Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (864) → Игумен Флавиан (Матвеев): Покаяние в Исповеди получает свое воплощение

Игумен Флавиан (Матвеев): Покаяние в Исповеди получает свое воплощение

№15 (864) / 19 апреля ‘16

Беседы с батюшкой

Сегодняшняя беседа – об одном из таинств Русской Православной Церкви, Исповеди. Таинство ее предваряет таинство Евхаристии. Мы привыкли воспринимать ее как подготовку к Причастию, но это два отдельных таинства и хотелось бы знать, каково значение таинства Покаяния, Исповеди в жизни христианина?

– Таинство Исповеди – действительно отдельное таинство, но оно и таинство Причастия взаимосвязаны. В традиции Русской Православной Церкви таинство Исповеди всегда предваряет таинство святого Причащения: чтобы приступить к таинству Причастия, нужно очистить совесть от тяжкого груза греха, и делать это даже тогда, когда после последнего Причащения прошло не так много времени. Именно в нашей русской традиции принято так – может быть, потому что в Русской Православной Церкви был период, когда причащаться один или два раза в год считалось чуть ли не нормой. Это был период определенного застоя в духовной жизни, когда считалось нормой то, что нормой считаться не должно. Вот у нас так: перед тем, как причаститься нужно обязательно поисповедоваться. Но Исповедь – это самостоятельное таинство.

При необходимости можно прибегать к таинству Исповеди отдельно от таинства Причастия, особенно если в этом есть какая-то нужда. Вот человек тяжко согрешил, например, с кем-то поссорился, и тут же прощения попросил, но этот грех нанес такую рану душе! Или кого-то в чем-то заподозрил, и у него нет возможности узнать, насколько эти подозрения справедливы или несправедливы. Или бывают серьезные ситуации – например, вспышка гнева, которая внутренне буквально сожгла, испепелила человека. Конечно, человеку важно прийти в храм Божий к аналою, на котором лежат крест и Евангелие, исповедать грех и получить от священника разрешение греха, то есть прощение греха.

И, конечно, это очень актуально для людей с тревожной совестью – она ведь по-разному устроена, и бывает так, что человек чувствует себя все время виноватым, и ему хочется к таинству Исповеди приступать почаще, чтобы совесть не очень сильно тревожила и не отрывала от других духовных дел, бывает даже и такое. Но это возможно только тогда, когда человек хранит свое единство с Церковью.

Считается, что единство с Церковью сохраняется, если он хотя бы один раз в год (не реже) приступает к таинству святого Причащения и через принятие Тела и Крови Христовой поддерживает общение с Церковью и может принимать каждое из таинств Православной Церкви. По крайней мере, такому человеку открыта дорога к принятию таинств. А если человек не имеет единства с Церковью, например, больше года не был на Причастии и вдруг захотел поисповедоваться, ему надо вначале восстановить свое общение с Церковью через принятие Исповеди и следующего за ней Причащения, подготовиться так, как это полагается, и к таинству Исповеди, и к таинству Причащения. И уже потом, как говорится, в случае необходимости открыта дверь, чтобы просто поисповедоваться. Открыта дверь и для других таинств, скажем, для таинства Соборования или, при вступлении в Брак, таинства Венчания.

Отец Флавиан, Вы сказали, что когда-то считалось нормой причащаться один или два раза в год. Как Вы считаете, как часто следует причащаться?

– Если человек ведет серьезную духовную жизнь – ежедневно утром и вечером находит время для молитвы, время для чтения Евангелия, силы для того, чтобы читать духовную литературу, наблюдать за своей внутренней духовной жизнью, посещать храм Божий, то такому человеку, наверное, можно порекомендовать каждую неделю исповедоваться и причащаться.

Но если священник в человеке с напряженной духовной жизнью замечает склонность к гордыне, то может посоветовать: «Тебе часто причащаться нельзя, а то возгордишься и через гордыню сможешь претерпеть большой урон для своего духовного возрастания». Или, если, например, в человеке есть усердие, но и одновременно какое-то легкомыслие, все легко ему дается, то священник может такому человеку сказать: «Давай-ка ты все-таки не слишком часто будешь причащаться, чтобы хранить полное благоговение. Вот не хватает в тебе благоговения ко святыне, не так ты относишься трепетно, как должно относиться к таинству, поэтому с частым Причащением лучше повременить».

Если учитывать такие явные препятствия для частого Причащения, то, наверное, Причащение один раз в неделю может быть нормой. Но далеко не все могут вести все время напряженную духовную жизнь. Ведь бывают периоды, когда мы беремся за духовную жизнь, и у нас все получается, а потом наступает период, когда в духовной жизни застой.

Конечно, мы просто обязаны себя подгонять, чтобы все время идти навстречу Христу и причащаться почаще – по крайней мере, причащаться на все двунадесятые праздники, по моему мнению, должны побуждать себя все православные христиане. Но если у человека образ жизни рассеянный, или профессия, которая не предполагает внутреннюю собранность, то такому человеку вряд ли священник порекомендует причащаться часто именно по той причине, что он на это себя «разогнать» не сможет, и это может быть причиной уныния. Для такого человека лучше, если он один или два раза в год себя мобилизует, чтобы подготовиться как следует. Лучше пореже, но основательно.

Звонок в студию. Максим, 13 лет: «В народе говорят: «За еду не быть в аду». Тогда зачем же мы постуем, зачем пост соблюдать?»

– Очень интересная поговорка. Она оправдывает согрешение тех людей, которые к посту относятся не слишком строго. Можно представить себе бабушку, которая потчует внука пирожками и говорит ему, мол, за еду не быть в аду, мол, подрастешь и попостишься, а пока растешь, кушай-кушай. Или человек себя оправдывает, когда принимает гостей и думает: «Ну накормлю я их получше, может быть, даже и не совсем постным, ведь в детстве говорили, что за еду не быть в аду», и, таким образом, хочет найти себе оправдание. Но в этой поговорке есть здравое зерно: если человек не соблюдает пост, то этот грех по сравнению с другими грехами не так тяжек, поскольку он касается самого человека. И если говорить о внешней стороне дела, то нарушение поста, если оно ситуативное и не вызвано какими-то идеологическими соображениями типа: «Я вообще не буду держать пост – я это вообще не воспринимаю», если и подразумевает епитимью, то не слишком тяжелую. Тогда как за крайнее отношение к посту полагается даже вообще человека отлучить от Церкви до тех пор, пока он не изменит такого отношения. Именно поэтому вероятность обречь себя на адские муки в результате ситуативного нарушения поста гораздо меньше, чем когда человек вообще не следит за духовной жизнью.

Пост нельзя рассматривать просто как диету.

– Конечно. Но пост телесный, воздержание от скоромной пищи – это такой маркер, насколько человек вообще расположен в этом смысле подвижничать. Потому что, если человек сможет себя «раскочегарить» на то, чтобы соблюдать телесный пост, то он может ставить и другие задачи. Но сложно представить, чтобы человек ставил себе сколько-нибудь серьезные задачи в духовной жизни, не прибегая к ограничению в потреблении пищи.

Звонок в студию. Евгений Александрович (Белгород): «В Евангелии красной нитью проходят слова Христа «покайтесь». Разница есть между покаянием и Исповедью и можно ли исповедоваться, не каясь?».

– Таинство Исповеди и таинство Покаяния – это одно и тоже. Но покаянием называется также процесс духовной жизни, связанный с изменением образа мыслей и образа жизни. Или можно еще привести такой синоним – обращение, когда человек от неправедного образа жизни, протекающего вдали от Бога, приходит к Богообщению и тем самым отвращается от зла и обращается к Богу. Если быть точным, то именно так слово «покаяние» переводится с греческого.

В этом смысле Исповедь является внешним выражением процесса покаяния. Процесс покаяния совершается в душе человека, он связан с волевыми усилиями, здесь Божия благодать, которую человек принимает, и волей направляет себя к изменению образа жизни. А на Исповеди человек желаемые изменения, скажем так, фиксирует, словесно выражает, рассказывает о темных сторонах своей жизни, о своей вовлеченности в грех и, выразив это, получает от священника назидание, если в нем нуждается. Таким образом, получается, что покаяние в Исповеди получает свое воплощение.

Но бывает, что человек относится к таинству Исповеди формально. Привык он, допустим, перед Пасхой исповедоваться и причащаться. Ничего не хочет в своей жизни менять, он просто так воспитан, и говорит: «Конечно, на меня никто не давит, но, если я не поисповедаюсь и не причащусь, я очень сильно удивлю своих родителей. Почему бы мне это не сделать так, как я это делал всегда». При этом у человека нет сколь-нибудь напряженной духовной жизни, для него это просто внешняя канва подготовки к празднованию Пасхи, и, соответственно, участие в таинствах – элемент подготовки к празднику. Или человек приходит на Исповедь и на Причастие под давлением своей жены, которая более благочестива и буквально гонит своего мужа, и он думает: «Я поисповедаюсь и причащусь, лишь бы только жена меня не пилила». И происходит Исповедь без покаяния, когда в человеке нет желания что-то менять.

Хорошо, если священник распознает такое внутреннее состояние кающегося грешника и сможет его призвать к внутренней работе над собой, к настоящему исповеданию христианства, к настоящему покаянию. И, конечно, миряне, если друг в друге, скажем так, замечают, что человек на Исповедь-то ходит, но жизнь свою не меняет. Иногда это бывает очень эффективно. Но просто люди на это не решаются: это же дело священника – давать духовные советы, чтобы пытаться что-то изменить или поставить вопросы, связанные с духовной проблематикой. Я кто такой? Меня никто не учил, в семинариях я не обучался, да и как воспримет человек? Но в том-то и дело, если будет желание отнестись с сочувствием к внутреннему миру ближнего, если само обращение к этому ближнему будет с позиции брата: «Насколько я замечаю, на Исповедь ты ходишь, а вот в жизни твоей и это не меняется, и то не меняется… Почему так? Можешь мне сказать по-братски?». С сопереживанием и не задирая нос, не с позиции назидателя, поучателя, а вот давай-ка я тебе подскажу кое-что. Все зависит от внутреннего такта, но, так или иначе, бывают случаи, что такое доброе, сердечное отношение преодолевает в человеке внутреннюю пустоту.

Звонок в студию. Татьяна: «Причащаюсь, исповедуюсь, верую по глубокому убеждению, соборуюсь. Но сейчас идет большой пост, дочери я сказала, чтобы она не блудила, потому что у нее то один ухажер, то другой. Она очень возмутилась на мое замечание, и теперь я не знаю, как на Исповеди попросить прощения у Господа, сейчас пост, а ведь я же ее обидела».

– Получается, дочь очень сильно возмущена вашим вмешательством в ее личную жизнь. Если нет между вами тонкой душевной взаимосвязи, взаимопонимания, то, конечно, с такой категоричностью прибегать к вразумлению не стоит.

Дочь отказывается от позиции ребенка, она призывает вас воспринимать ее, как взрослую. И кто знает, если вы воспримете ее как взрослого человека, может быть, ей это поможет остепениться, позволит осознать себя взрослым человеком, который сам несет ответственность за свои поступки и, оглядевшись вокруг себя, сказать: да, я взрослый человек и нахожусь в мире взрослых людей, и на меня все смотрят как на взрослого человека, и на меня Бог смотрит как на взрослого человека.

А вам, Татьяна, может быть, стоит заговаривать с ней об этом именно с точки зрения взрослого человека: «Все-таки я признаю, что ты взрослый человек и можешь сама решать, и со своей стороны единственное, что я могу дать, это молитвенная поддержка. Отказываясь от прямого послушания мне, матери, ты сама отвечаешь за свои поступки полностью. И моя молитва, конечно, будет тебе поддержкой, но, с другой стороны, моя молитва будет о том, чтобы Господь тебе вел, направлял, и поэтому те невзгоды, которые тебе встретятся на твоем духовном пути, воспринимай по-взрослому. И если я тебе понадоблюсь, ты всегда знай, что я всегда рядом и со своей молитвой, и со своим советом и всяческой поддержкой». То есть переход от взаимоотношений, когда мать воспринимает ребенка в качестве ребенка и когда мать воспринимает подросшего ребенка в качестве взрослого, может нести в себе целый ряд преимуществ. Так или иначе, дети взрослеют.

Одна из наших зрительниц Ольга Пичугина в сети «ВКонтакте» спрашивает: «Если на Исповеди исповедуешь грех, в котором не испытываешь сердечного раскаяния, нужно ли вообще о нем рассказывать, и как достичь раскаяния?».

– Тема очень серьезная, это как раз о подготовке к Исповеди. Есть такой предрассудок, что Исповедь – это таинство, которое, если человек находится в общении с Церковью, открыто всегда и для всех. Да, в случае острой нужды, внезапного душевного потрясения, связанного с согрешением, человек может прийти на Исповедь. Но Исповедь – это таинство, к которому нужно готовиться: человек слаб, склонен к лени и к духовному расслаблению. Человек так устроен, что ему хочется исповедоваться только в тех грехах, которые так или иначе разрушают его внутренний мир. Это грехи, которые причиняют человеку беспокойство – или напрямую, или опосредованно. Или человек грешит, а ближние на него давят, говорят: ты что делаешь? И из-за этого человеку дискомфортно. Получается, в том, что доставляет страдание, человек кается охотно.

Но есть ситуации, когда человек понимает, что нарушил заповеди, его воля пошла вразрез с волей Божией, но это как-то не воспринимается. А уж если говорить, что человек так устроен, что у него могут быть какие-то любимые грехи, так вот в любимых-то грехах каяться – это вообще тяжкая мука. Так что надо на подготовку к таинству Исповеди смотреть комплексно. Вот есть человек вместе со своей человеческой природой. Есть воля Божия, благая и совершенная, направленная к тому, чтобы человеку доставить счастье как во время земной жизни, так и во время вечной жизни, в будущей вечности. И воля Божия, открытая человеку, – это инструкция по применению человеческой природы. То есть Бог не административно навязывает человеку какие-то правила: «Я – Высшее Существо, а ты – человек, веди себя так-то и так-то и не забывай, с Кем имеешь дело», вовсе нет. Господь – наш Творец, наш Промыслитель и наш Замыслитель. Никто не знает человеческую природу лучше Него, чтобы подобрать к ней ключик. И все ключики – и наша воля, и наша совесть, все возможности для того, чтобы исполнить волю Божию, в человеческой природе есть. Но задача человека – открыть волю Божию во всей полноте, открыть и постараться ее исполнить. По крайней мере, сделать шаги навстречу Богу и, если есть грехи, которые воспринимаются как нечто нейтральное, – вроде бы грешу, но меня это не задевает, отнестись к этому как к проблеме, которую если не сейчас, то со временем, нужно решить. Осознать это как проблему и предпринять какие-то шаги для ее разрешения, задать себе вопрос: а что во мне мешает воспринять благую совершенную Божию волю? Может быть, я недостаточно люблю Бога? Может быть, я недостаточно люблю ближнего своего? Может быть, я сух своей душой, черств своим сердцем, и это мне мешает болеть душой? Может быть, я совершил над собой какую-то дурную работу и умертвил свою совесть? Когда-то совершенное насилие над совестью может длиться долгие годы, когда человек оправдывает себя, примиряется с греховными состояниями, а потом совесть атрофируется и о себе перестает напоминать.

Человек должен сказать: «Я Бога должен предпочесть своим похотям, своим пожеланиям», – Бог должен быть на первом месте в жизни каждого христианина. И подготовка должна заключаться в том, чтобы шире посмотреть на волю Божию и понять, как моя жизнь расходится с волей Божией, и как можно шире раскрыть эту проблематику на Исповеди. И тут дело не в многословии, не в том, чтобы человек пришел на Исповедь с длинным списком грехов, а в том, чтобы он не закрывал глаза на то, что есть вещи, напрямую не терзающие душу, но в которых все равно нужно каяться, потому что это – нарушение воли Творца и Спасителя. В подготовку к Исповеди нужно включить и искреннее прощение, когда человек задает вопрос: искренне ли я всех прощаю, прежде чем мне попросить прощение у Господа?

Звонок в студию. Любовь из Орловской области: «Мы с мужем обвенчались, он исповедуется, причащается каждую неделю, все читает, я верю, что он глубоко верующий человек. Но изменений в жизни нет. Он идет исповедоваться, а я говорю: «Как же так, ты не примирился!». А он говорит: «А я с тобой не ссорился». И вот это вносит мне смуту. Может, я очень плохая, меня надо менять, но мне очень тяжело. Я не могу причащаться так часто, как бы мне хотелось...».

– Здесь разница в понимании, что считать ссорой, в понимании, насколько должно простираться спокойное отношение к разногласиям, которые имеются в жизни супругов. Чтобы в этих вопросах разобраться, нужно прибегнуть к помощи стороннего наблюдателя, который может, выслушав позиции той и другой стороны, высказать свои соображения, как из разногласий выходить наилучшим образом. Наилучшим собеседником в решении подобного вопроса может быть приходской священник, если вам удастся договориться встретиться с ним либо в храме, либо, по русской традиции, на какой-нибудь праздник пригласить его либо на обед, либо на чаепитие. Это будет самым лучшим разрешением ситуации. Священник выслушает и одного супруга, и другого и даст совет.

Давайте вернемся к разговору, как правильно подготовиться к Исповеди.

– Чтобы узнать волю Божию, нужно читать духовные книги. И для подготовки к Исповеди есть специальные книги, где раскрываются те или иные греховные состояния человека. Эти книги специально предназначены для того, чтобы разбудить совесть человека, готовящегося к таинству святой Исповеди. Описываются заповеди Божии, растолковываются ситуации, каким образом человек нарушает эти заповеди и в чем человеку нужно раскаяться, в чем поправить свою жизнь. Есть книга замечательного духовника отца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения Исповеди». Написана она, вроде бы, и недавно, но каким-то записям явно не одного десятка лет. Нужно понимать, что эта книга основана на беседах, которые отец Иоанн вел с прихожанами, приезжавшими к нему в Псково-Печерский мужской монастырь и проводившими там время говения, время поста. Эта книга дает обзор и по заповедям Десятисловия Моисеева, и по заповедям Нового Завета, по заповедям Блаженств, изложенных в Евангелии от Матфея, в Нагорной проповеди. Для подготовки к Исповеди, на мой взгляд, очень хорошая книга.

А если кто-то хочет подготовиться к Исповеди поскорее, то есть книга потоньше, называется «В помощь кающимся». Но опять же, чем тоньше книга, тем тоньше должна быть «настройка» совести, тем к большему самоотвержению призван человек, чтобы не пройти мимо незатронутых уголков своей души, своей совести.

Светлана Якушевич спрашивает: «Если исповедал какой-то грех, стоит ли исповедоваться в нем при следующей Исповеди, если этот грех и дальше продолжает мучить?»

– Если грех не преодолен, то нужно в нем обязательно исповедоваться. Если есть грехи, которые невозможно сразу преодолеть, то очень важно, чтобы рядом был понимающий священник, который мог бы эту ситуацию контролировать, мог бы давать необходимые советы. Иногда важно исповедоваться одному и тому же священнику, чтобы немножко стыдненько было, чтобы себе сказать: «Я же так хочу расстаться с этим грехом, стыдновато будет появляться, если я согрешу этим еще раз!». Человек должен задать себе вопрос: «Если мне священника стыдно, то мне перед Богом гораздо стыднее должно быть?. Поэтому восприму я это ощущение стыда, неловкости, которая возникает при мысли, что мне опять с этим грехом нужно будет идти к священнику, потому что именно так лучше будет для полноты духовной жизни, для скорейшего расставания с греховной жизнью». Человек скажет: «Если мне священника стыдно, то я явно воспринимаю это как волю Божию, которая ведет меня, чтобы я отказался от этого греха».

Ирина Макарова спрашивает, это как раз-таки касается стыда: «Если не все свои грехи рассказываешь, стыдно о грехе рассказать, но в нем раскаиваешься, прощается ли такой грех Богом?».

– Если таинство Исповеди совершается с полным чтением молитв, то священник должен кающимся прочитать такое назидание, в котором есть такие слова: «если же ты что-нибудь скроешь, то грех твой усугубится. Пойми же, что ты пришел в духовную врачебницу, тебе нельзя уйти из нее неисцеленным» – это в переводе на русский язык. Возникает вопрос: мы же не знаем, насколько усугубится этот грех, если его утаить. Может быть, во много раз, и этот скрытый грех утянет душу грешника на самые глубины ада. Поэтому нужно придерживаться строгого правила – не стыдиться и исповедовать все грехи в их полноте. Священника, уже после первого года священства, невозможно ничем удивить. Грехи человека не отличаются разнообразием, и если человек исповедует или застарелый грех, или грех, мучающий его, в священнике это родит не отвращение, которое могло бы произойти, если бы об этом грехе узнал сосед по квартире, в священнике это родит сочувствие и желание помочь избавиться от греха. Поэтому любой стыд, возникающий на Исповеди, – ложный, не нужно к нему прислушиваться. Это тот стыд, который мешает приблизиться к Богу, поэтому его нужно преодолеть.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс