этом затратили как можно меньше усилий. Деньгами, как нам кажется, это сделать проще, но в данном случае деньги проблему не решают. Мы должны понимать, что нужно затратить собственные усилия и принести свою внутреннюю жертву, чтобы что-то изменилось в нашей жизни.

Как Вы объясняете людям, что что-то «купить» в этой ситуации просто невозможно?

– С каждым человеком по-разному. Особенно часто подобные ситуации происходят с таинством Крещения: люди готовы заплатить, только чтобы не приходить на беседы и ничего не слушать, ведь им нужно «только» ребенка покрестить. Во время Исповеди иногда приходится объяснять, почему нельзя просто так прийти и приложиться к Чаше. Видишь, что человек не готов к Причастию, давно не был в церкви, говоришь, что ему пока рано причащаться, а он обижается. Но если правильно об этом сказать, человек, как правило, понимает.

Нужно объяснить, что формальное участие в таинствах ничего в действительности не дает, а иногда только в грех вводит. Если человек собирается приступить к Чаше, креститься, вступить в брак, он должен внутренне готовить себя к этому событию.

Часто бывает, что женщина начинает ходить в церковь и непременно желает церковного Венчания со своим неверующим мужем. А когда начинаешь беседовать с мужем, выясняется, что ему все равно, он готов сходить в церковь и получить данную «услугу», только чтобы жена отстала. Тогда приходится говорить, что супруг еще не готов и незачем профанировать таинство, совершая его над неверующим человеком. Ведь дальше возникает проблема с воцерковлением этого человека: если мы относимся к таинству несерьезно и легкомысленно, то как потом будем ему говорить, что наша вера – это серьезно? Как мы ему это докажем, если он, к примеру, и креститься не умел, а мы его взяли и обвенчали?

Когда в подобных ситуациях удается разъяснить человеку, почему лучше повременить, то, как правило, это дает свой результат. Человек начинает задумываться и понимает, что действительно в церкви происходит что-то важное, раз его так просто не подпускают. Он начинает предпринимать внутренние усилия по перемене себя, и Господь обязательно отвечает даже на самое малое усилие. Появляются первые плоды, человек начинает видеть результаты своего духовного труда и дальше уже с большим желанием прилагает усилия по вхождению в церковную жизнь и укреплению в ней.

Вопрос телезрительницы из Пермского края: «Господь сказал: «Должно вам родиться свыше». Как это следует понимать?».

– Мы рождаемся в этот мир, приходя от наших родителей обычным порядком. А рождение свыше – это рождение для Царствия Божия. Царствие Божие, являемое на земле, – это Церковь, и родиться свыше – значит, войти в Церковь, принять Святое Крещение и дальше возрастать в церковной жизни. Церковь – это место, где Господь в таинствах преподает Свои благодатные дары для нашего спасения. Господь желает спасения всем человекам и заботится и о крещеных, и о некрещеных. Но особо Он промышляет о человеке в таинствах, особом благодатном даре, который подается в Церкви.

Вопрос телезрительницы: «В Евангелии сказано, что мы должны отдавать десятину от ежемесячного дохода Богу, то есть храму. Это с учетом дополнительных пожертвований или без них?» Второй вопрос: «Мы знаем людей, которые делают много добрых дел и пожертвований, знают утренние и вечерние молитвы почти наизусть, но при этом в храм не ходят, не исповедуются и не причащаются. Спасутся ли они?».

– Денежная тема очень болезненна, часто можно столкнуться с мнением, что в Церкви все держится на деньгах. Заповедана десятина, и мы, как православные христиане, должны осознавать свою ответственность за храм и то молитвенное собрание, в которое приходим – ведь само здание нужно содержать, отапливать и освещать электричеством, и без нашего участия этого не сделать. Включать в десятину дополнительные пожертвования или нет, зависит от возможностей каждого. Лично я рассудил бы, что все пожертвования, в общем-то, могут складываться в десятину.

