Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (864) → Протоиерей Александр Лыков: Рождение Христа в сердце человека

Протоиерей Александр Лыков: Рождение Христа в сердце человека

№15 (864) / 19 апреля ‘16

Беседы с батюшкой

Тема сегодняшней передачи – «Рождение Христа в сердце человека». Вы работаете с молодежью. Вопрос как к опытному человеку: скажите, как происходит рождение Христа в сердце молодого человека? Как молодые люди приходят к вере? Ведь зачастую они не задумываются о спасении, смерти, душе, они поглощены, как правило, внешними впечатлениями, внешней жизнью.

– На мой взгляд, ситуация достаточно тревожная, потому что я знаю очень немного ребят, чьи родители ходят в храм. У нас в городе две общеобразовательные школы. Более 10 лет мы приходим в старшие классы и ведем достаточно откровенный, свободный разговор, не боимся непростых вопросов и тем самым демонстрируем открытость Церкви, готовность к диалогу.

Но, как показывает практика (я не знаю, может, это в нашем городе так), к сожалению, из тех школьников, с которыми мы встречаемся на уроках основ православной культуры (это еженедельные встречи), на службы или просто задать вопросы священнику приходят немногие. В основном я встречаю молодых людей только спустя годы после окончания ими школы, когда они впервые сталкиваются с настоящими жизненными трудностями и проблемами. Это может быть разрушение семьи, которая только недавно была создана, взаимоотношения с родителями, сверстниками, – как правило, молодого человека приводит в храм постановка какого-то серьезного вопроса, а чтобы человек почувствовал Господа в сердце, независимо от того, что у него происходит в жизни дурного или хорошего, это я вижу крайне редко.

У нас достаточно многочисленный приход для небольшого города (здесь живет около 30 тысяч), на воскресной Литургии бывает 200 человек. Я не могу сказать, что мало молодежи, но в основном это ребята, чьи родители в Церкви, и поэтому я вижу кризис семьи. Этот кризис начался из-за того, что был утрачен главный стержень, Который есть Господь. Это та основа, без которой вообще ничего невозможно построить в жизни, тем более семейные отношения, которые складываются очень непросто, постепенно. Чаще эта основа отсутствует у папы, мамы более чутки к Церкви.

А вот в Греции, например, не так. Мне доводилось бывать и на островах, и в материковой Греции, там в основном «заправляют» мужчины и молодые люди (в хорах, ухаживают за подсвечниками). Мне рассказывали, что в тех республиках, где вера в советское время не прерывалась (Молдавия, отчасти Украина), такой уклад тоже сохранился. У отца Андрея, с которым я служу, жена из Гагаузии (это юг Молдавии). В начале 90-х годов он там был рукоположен в диаконы, и когда он проходил в рясе по улице, пожилые люди вставали, кланялись, снимали шляпы. Он был тогда еще совсем молодым, и ему было удивительно, что там существует такое уважение к священному сану.

У нас я не наблюдаю массового вхождения молодежи в Церковь. Школьники активно помогают нам во время праздника Крещения, приходят с учителями, помогают разливать воду, с удовольствием это делают, но потом опять практически на год наше общение прерывается. Я не знаю, почему это происходит, мы активно приглашаем в храм, ребята видят, что мы готовы вести диалог...

Думаю, это связано с общей инерцией жизни. Слава Богу, сейчас об этом стали говорить, даже на заседании Синода было сказано. Недавно приняли документ «Об участии верных в Евхаристии», где обращается внимание родителей на то, что они приводят детей к Причастию, но сами в этом таинстве не участвуют. Когда дети достигают подросткового возраста, начинают критически смотреть на жизнь, у них появляются вопросы, они начинают себя личностно идентифицировать, а получается так, что родители просто считают Причастие полезным для ребенка, но сами при этом не открывают молитвослов или Писание, и подрастающий ребенок не видит молящихся родителей.

Мне очень повезло с родителями, я с раннего детства видел их молящимися и благословляющими нас, детей. Думаю, это очень важно. Но я знаю и положительные примеры. Много лет назад я встретил в храме девочку, чьи родители были очень активными коммунистами, даже яйца не красили на Пасху, что делалось практически во всех семьях просто по традиции, тема религии вообще была запретной в семье, и она ничего не знала о Христе, пока не стала взрослой. Это поле у нее было выжжено, как она говорила. В школе об этом в советское время не говорили, а дома не было ничего, что напоминало бы о Боге. Хотя бабушка у нее была очень верующей. И эта девушка сказала такую замечательную вещь: «Я думаю, что к вере меня привела ее молитва». Она не застала бабушку в живых, но уже потом узнала о ней от родителей, которые постепенно как-то потеплели. Эта девушка говорила, что чувствует молитвенное участие бабушки в своей жизни, хотя никогда ее не видела.

Допустим, молодой человек вырос в верующей семье, а в определенном возрасте резко оттолкнул веру, перестал ходить в храм, исповедоваться, причащаться. С чем это может быть связано?

– Трудно сказать. Конечно, это проблема. Я знаю, что даже в священнических семьях или в семьях верующих людей кто-то из детей остается в храме, а кто-то нет. Я очень тревожусь и за своих детей. Старшей дочери 16 лет, сейчас она в Церкви. Не знаю, как будет завтра.

Моя дочь обрела в храме сверстников, что для меня в свое время было очень большой проблемой, когда я ходил в храмы (мы жили в Москве), которые никогда не закрывались, Елоховский собор и храм на Ордынке в честь Иконы «Всех Скорбящих Радость». Там в основном были люди в возрасте, а у меня в то время было движение к вере, я впервые самостоятельно открыл для себя Евангелие, прочитал как книгу воспоминаний о делах двухтысячелетней давности, но совершенно не представлял себе, что с этим дальше делать и какое это имеет отношение ко мне. Понадобилось много времени, чтобы я понял, что Евангелие – это слово, обращенное ко мне, но я не сам до этого додумался, мне помогли люди, которые были духовно старше меня.

Проблема, наверное, заключается в том, что человек не обретает среди сверстников поддержки, он приходит в школу, институт или техникум, но там не принято говорить о Боге. У моей старшей дочери одно время был такой период, когда она не очень понимала, зачем ходить в храм. Это нормально в плане приобретения личного опыта, – пока человек честно не поставит перед собой вопросы веры, он не сможет ходить в храм просто по инерции. Если молодой человек или девушка находятся в поиске, это нормально. Думаю, если человек честен перед собой, Господь обязательно достучится до его сердца – может поставить человека перед выбором, провести его через очень серьезные испытания, где человек поймет, что его силы конечны.

Я сам через это прошел и глубоко убежден, что без Бога ничего путного в жизни построить невозможно, ничто не выдерживает испытания временем. Даже наша страна – Советский Союз – развалилась как карточный домик: на референдуме все проголосовали за сохранение Советского Союза, а буквально через месяц все развалилось, и «падение его было великое», как говорится в Писании. Я нахожу ответ только в том, что была уничтожена основа. Может быть, если бы коммунистам хватило ума или деликатности не трогать основы, то развала бы не произошло, но были подорваны основы, они придумали новое божество, создали новую религию, вытравили интеллигенцию, дворянство. Я разговаривал с людьми старшего поколения, и они признаются, что сами не особо верили в то, что говорили людям. Это страшно. Мне иногда подвыпившие люди задают такие вопросы: «Батюшка, а Вы сами верите во все это?». Я никогда не отмахиваюсь от таких людей, начинаю с ними говорить и вижу, что у них появляется какая-то осмысленность в глазах, хотя вопрос задают явно провокационный.

А что Вы им говорите?

– Я немного рассказываю свою историю. Говорю: «Знаете, в свое время, в детстве, родители заронили зернышко, а оно потом зрело, в какой-то момент было затишье (школьные, студенческие годы), когда эти вопросы меня не так волновали, хотя в душе я всегда считал себя верующим человеком. Но жить по вере и быть верующим – это разные вещи. Одно дело – признавать, что Бог есть, а другое – выстраивать с Ним личностные отношения». И я об этом с человеком говорю, не могу сказать, что я уже чем-то обладаю, ведь каждый день мы проходим испытание в вере (любой человек, в том числе, и священник), подтверждаем свое призвание: как спортсмен, если он не будет тренироваться, то не сможет быть в форме, так и с верующим человеком – как только останавливается движение, то все – пиши пропало.

Поэтому когда молодые люди находятся в движении, пусть даже, как нам кажется, не в том направлении, но в поиске, – всегда есть надежда. Хуже, когда человеку все равно. Это самое страшное. Вот когда надо тревожиться родителям и близким. Есть такие случаи, от которых у меня прямо мороз по коже. Хотя сейчас это считается нормальным – человек приходит с работы, садится перед монитором и сидит в интернете.

Недавно я разговаривал с мамой, которая спрашивает, что ей делать с ее сыном – ему 30 лет, у него нет семьи, нет друзей, и он проводит время и все выходные только за компьютером, ничто другое ему неинтересно. Это страшно, хоть и остается надежда, что, может быть, он в интернете что-то высмотрит хорошее: нельзя сказать, что это однозначно плохо, но будет ли это востребовано его сердцем – очень большой вопрос, ведь человек находит в интернете то, что ему созвучно.

Я знал одну девушку, у которой было резкое неприятие веры и всего, что касалось Церкви. Помню, в начале 90-х годов я поймал на радиоприемнике какую-то волну, где передавали всенощное бдение. Она услышала и говорит: «Выключи эту дрянь!». Я весь сжался, а девушка при этом очень обходительная была, но потом произошло еще несколько ситуаций и подобных выпадов с ее стороны, и я понял, что не готов выстраивать с ней какие-то отношения, просто позвонил и без объяснения причины сказал, что больше мы встречаться не будем.

Вопрос телезрительницы из Ярославской области: «Моему сыну 17 лет, он занимается спортом, раньше он чаще ходил в церковь, даже помогал батюшке в алтаре, а сейчас редко посещает ее. Он очень серьезно занимается спортом, мы пытаемся сказать, чтобы он чаще ходил на Исповедь и Причастие, а он говорит, что ему некогда, у него тренировки. Он верит в Бога, мы тоже верим, пытаемся его направлять, но у нас как-то не получается донести до него, что должно быть на первом месте».

– Пока вы задавали вопрос, у меня в памяти всплыл такой случай, который, может быть, поддержит и этого молодого человека. Когда я служил в Богоявленском соборе Ногинска, в этот город несколько раз приезжала команда девушек на соревнования по хоккею на траве. Так получилось, что мы познакомились с одной из них – она пришла в храм в спортивной форме и встала на Исповедь. Она ровесница вашего сына. И она сказала, что где бы ни находилась, обязательно находит возможность между тренировками пойти в храм на Литургию. Конечно, это не всегда удается, ритм жизни профессиональных спортсменов достаточно быстрый. В нашем храме тоже есть молодой человек, который профессионально занимается хоккеем, участвует даже в мировых чемпионатах, недавно команда очень хорошо сыграла в Чехии. Он занимается в городе Электросталь, но, слава Богу, когда есть возможность, не оставляет храм.

Думаю, это просто вопрос времени. Вспомните себя в 17 лет. Слава Богу, что вы с мужем в храме, вы для сына как якорь, канат, который он сейчас немного отпускает, несколько дистанцируется от вас, но я очень надеюсь: он почувствует, что добиваться чего-либо в спорте без упования на Господа – невозможно. В свое время я услышал от Владислава Третьяка, что когда он выходил на игру (это было в 70–80-е годы), то крестился, но делал это так, как будто поправлял свои доспехи. Я был поражен! Надеюсь, что и у сына нашей телезрительницы все образуется. Помолимся о нем и обо всех спортсменах, музыкантах, кто профессионально занимается своим делом. Спорт всегда теснейшим образом был связан с верой. И апостол Павел упоминает в своих посланиях бегунов, говоря, что они бегут для получения тленного венца, а мы стараемся ради получения венца нетленного – и если об этом не забудем, то будем бежать, наверное, в два раза быстрее. Потому что в любом деле, тем боле, в спорте, когда силы оскудевают, человек просит: «Господи, помоги!».

Вопрос телезрительницы из Тюмени: «Все мы знаем, что нет ничего хуже насилия, свободная воля дана человеку Богом, и мы не имеем права влиять на волю другого человека. К примеру, человек просит денег в долг – и просящему надо дать, если есть такая возможность, но если мы знаем, что человек потратит эти деньги на ересь (например, обратится к гадалке), то просящему отказываем. Где здесь золотая середина? С одной стороны, просящему надо дать, но не хочется становиться соучастником его греха».

– В Дидахе, или Учении двенадцати апостолов (это документ апостольского времени), в отношении милостыни есть очень короткая фраза, поразившая меня в свое время, я даже подумал: «А не опечатка ли это?». Звучит эта фраза так: «Милостыня да запотеет в руке твоей!». Я подумал: «Наверное, не запотеет, потому что ее надо быстрее отдавать», но там сказано именно «запотеет», то есть прежде чем дать деньги, оказать помощь и поддержку, нужно удостовериться, на что они будут потрачены. Это не только мое мнение, но я это принял сердцем, что, действительно, давать человеку деньги на вещи, которые явно его губят (игровые автоматы, наркотики и т.п.), безусловно, не нужно. На самом деле, здесь нет никакого насилия, порой это единственный выход – создать некое препятствие для распространения зла.

И Господь так с нами поступает, когда видит, что человек идет не туда. И даже неверующие и не задумывающиеся о Боге люди замечали, что что-то вдруг начинает происходить: Господь начинает ставить перед человеком препятствия, но не чтобы человеку досадить, а чтобы при столкновении с препятствием человек задумался: «А туда ли я иду?». Поэтому, когда человек просит деньги не на добро и в вашем лице встретит препятствие, то аргументированный отказ вполне допустим. Здесь мы призваны хотя бы ограничить зло, если не можем искоренить его совершенно.

К милостыне отношение должно быть крайне внимательное. И у нас в храме есть сильно выпивающие люди, которые практически потерялись в жизни. Когда они приходят, мы их кормим, оказываем всяческую поддержку, но потворствовать пьянству мы не будем. Обычно собираем такому человеку продуктовый пакет или идем вместе с ним в магазин за хлебом, а не просто даем деньги – я больше чем уверен, что он потратит деньги не на то, на что просит.

Вопрос от телезрителя из Москвы: «Моей дочке 11 лет, я сам бывший рокер, и она меня иногда спрашивает, как ей вести себя в школе. Я говорю ей: Сам Христос сказал, что надо Его исповедовать, и даже если она будет белой вороной, ни в коем случае не должна отрекаться от Христа. Я иногда прихожу к ним в школу на классные часы, говорю свои маленькие проповеди. Но, думаю, в школах надо вводить это потихоньку, пусть даже через такие классные часы. Как Вы считаете?».

– В начале нашей беседы мы говорили об этом. У нас в городе две школы, и еженедельно такие встречи с ребятами происходят. Я знаю, что такие встречи бывают и в Москве, священники приходят в класс. Думаю, это очень важно, тем более то, что делаете вы. Потому что одно дело, когда приходит священник, и ребята могут сказать, что это его работа, и другое – когда приходит человек «в штатском» и начинает свидетельствовать о Боге, хотя это никак не связано с его профессией (он не заканчивал семинарию, тем более если это папа их одноклассницы). Это очень важное свидетельство. Безусловно, это делать нужно.

Я иногда своих дочек вынужден забирать из школы в подряснике, и старшая девочка делает вид, что она не со мной. А у других детей очень интересная реакция. Я однажды пришел, а там были какие-то первоклашки смешные, и они говорят: «Ой, смотрите, Боженька пришел! А Вы Бог?». – «Нет, ребята, я не Бог. Бог тела не имеет» – «А может быть, Вы царь?» – «Не знаю, в какой-то степени. Анечка и Варечка – мои подданные» – «А можно Вас потрогать?» – «Ну потрогайте».

И они начинают трогать подрясник. Очень хорошая, живая реакция у них. Но даже мои дети просят меня снять подрясник, когда я прихожу за ними. Мне моя супруга сказала, что я где-то перехожу грань, ведь дочь просит приходить без подрясника, но меня это просто обижает даже. А если бы я был летчик или милиционер и приходил в форме? Тогда бы дочь гордилась моей профессией.

К сожалению, такое связано с тем, что в обществе это поле почти выжжено, очень многие люди находятся за церковной оградой и даже не представляют себе, как прекрасна и многогранна жизнь в Церкви и что верующие люди – не зашоренные, а в основной своей массе открытые, умные люди, которые стараются в своей жизни включать и разум, и сердце и не забывают сообразовывать эти вещи с Господом. Поэтому я думаю, что нужно обязательно сеять семена, а взойдет это семя или нет, принесет ли плоды, мы не знаем, – но сеять нужно обязательно, и делать это даже не со школы, а с детского сада. Вообще, все это, конечно, должно делаться в семьях, но в основном родители поглощены работой, и очень много одиноких мам, занятых на нескольких работах, ребенок предоставлен сам себе, поэтому понятно, что им трудно.

Расшифровка:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс