Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №14 (863)
«Если корабль нагрузить сверх меры, он пойдет ко дну. То же можно сказать и о человеке, который ест больше, чем необходимо», – пишет святитель Иоанн Златоуст. И то, что бывает с перегруженными кораблями, происходит и с перенасыщенными людьми. Такому кораблю ничего не поможет: ни тишина моря, ни искусство капитана, ни слаженная работа команды – он все равно утонет от тяжести груза. Так и чревоугодник погубит свою душу, и ничто ему не поможет: ни учение Церкви, ни порицание других, ни стыд, ни наставления, ни страх будущего, ничто не спасет душу, если сам человек не будет бороться с чревоугодием. Такую картину рисует святитель, чтобы показать нам гибельность этой страсти. Но как же с ней бороться? Об этом мы подробно говорим с протоиереем Артемием Владимировым: великопостный цикл бесед с батюшкой посвящен аскетике. И говорит он об этой науке христианского подвижничества не только чтобы еще раз напомнить нам о гибельности страстей и необходимости борьбы с ними – цели наших уроков вполне практические: обозначить шаги, конкретные действия, которые помогут нам, тем более во время поста, преуспеть в аскетике. Ведь аскет – это тот, кто борется со страстями, кто подвизается телесным воздержанием, стяжанием добродетелей. Аскетизм иногда называют «христианством в размышлении и действии». Именно так и выстраивает свои беседы отец Артемий, когда рассказывает о каждой страсти отдельно и предлагает вполне конкретные рекомендации и упражнения, которые следует выполнять, чтобы успешнее вести внутреннюю борьбу. Эти сведения сам батюшка позаимствовал из аскетических творений святых отцов, то есть из живого опыта христианских подвижников.
Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник Алексеевского женского монастыря в Москве: – В прошлый раз, дорогие друзья, мы уподобились древнерусским былинным богатырям, которые держали сражение с чудищем поганым, с помощью меча-кладенца срубали головы огнедышащего дракона. Меч для нас – это мудрость и молитва, а чудище – страсти, в том числе и чревоугодие – пронырливая и хитрая страсть. Святитель Игнатий Кавказский говорит, что нет ничего более умиротворяющего, радостного, чем воздержание, умение всем пользоваться в меру и разумно. Почему? Найдя свою меру (а ведь она у каждого своя), человек делается способным сохранять ум в светлости, обретает ясность сознания. Кстати, гибельность чревоугодия и состоит в помраченности ума, а не только в том, что тебе приходится 48-й размер менять на 56-й. Ясность ума, способность рассуждать, подчинять голосу разума попечение о плоти, которое не следует превращать в похоти, как учит апостол Павел.
И в этом смысле воздержание, как власть над чревом, как господство над низшими пожеланиями души, очень тесно связано с целомудрием, сердечной чистотой. Мы об этом еще с вами поговорим, но сейчас хочется только похвалить человека воздержанного, то есть внутренне свободного, ни к чему земному не пристрастного, не привязанного до болезненности, когда сам взор меняется, глаза становятся бегающими: такие вот красные глазенки, о которых писал Александр Блок: «И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!» кричат». «Очи завидущие – руки загребущие», еще и трясущиеся – посмотрите на людей зависимых. И напротив, холодность к благам этого мира, внутренняя отстраненность от земного, умение всегда прославлять Господа Бога, Который все нам дал с избытком для наслаждения...
А теперь, дорогие друзья, давайте-ка наденем кольчугу, латы, вооружимся мечом, сядем на Сивку-Бурку, вещую каурку, или Бурушку, как ласково былины называют коня Ильи Муромца, и отправимся в сражение: «последний бой – он трудный самый!». Есть такая огнедышащая пасть, которая заглотила уже сотни тысяч душ и при этом не страдает от отсутствия аппетита, – страсть гнева, злобы, начинающаяся с едва приметной раздражительности, которую сейчас эвфемистически называют нервностью или так говорят: «У меня, вы знаете, дурной характер, не подходите – искусаю!» Ах это самооправдание! Ах это стремление убелить себя и в выгодном свете выставить собственную испорченность! До добра не доведет… В раю нет ни одного человека, который на земле занимался бы самооправданием, а ад забит ими до отказа!
Утверждаем вместе со Священным Писанием, что не любящий своего брата, то есть позволяющий себе на него раздражаться, «во тьме ходит и Бога не знает», хотя бы прочитывал по десять акафистов в день. Ибо Бог есть Свет, в Нем нет никакой тьмы нечеловеколюбия. Он – Источник чистейшей любви, Божественной энергии, которая всех просвещает, всем желает пользы, всех хочет спасти, собрать в лоно Матери Церкви. Малейший импульс осуждения и озлобленности есть демоническая энергия, расточающая то, что Бог собирает. Христос почивает лишь в простых и незлобивых сердцах.
С чего начнем борьбу? Внимание! Всегдашний самоконтроль, всегдашняя готовность ума засечь появление помысла или чувства неприязни и вступить с ними в единоборство. Каким образом? Расчленим этот акт, это действие нашей психики на отдельные сегменты. Вот шевельнулось слово осуждения (я не разбираю сейчас, откуда оно – изнутри испорченной души поднялось, как какое-то бульканье на болоте, или привнесено демоном, который своим хвостом замешивает в нас эту ядовитую смесь и удаляется) – главное вовремя заметить: «А нюх, как у собаки, а глаз, как у орла»! И тотчас откреститься от этого неправедного движения нашего сердца: «Господи, это не Твое и не мое! Не принимаю!» «Не хочу, не буду!» – как маленькие дети, бывает, отказываются от несвежей пищи. Едва лишь только ты внутренним актом, волением отторгнул от себя злое движение, ты уже победитель греха! По учению святых отцов, Бог не вменяет нам в грех возникший внутри худой мечтательный и злой помысел, если мы не принимаем его, если он только появился в сфере нашего внимания, но тотчас был нами отторгнут. Это бескровная победа, это лавры, которые Сам Бог возлагает на главу благоговейного, внимательного человека!
Однако нет гарантии, что зло вновь к нам не возвратится. Голодный пес, или койот, или шакал, будучи отогнан, потом вновь наведается в усадьбу. Значит нужно выставить систему защиты – «противоракетную оборону», а лучше сказать – щит и меч, которые воин, находящийся в дозоре, держит наготове. Молитва, внутренняя обращенность к Господу – вот меч, а щит – это сознание своей немощи, неспособности победить зло: «Господи, я никто и ничто! Без Тебя я не смогу и шагу сделать в невидимой брани, Ты мне помоги, Иисусе Христе, помилуй мя!» Святые отцы свидетельствуют, что призывание имени Иисуса Христа с верой и любовью производит устрашающее действие на любую страсть. Как исчезают сгустки тьмы там, куда внесен светильник, распространяющий вокруг себя лучи света, так демоны бегут прочь, страсти притихают, едва лишь только мы обращаемся к Всемогущему Богу, называя Его по имени: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!». (Продолжение следует)
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.