Государство, конечно, в чем-то помогает, но Церковь живет в основном на свои средства, и каждый приход живет своими силами и доходами. Государство может помочь поддержкой тех или иных инициатив, например, в строительстве – однако и в этом случае не затрачиваются бюджетные средства, а оказывается помощь в привлечении частных жертвователей, которые могут поучаствовать в том или ином проекте. Государство часто помогает культурным и архитектурным памятникам, являющимся национальным достоянием, выделяя средства на реставрацию, но это не так уж много. Мне сложно говорить в общем масштабе, я управляю финансами одного прихода и могу сказать, что по большому счету государство нам ничем не помогает. Приход всецело существует на пожертвования людей, и если не будет поддержки со стороны прихожан, то как мы будем жить и молиться?

Ответить на вопрос, спасутся ли люди, много жертвующие, я не могу, потому что спасение есть дело Божие, только Господь спасает и судит. Я знаю лишь одно: если люди молятся и что-то отделяют от себя, чтобы помочь ближнему или храму, они делают благое дело. Но я знаю и то, что для спасения человеку необходимо жить в Церкви и участвовать в церковных таинствах – это очень важно, ведь Бог есть Источник жизни и добродетели. Если мы отрываем себя от Бога, как от Источника благодатной жизни, то снижаем свои шансы на спасение.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «У Достоевского есть фраза: «Каждый перед всеми во всем виноват». Как понимать эту фразу применительно к нам, христианам?».

– Мне сложно ответить, как понимать эту фразу в контексте творчества Достоевского, могу только сказать: читал у одного духовного писателя, что каждый из нас должен думать – он всем людям вокруг обязан, а ему никто ничем не обязан.

Наверное, и фразу Достоевского следует понимать в таком же ключе: у нас есть обязанность перед окружающими людьми, ответственность за наши грехи, которые делают хуже их жизнь и в чем-то их ущемляют. С другой стороны, мы должны понимать, что окружающие люди нам ничем не обязаны.

Вернемся к примеру о желающей повенчаться супружеской паре, где жена верующая, ходит в храм, а муж согласен венчаться просто потому, что жена этого хочет, и с ним нужно поговорить, объяснив смысл, чтобы это не было формальным действием. Но как это сделать, чтобы человек не решил, будто все требования слишком уж высоки?

– Бывают моменты, когда наша излишняя категоричность и взыскательность могут поставить в тупик или вовсе отпугнуть. Здесь важно чувствовать ситуацию, и это относится не только к священникам, но и к прихожанам. На впервые пришедшего в храм человека мы должны смотреть как на того, кого Господь любит и кому Он желает спасения. Если мы искренне захотим помочь и поддержать этого человека, хотя бы просто скажем: «Господи, помоги мне», Господь ответит на нашу молитву и доброе желание. И дальше будут даны силы поговорить, найдутся нужные слова. Мы не должны забывать, что Господь промышляет и заботится о каждом человеке – и о том, кого Он нам посылает, и о нас самих. В подобной ситуации мы можем повести себя греховно или нет, то есть отмахнуться от него – или постараться помочь.

Вопрос телезрителя из Белгородской области: «Часто слышу, как, звоня на передачу, люди представляются «раб Божий такой-то» или «я воцерковленный». Не дерзость ли это перед Богом, своего рода гордыня? Только Господь определяет, в Церкви человек или нет?».

– Определенный резон в этом вопросе есть. Но, с другой стороны, здесь, на земле, мы должны иметь какие-то внешние критерии для определения воцерковленности. Нельзя забывать, что наша мерка в данном случае обладает известной долей условности, и судить о жизни всякого человека будет лишь Господь. Но нельзя впадать и в отрицание всяческих законов и формальных критериев, которые человеку все равно необходимы, – определять, принадлежит ли человек Церкви, ходит ли в храм и старается ли по мере сил исполнять то, чему учит Церковь.

Понятно, что мы можем ошибиться: человек может лишь казаться праведным, но на деле таковым не являться. С другой стороны, формальные внешние критерии нужны и важны, ведь именно в Церкви проповедуется путь спасения и преподаются таинства, благодатная жизнь – тоже в Церкви. Поэтому существуют критерии вхождения в Церковь, требования, предъявляемые к свершению таинства, и они важны, иначе все превратится в профанацию, каждый сам себе сделается учителем.

Этот вопрос актуален и для нас: часто зрители представляются «раб Божий такой-то». Одно дело, когда он подходит к Чаше во время таинства или исповедует перед Богом свои грехи, а нас такое представление иногда смущает, ведь для нас это зритель – человек с фамилией, именем и отчеством.

– Такое представление отражает желание человека быть рабом Божиим, принадлежать к Его чадам, входить в Церковь. Может быть, он плохой раб Божий, нерадивый, непослушный, но он заявляет о своем стремлении слушаться голоса Церкви. Это не претензия на исключительность или особое положение перед Богом, а стремление быть с Ним.

Даже если не все в жизни получается должным образом, в главном своем устремлении человек хочет, чтобы жизнь его была связана с Богом и Церковью. Это не значит, что человек считает себя праведным и безгрешным, но мы должны как-то обозначать вектор своего движения, куда стремимся – к Богу или от Бога. Пусть мы хромаем, идя по этой дороге, но должны знать направление своего движения!

Прочитал в одной статье слова человека, возмущенного тем, что в церкви службы длинные, перед Причастием нужно поститься и готовиться, слова богослужения непонятны, на клиросе поют некрасиво, священники говорят невнятно и тихо. Автор рассуждает, что, если Церковь исправится и учтет его пожелания, тогда, возможно, он будет посещать богослужения и начнет участвовать в церковной жизни. Еще в статье говорится, что чтобы что-то улучшить, нужно стараться делать это самому. Давайте поговорим об этом желании подстроить все под себя...

– Здесь можно ответить фразой апостола Павла. В его Послании к Евреям сказано о Боге: «Он есть, и ищущим Его воздает». Ищущий пути к Богу и желающий встречи с Ним обязательно Его найдет – Господь Сам этот путь даст и укажет. Ищущий препятствий на пути к Богу тоже всегда найдет их. Препятствие может выражаться в плохом пении, невнятном чтении, священник – «слишком мягкий» или, наоборот, «слишком жесткий». Можно найти любые причины. Если же человек ищет Бога и смыслов в своей жизни, то эти внешние препятствия не окажутся значимыми на его пути. Да, они могут в чем-то затруднить путь, но не загородят дороги совершенно.

Второй момент. В статье сказано, что человек должен сам принимать во всем участие. Мы уже говорили, что каждый из нас должен чувствовать свою ответственность за Церковь. Это должно выражаться не в общих рассуждениях, как нам благоустроить жизнь Русской Православной Церкви или что нужно исправить в мировом Православии, но, прежде всего, в нашей деятельности в том храме, куда мы ходим молиться. Если мы в состоянии что-то сделать для храма, то нужно постараться это сделать. Помощь необязательно должна выражаться в денежном эквиваленте. Возможно, вы умеете петь, тогда приходите петь на клиросе. Если в храме нужны люди для чистки подсвечников, и у вас есть возможность и время, то придите и помогите. В этом и состоит наша личная ответственность. Когда мы начинаем участвовать в конкретных делах храма, то и проблемы общецерковные начинаем видеть по-другому.

Давайте вернемся к обществу потребления, где все – товары, услуги и развлечения – продаются и покупаются. Например, детские игрушки. Вначале новая машинка или кукла вызывает у ребенка бурю радостных эмоций, но затем игрушка надоедает. Люди взрослеют, покупают себе «игрушки» подороже и тоже какое-то время им радуются. А потом радость пропадает, и человек понимает, что счастье было совсем не в этом. Как же понять, в чем все-таки счастье?

– Общий момент для общества любой эпохи в том, что страсти в человеке были всегда. Страсти сребролюбия и приобретения, накопления житейских благ и прочие захватывают человека, создавая в нем иллюзию жизни. Человеку хочется все больше и больше. Есть общий закон – страсть накормить невозможно, она всегда остается несытой, и, давая ей то одно, то другое, мы только разжигаем аппетит, а не укрощаем его. Страсти отнимают у человека способность жить, ибо подчиняют себе все. Человек теряет подлинные смыслы жизни, и с течением времени приходит разочарование, так как ничто не дало ему счастья. В возрасте после 40–50 лет происходит много самоубийств, особенно мужских, когда выясняется, что все вокруг разрушено, жить оказывается незачем, и человек впадает в крайнее уныние.

Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Мы все грешные, и у батюшек тоже есть грехи. Скажите, батюшки тоже исповедуются, соборуются, причащаются? Как часто у вас это происходит?».

– Совершая Божественную литургию, батюшки не могут не причащаться. Как и всем людям, батюшкам бывает необходима Исповедь и очищение своей совести перед духовником. По мере потребности священник может исповедоваться у своего собрата, другого священника, с которым он сослужит, и эта Исповедь может быть такой же регулярной и частой, как у мирян, и даже чаще. Кроме того, Великим постом священники обязательно бывают на Исповеди у духовника епархии или благочиния. Духовниками назначаются наиболее опытные и старшие священники, пользующиеся авторитетом у духовенства, долго прослужившие и могущие дать своему собрату-священнику благой и дельный совет. В отношении Соборования – священники, как и миряне, соборуются Великим постом или по состоянию здоровья.

Таинства Православной Церкви благодатны, и, если таинство совершается над священником, оно приносит ему не меньше духовной пользы, чем мирянину. Поэтому естественно, что священник тоже стремится приобщаться к таинствам, участвовать в жизни Церкви. Если он не будет трудиться над собой, то и людям ничего дать не сможет, ведь у нас нет ничего своего – мы все получили от Бога.

В наше время на первое место выходит представление об успешности. В моде человек успешный – с хорошей высокооплачиваемой работой, квартирой, машиной, «картиной, картонкой и маленькой собачонкой». Как сместить вектор, чтобы это не стало целью всей жизни?

– Этот соблазн существовал всегда – и в прежнем мире, и в современном. Всегда было искушение устраивать мир вокруг себя, командовать и обладать им. Идеал современной эпохи – успешность, и под его влияние попадает большинство людей.

Сегодня деятельный и успешный человек представляется верхом благополучия. Но давайте посмотрим с другой стороны. В дневнике отца Александра Шмемана есть такая фраза: «А кто сказал, что человек что-то должен сделать на земле?». Мы часто смотрим на свою жизнь как на обязательно деятельную, в том смысле, что мы должны состояться в той или иной деятельности. Но действительно, кто это сказал? Мы родились – и в первую очередь должны прожить эту жизнь так, чтобы она была соотнесена с Богом.

Другой момент. Возьмем пример Матроны Московской. С точки зрения современного общества, она всю жизнь «недеятельно» пролежала и была обузой для общества, будучи не просто бесполезной, а еще и требующей ухода за собой. Но если мы посмотрим с другой стороны, Господь наделил ее великими благодатными дарами. Скольким людям она помогла, дала духовное утешение! Как измеряется в этом случае степень ее пользы и успешности? Вспомним Евангельские слова о сокровище – где оно, на земле или на Небе? Если Матрона, будучи в физически расслабленном состоянии, собирала для себя сокровище на Небе, то она могла им делиться с окружающими людьми. Если мы собираем сокровища здесь, то они истлеют, разрушатся, и ничего не останется.

Наши рассуждения упираются в одну больную для современного общества тему. Часто человек мыслит свою жизнь только здесь, и она заканчивается смертью. Человек не помнит и не думает о том, что у него жизнь вечная. Это, пожалуй, и есть главная причина того, что часто свою земную успешность мы ставим на первый план. Как говорил апостол Павел, «если Христос не воскрес… то мы несчастнее всех человеков». Мы веруем, что жизнь не замыкается земной перспективой, но, к сожалению, большинство людей перестает заботиться о бессмертной душе, все чаще забывая, что человек создан для жизни вечной.

В связи с этим мне вспоминаются строки из стихотворения Г.Р. Державина, написанного им за несколько дней до смерти:

Река времен
в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти
забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом
пожрется
И общей не уйдет судьбы.

Расшифровка:
Татьяна Башилова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс