Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (863) → Протоиерей Михаил Браверман: Всенощное бдение

Протоиерей Михаил Браверман: Всенощное бдение

№14 (863) / 12 апреля ‘16

Беседы с батюшкой

Недавно вышла в свет Ваша новая книга «Всенощное бдение», где Вы рассматриваете одно из самых важных богослужений Церкви. В чем заключается идейный смысл этого богослужения?

– Идейный смысл любого богослужения – это наше общение с Богом. Господь Бог вседоволен, Он не нуждается ни в чем: верит человек или не верит, Бог есть Тот, Кто есть. Славит человек Бога в своей жизни или нет, величие Бога остается неизменным. Если мы – христиане, люди, которые дерзают называть Небесного Бога Отцом, тогда вся наша жизнь должна быть путем к Богу, вся наша жизнь должна стать молитвой к Богу, прошением и благодарением.

Поэтому смысл любого православного богослужения – это славословие Бога Творца. Мы знаем, что Господь Бог сделал для нас. Знаем, что Он призвал нас в бытие. Бог не нуждался в творении, но, чтобы человек разделил полноту Божественной жизни, мы были призваны в бытие. А когда человек во грехе ушел от Бога, то Бог послал в мир Своего возлюбленного Сына, чтобы Он тоже стал Человеком. Став Человеком, Он взошел на Крест, чтобы искупить нас всех от рабства греха, рабства вечной погибели. Если для нас это открыто, то мы славословим Бога за все, что Он сделал для нас. В Церкви мы не просто люди, которые славословят Бога, мы – люди всех времен, всех народов, потому что в Церкви невидимо пребывают с нами все святые, святые бесплотные Силы, и Сам Господь отвечает на нашу молитву.

Господь так и говорит о тайне Церкви: где двое или трое собраны во Имя Его, там Я посреди них. И если мы приходим в храм – мы приходим в дом Отца Небесного. Замечательно, что у нас есть возможность узнавать о Боге, приходить к Богу.

Чтобы наша молитва стала осмысленной, чтобы мы приходили в храм и богослужение, которое развивалось веками, воспринимали и принимали, надо, чтобы появлялись книги, которые объясняют смысл того, что происходит в Христовой Церкви. Одна из таких книг – «Всенощное бдение», которая вышла в Москве в издательстве «Никея». Эта книга говорит об истории и смысле Всенощного бдения.

Вступление. Вера в Бога – это высшая ценность, высший дар от Бога. В ответ на этот дар мы приносим Богу молитву и учимся любить Его. Красивое словосочетание – «всенощное бдение». Название церковной службы говорит об очень многом, прежде всего, о том, что время молитвы – вся наша жизнь, которая должна закончиться воскресением, ведь темнота ночи сменяется рассветом.

Господь Иисус Христос, будучи истинным Богом, тем не менее, обращал к Своему Отцу молитву, а иногда, как например, перед избранием апостолов, трудами которых Он создавал Церковь, проводил в молитве всю ночь. Сын Божий, приняв человеческую природу, принял все положенное человеку. А молитва – важнейшая духовная потребность человека. В древности всенощное бдение действительно служилось всю ночь. Такая практика и сегодня сохраняется в монастырях Афона и там, где ориентируются на афонское устроение жизни. В таких местах молитвенный возглас к Богу «Слава Тебе, показавшему свет!», звучащий в конце богослужения, сопровождают первые лучи восходящего солнца.

Всенощное бдение состоит из нескольких служб: вечерняя, утренняя, первого часа. Впервые всенощная стала совершаться на Святой Земле. Ее последование утвердилось в Иерусалимском Уставе. Церковный Устав, или Типикон, – это сборник правил, регулирующий богослужения. Вместе с богослужебной традицией Устав определяет наше богослужение. Студийский устав был введен на Руси прп. Феодосием Печерским около 1070 года, а в XIV веке ему на смену пришел Иерусалимский устав.

В молитве сконцентрирована вся духовная жизнь каждого человека и вся духовная жизнь всей Церкви.

Помните, как князь Владимир выбирал веру для Руси? И что поразило послов? Красота богослужения. Православные богослужение, богословие, молитвенная жизнь, икона, пение – это все очень красиво. Все являет красоту Царства Божия. Царство Божие в совершенстве придет когда? В жизни будущего века. Но Царство Божие уже посреди нас. Предчувствие его, его отголосок, свет – это наше богослужение. Поэтому оно так красиво. Красиво наше пение, наши храмы.

Отец Михаил, есть всенощное бдение, есть Литургия. Всенощное бдение совершается накануне Литургии. Какая связь между этими двумя богослужениями? Нужно ли молиться и на всенощном бдении, и на Литургии?

– Молитва – это какая-то тяжелая обязанность, которую мы должны исполнять. Хотя у нас рекомендуемое утреннее и вечернее правило. Если мы не будем ему следовать, то мы, как люди ленивые, вообще перестанем молиться. Надо понуждать себя жить церковной духовной жизнью. Царство Божие усилием берется. Наша устремленность к Богу, наши беседы с Ним, наша молитва – это то, что должно стать результатом осмысления наших отношений с Богом. Бог – наш Отец, и хорошо ли нам, или плохо, мы призваны всегда пребывать с Небесным Богом Отцом.

В жизни все по-другому. Люди чаще всего обращаются к Богу, попав в крайне тяжелое положение. Такие отношения не достойны нашего призвания быть Божиими детьми. Если бы мы были хорошими христианами, мы бы при первой же возможности приходили в Божий храм – каждый из нас призван молиться дома, в любом месте, в любое время. Григорий Богослов говорит: помнить о Боге необходимо человеку более, нежели дышать.

В храме мы приносим молитву не просто как отдельные люди, а как Божии дети. Храмовая молитва легче, чем частная. Были времена в истории нашей страны, когда храмы были закрыты, а человек (например, учитель) не мог прийти и открыто помолиться: это грозило ему увольнением в лучшем случае. Теперь у нас замечательная возможность – читать книги, в интернете находить информацию о храме и, наконец, приходить в храм. У каждого есть такая возможность. Если мы ее не используем, то кто, кроме нас самих, будет в этом виноват? Поэтому каждый должен спрашивать сам с себя: я хочу быть с Богом? Вне Бога наша жизнь лишена какого-то смысла… А если я хочу быть с Богом, все ли я сделал, чтобы реализовать свое призвание быть христианином? Конечно, каждый из нас понимает, что делает очень-очень мало.

Вот мы приходим на главную службу – Литургию, где совершается самое главное таинство – таинство святого Причащения. К этому мы готовимся молитвой и постом. Но лучшая подготовка – вечернее богослужение. Если это воскресный или праздничный день, то это всенощное бдение. Мы призваны в этом богослужении участвовать, а, чтобы участие было не скучным, осмысленным, и существуют книги, в частности, и та, о которой мы сегодня говорим.

Зачитаем отрывок из книги «Всенощное бдение». Поскольку речь идет о богослужении, то кратко покажу смысл богослужебного языка и как часть этого языка – смысл символов.

Глава «Язык богослужения». В храме читаются молитвы и Священное Писание, возносятся песнопения, совершается каждение, звучат колокольные звоны. Язык Церкви – это, прежде всего, язык слова и символов. Понятие символов имеет многовековую историю в различных областях культуры, искусства и науки. Церковный символ – это видимый знак присутствия невидимого духовного мира среди нас. Символ сформировался на основе писания Священной истории в период Нового и Ветхого Заветов и церковной истории, развился благодаря иконописи и церковному зодчеству. С первых страниц Библии, в рассказах о грехопадении мы сталкиваемся с образным языком: …вначале сотворил Бог Небо и Землю… И мы понимаем, что мир духовный и видимый находятся в согласии, и видимое свидетельствует о невидимом.

Священное Писание образно называет Сына Божия Камнем, на Котором стоит все мироздание. Себя Господь назвал дверью в Царство Божие, жизнью истинною. А Церковь именует Его Солнцем правды. Ветхозаветная скиния – первый храм для истинного Бога, а затем храм в Иерусалиме служили образом Небесного мира. В Новом Завете дары волхвов, принесенные воплощенному Богу, тоже имели символическое значение: золото – царский дар – указывал, что Христос – Царь мироздания; ладан – принадлежность богослужения – свидетельствовал о Его Божестве; смирна, которой умащали тела усопших, прообразовывала грядущую смерть Христа.

Свое учение о Царстве Божием Господь излагал по преимуществу в притчах – образных рассказах, где земное свидетельствовало о Небесном и знакомые для слушателя предметы означали Божественное. Виноградник символизировал народ Божий, а потерянная овца – заблудившегося человека. Семя означало Божие слово, а почва, на которую оно падает, – сердце человека. Своих учеников – всех нас – Господь назвал солью земли: если Церковь потеряет свою силу, то как тогда мир сохранится от разложения?

С древности христиане украшали места молитвенных собраний символическими изображениями. И сегодня архитектура храма, его устройство, церковная утварь, светильники и свечи, облачение священника, числа и цветовая гамма – все имеет символическое значение и несет на себе отпечаток духовного мира.

Язык Церкви очень сложный. Он состоит из нашей молитвенной обращенности, включает в себя церковное пение. Богослужение включает в себя икону, живопись, храмовую архитектуру. Все это являет самое главное – присутствие Бога среди нас, присутствие Бога на земле. Как говорил апостол Павел: Богом мы и живем, и движемся и существуем. То есть изучать церковное учение, вопросы богословские нужно только для одного – чтобы стать чуть-чуть ближе к Богу. В этом плане все наши теоретические богословские науки должны быть неотделимы от нашей практики. А практика подразумевает молитву, борьбу со страстями, исполнение Божиих заповедей.

Идейным центром Всенощного бдения является чтение Священного Писания. Кроме книги «Всенощное бдение», у Вас есть еще труды, в том числе книга «Евангельская история в проповеди». Поможет ли нам эта книга в изучении Священного Писания?

– Эта книга была написана действительно для того, чтобы помочь человеку войти в мир Евангелия. Евангелие – это самое ценное, это слово живого Бога, обращенное лично к нам. Проповедь – особый жанр церковного красноречия. Она говорит о том, как Евангелие должно исполняться в нашей жизни. Написание книг я вижу частью своего священнического служения, так как священник призван проповедовать Христа, призван молиться Христу за людей, призван быть свершителем таинств, то есть сослужить Богу в деле преображения мира и человека.

Глава из книги «Всенощное бдение», посвященная Главе Церкви – Иисусу Христу. Господь – первосвященник. Из названия главной службы православной Церкви – Литургии (в переводе с греч. – общее дело) становится ясно, что участниками богослужения являются все собравшиеся в храм на молитву. …Устанавливая Новый Завет, Господь принес в жертву Самого Себя. Начиная проповедь и служение, Господь избрал Себе учеников, сначала 12, затем еще 70. Перед Вознесением Господь повелел им идти во все страны и ко всем народам, чтобы учить и крестить. Это служение Церковь продолжает и доныне. В 50-й день по Воскресении на учеников сошел Дух Святой, даровал им благодатные дары – быть посланниками и служителями Господа, создавать на земле Церковь. Апостолы (посланники), исполняя заповедь Христа, пошли с проповедью по всей Римской империи и даже вышли за ее пределы. Там, где возникали христианские общины, апостолы поставили себе преемников – епископов. Епископы в свою очередь посвящали своих последователей. С тех самых пор дар служения Богу и людям передается в Церкви через таинство Священства по установлению Христа и действием Святого Духа. Это называется апостольским преемством, через него в Церкви мы имеем непрерывную связь с апостолами и избравшим их Господом нашим Иисусом Христом. Священнослужители – это те, кто участвует в служении Христа, сослужит Ему в деле спасения человека. Другие участники богослужения – это миряне, те, кто живет в этом мире. Все христиане призваны к соработничеству, совместному творческому труду со Христом в деле изменения себя и преображения мира. Поэтому апостол Петр называет всех христиан царственным священством, народом святым. Священнику Господь даровал особую власть и ответственность – приносить у престола молитву за всех людей, а также служить при совершении таинств. Господь, отвечая на нашу молитву, дарует нам свою помощь и силою Святого Духа совершает таинства Церкви.

Вхождение в церковную жизнь не происходит сразу же, оно проходит постепенно. На этом пути человек должен, в первую очередь, молиться сам, просить у Бога помощи и вразумления. Хорошо, что у нас есть книги, Воскресные школы для детей и взрослых. Сегодня есть все возможности понимать богослужение и участвовать в нем во всей возможной полноте. Надо помнить для чего мы пришли в Церковь. Мы пришли потому, что это Церковь Христа Бога. Мы пришли, чтобы встретить Христа в таинствах. Научиться встречать Его в молитве, видеть в жизненных обстоятельствах, но самое главное – помнить, что в центре всей нашей духовной жизни стоит Христос Спаситель. Его мы ищем. К Нему обращаемся. Его, вместе с Богом Отцом и Святым Духом учимся славословить.

Насколько уместна проповедь сразу после чтения Евангелия?

– Она не только уместна, она желательна. Потому что, прочитав Евангелие, у нас есть возможность подумать: а как же услышанное должно проявиться в нашей жизни? Проповедь на примере святых, на примере событий нашей жизни, на примере жизни Церкви можно показать, как евангельское слово находило и находит воплощение в истории, в жизни каждого из нас. Священник перед началом проповеди всегда просит у Господа помощи сказать нужное слово. Господь благословляет не на то, чтобы наши слова были красивые или особо заумные, а на то, чтобы наше слово принесло слушателям пользу.

Сколько бы мы ни трудились над изучением Евангелия, Бог остается непознаваемым, неприступным, но Его любовь, Его милость по-новому нам открывается каждый раз, когда мы задумываемся о главном – поиске Бога, и мы находим в своей жизни выражение того, что прочитали или услышали в Евангелии.

Много можно прочитать в книгах, в интернете, но живое слово пастыря привносит в нашу жизнь неизреченное присутствие Божией любви, потому что Господь благословляет, чтобы сказанное действительно послужило нам на пользу. Сам я часто слушаю проповеди и получаю вразумление и духовную помощь.

Одна из ваших книг называется «Божественная литургия», она вышла и на русском, и на французском языках.

– Да, многие парижане смогли с ней ознакомиться. Все книги – это мое желание, чтобы людям было интересно участвовать в богослужении, понять, что нет в мире ничего более интересного и важного, чем знать о Боге. Каждый человек хочет быть счастливым, но не все знают, что счастье зависит от Господа Бога. Не потому, что Господь Иисус Христос может нам что-то не дать, потому что мы Его неправильно просим. А потому, что наша жизнь не складывается правильно, если нет божественного присутствия. Но если мы, несмотря на всю нашу немощь, наши грехи, наши ошибки, наши падения, направляемся к Богу, то мы идем к Свету. Наша жизнь становится и теплее, и светлее.

Каждая моя книжка написана простым языком – это возможность донести до человека смысл православных богослужения и богословия, а, следовательно, смысл всей наше жизни. Для чего мы пришли в мир? Для чего живем? И для чего этот мир покинем? Апостол Павел говорит: никто из нас для себя не живет, никто из нас для себя не умирает. Ибо живем ли – для Христа живем, умираем – для Христа умираем, ибо мы всегда Христовы.

В храме нас окружает множество икон, с которых на нас смотрят святые, а мы смотрим на них, и когда мы молимся за Литургией, есть такое мнение у богословов, все святые соучаствуют с нами в Литургии. Есть ли у Вас книга о святых образах?

– Глава из книги «Всенощное бдение». …Входя в храм, стены которого украшают росписи, мы попадаем в центр всех событий Священной истории, о чем рассказывают фрески и мозаики. Вверху купола изображается Господь или Его Пречистая Матерь. Четыре паруса – так называется сферические треугольники, поддерживающие купол, украшает изображение евангелистов или их символов – орла (высота богословия), тельца (символ жертвы Христа), льва (царское достоинство Господа), человека. Вверху стен – евангельские сюжеты, они же – изображение святых, которые словно бы стоят вместе с нами на богослужении. Так задуман храм, так он устроен, что являет собой и Священную историю, и то, что мы в храме не одиноки. Вместе с нами – немощными людьми – еще все святые. Это, в том числе, являют иконы и роспись. У меня есть книга о Пресвятой Богородице, где я говорю, что почитание Девы Марии – это почитание Бога, ставшего Человеком, почитание Христа Спасителя. В книге говорится об иконах Богородицы.

Пост – это время, когда мы не от чего-то отказываемся, а время, когда мы что-то приобретаем. Научившись справляться с собственной волей, в конце поста мы сможем разделить радость о воскресшем Христе. Но чтобы эта радость стала частью нашей жизни, необходимо научиться плакать о Боге, о Его страданиях. Время поста – это надежда, что мы чуть-чуть очистим свое сердце, чуть-чуть станем ближе к Богу, а это принесет нам свет и радость.

Апостол Павел пишет: я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс